Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№17 от 23 мая 2024 г.
100-летний юбилей среди гармоний и друзей
Геннадий Филин – о пианизме, съемках на Первом канале и многофункциональном тягаче по имени Юля


30 мая в МКЦ отметят столетие. И не простое, а сочлененное – на манер автобусов/троллейбусов «с гармошкой». На этой площадке намерен большим концертом отпраздновать 60-летие самый известный городской джазист Геннадий Филин. Ну, а поскольку 40-летие группы «Feelin’s» случится в эти же дни, он решил: почему бы два юбилея не объединить? И объединил! Тем более, 60+40 = красивое трехзначное число. Сегодня автор этой удачной идеи – гость рязанского выпуска «Новой газеты».


Геннадий Филин

Секрет чудес

– Геннадий, близится юбилейный концерт – 60 лет тебе и 40 лет твоей группе. Чем думаешь порадовать публику? Ожидается на сцене кто-то, помимо «Feelin’s»?

– Думаю, концерт будет весьма разнообразный. Кроме собственно «Feelin’s», в программе примет участие певица и актриса Наташа Богданова. Наташа приедет из Москвы, как и ребята из Международного театра современного танца «Вортекс» – мы часто гастролируем по стране с программой «Джаз&Степ».

Также я позвал гитариста Стаса Глушенкова. В 1984-м мы создали группу с Сережей Тишкиным, который учился со мной в группе №139 радиоинститута, а третьим участником нашего коллектива был как раз Глушенков. Он тогда получал образование по специальности «информационная измерительная техника» в 134-й группе. Мы втроем, получается, самое первое ядро того, что в 1990-м стало называться «Feelin’s». Будет и Анатолий Петров, который в 1984-м тоже работал у нас в институте, руководил диксилендом, и весь первый состав группы одновременно входил еще и в этот диксиленд.


Первый состав группы с трубачом Анатолием Петровым

– Многие заметили, что в последние несколько лет ты стал гораздо бодрее играть на фортепиано – беглость пальцев резко увеличилась, появилась вдруг неожиданная для возраста легкость. Как так вышло? В чем секрет?

– Что тренируется, то развивается. В 2015 году группа с вокалистом Борисом Саволделли выступила на знаменитом международном фестивале Игоря Бутмана «Триумф джаза». Я тогда посмотрел на мировых «звезд», а они были там богато представлены. И остро понял, что настало время что-то менять. Естественно, решил начать с себя, и мне в голову пришла простая мысль: мою любимую музыку, кроме меня самого, все равно лучше никто не сыграет, тем более ту, которую я же и сочинил. И решил всерьез заняться фортепиано – буквально заперся в студии на какое-то время и стал усердно заниматься техникой пианизма. Результат, конечно, заметен.

Брат уехал в Антарктиду

– Рязанские поклонники хорошо помнят, как в «Feelin’s» долгое время играл твой младший брат Павел – виртуозный гитарист, который не только обладает высокой техникой, но и тонко чувствует музыку. С тех пор, как он переехал в Питер и всерьез занялся наукой, как часто видитесь? Следишь ли за его успехами?

– Конечно, слежу. Паша сейчас крупный ученый в области культурного и природного наследия Арктики, а еще в прошлом году был с экспедицией в Антарктиде. Написал несколько книг, постоянно их издает. Недавно еще отличился. Он почти не рассказывает о своих успехах, и вдруг выяснилось, что в начале марта в российский прокат вышел единственный в своем роде полнометражный документальный фильм «В Арктику», где Паша активно присутствует. Я ничего об этом не знал – не успеваю за всем следить.

Павел приедет на юбилей и присоединится к группе. Мы планируем сыграть несколько композиций его и моего сочинения, звучавших в эпоху блюз-роковой программы, когда у нас было целых два гитариста – Дмитрий Крылов и Павел Филин. Паша приедет 27-го, мы успеем немного порепетировать, а потом показать это на концерте. Всем любопытно, что получится. Мне самому в первую очередь. Вот такая ностальгия.

– Недавно у еще одного музыканта группы был юбилей – бас-гитарист Константин Панкратов отметил 70-летие. Помнишь, как в первый раз вместе пробовали играть?

– Это случилось в 1985 или 1986 году, когда меня позвал к себе играть Александр Семячкин, замечательный рязанский, воскресенский и питерский саксофонист, ныне, к сожалению, покойный. У него был профессиональный малый джазовый состав – квинтет, и большой состав – биг-бэнд, где на басу как раз играл Панкратов. Поскольку мы активно интересовались джазом, то очень внимательно наблюдали за творчеством коллектива Семячкина – вплоть до того, что ходили на репетиции, не говоря про джем-сейшены, а также концерты фестивалей, которые он организовывал. Александр тоже к нам присматривался. А однажды взял и пригласил нас принять участие на одном из своих фестивалей «Дни джаза в Рязани». Тот фестиваль проходил на многих сценах, и одна из них была в зале Радиотехнического института – там мы и выступили как «Ансамбль под управлением Геннадия Филина». И через небольшой промежуток времени – кажется, месяц – он мне предложил стать пианистом в его малом составе. Я согласился и тогда впервые сыграл с Константином Панкратовым. Сразу запомнил чувство ритма, тот самый свинг, основу джаза, который своим басом создавал Панкратов. Потом, бывало, вместо Кости играл кто-то другой, и я сразу замечал, что не хватает той самой джазовой пульсации, которая у меня с тех пор ассоциируется с Панкратовым.

Ну, а когда в 1997 году Костя вернулся из Китая, я предложил ему играть в нашей группе – с этого момента он участник «Feelin’s». В 2000-м мы стали муниципальным коллективом Рязани, каковым и остаемся по сегодняшний день.


Группа «Feelin’s»: Вячеслав Сергеев, Геннадий Филин, Сергей Долгишев, Константин Панкратов

Человек-39

– Интересно, веришь ли ты в гороскопы. Потому что у других участников «Feelin’s» дни рождения расположены вокруг твоего – у барабанщика Вячеслава Сергеева 27 мая, у саксофониста Сергея Долгишева 31 мая. Есть ли в группе практика совместных отмечаний?

– Да, это удивительное совпадение. Однозначно дата рождения всегда соответствует определенной энергии. Даже если на природу посмотрим – какова в феврале, например, и какова в сентябре – в погоде налицо радикальная разница. Поэтому, когда люди родились в один период, они тоже наделены похожими качествами, между ними есть общее.

Практика совместных отмечаний пошла еще со времен кафе «Фонтан» – мы каждый год праздновали это событие концертом группы «Feelin’s». Когда в прошлом году одновременно отмечали 55 лет Славе Сергееву и Сергею Долгишеву, мы закатили большой праздничный концерт и впервые представили в МКЦ – в фойе на втором этаже – экспозицию музея группы. Тогда группе было 39, а я фанат этого числа, я – человек-39. Учился в 39-й школе, в 139-й группе в институте, живу в Рязани с индексом 39, и вот было 39 лет группе. А месяцем раньше мы отметили 39-летие выступлением детского хора «Тридевятое царство» из моей родной школы.

– Насколько помню, за долгую историю «Feelin’s» через группу прошло около двадцати музыкантов, если не больше. Кроме профессионального мастерства, какими чертами характера должен обладать исполнитель, чтобы удержаться рядом с Геннадием Филиным на долгий срок?

– Очевидно, что желание продолжать играть в группе у музыканта должно перевешивать сиюминутную потребность уйти из ансамбля. Причин разругаться и разбежаться всегда предостаточно. Вопрос, на чем мы фокусируемся и насколько это соответствует нашим глубинным желаниям. Раз не расстаемся – значит, поводов для объединения и продолжения совместного музицирования гораздо больше.

Ну, а если конкретно... Когда делаешь серьезный проект – например, гастрольный тур по четырнадцати городам – это очень сложный процесс. И здесь нужно быть как минимум ответственным. Вовремя приходить, например. Все равно, где ты выступаешь – в Подмосковье или на Урале, ты должен прийти на место в обозначенный час и сделать то, что обязан сделать, причем лучшим образом. Что у нас и получается. Неважно, как далеко мы выступаем, какая у нас логистика – всегда важны организованность и ответственность.

В любом случае все постоянно делают выбор: продолжать дальше или не продолжать. Сам я использую такую простую штуку, которая называется «прощение». Это позволяет не зацикливаться, отпускать все негативные эмоциональные состояния, возникающие обиды и разногласия. Все легко прощается, надо только делать это целенаправленно и осознанно.

Немного солнца в прохладной Москве

– «Feelin’s» теперь частый гость на ведущих федеральных каналах страны. Какая из поездок в столичные студии особенно запомнилась?

– Ну, не такие уж частые гости. Сейчас мы периодически выезжаем играть на программу «Доброе утро» Первого канала, где на редкость профессионально все организовано.

Запомнилось, как в апреле прошлого года играли в составе трио мою пьесу «Автострада». Площадка Первого канала, где снималось «Доброе утро», была на ВДНХ. Приехали утром, лютый холод, два или три градуса тепла. На саундчеке через минуту Слава остановился и сказал: «Я не могу играть». У меня руки тоже не слушались от холода. Но в тот момент, когда мы сели за инструменты уже чтобы выйти в эфир – вышло солнце. Оно, если не согрело, то, по крайней мере, очень нас обрадовало. И мы, так сказать, победили непогоду, хотя дотянули до конца композиции с огромным трудом.

– А вот рязанские телевизионщики почему-то мало снимают группу. Ни полных записей концертов, ни обстоятельных фильмов о творчестве «Feelin’s» навскидку не припомню. Почему местные мало ценят? Или, может, я просто слишком редко смотрю региональное телевидение?

– Все наши крупные мероприятия и проекты освещаются рязанскими каналами – и «Окой», и ТКР. Но целиком концерты не снимают и клипы не делают – как получается, так и получается.

В 1980-90-х на местном телевидении творческая составляющая была очень мощной, один «Субботний телеканал» Валерия Майорова чего стоил. Снимались и авторские музыкальные программы с нашим участием.

Но, повторюсь, когда мы делаем какие-то проекты, они освещаются, по крайней мере, всегда выходят репортажи и обычно хорошие. Совсем недавно мы закончили проект по гранту Президентского фонда культурных инициатив «С чего начинается Родина», который был ориентирован на школы Рязани. Получился мощный финальный концерт в МКЦ, где приняли участие одновременно 180 учащихся из семи школ, и об этом вышли просто замечательные репортажи.


На рыбалке

– Когда-то давно у тебя был магазин принадлежностей для рыбалки. Бизнес-увлечение отошло на второй план? И как часто самого можно застать с удочкой? Что вообще греет душу, помимо музыки?

– Как говорится, мастерство не пропьешь. В 2004-м неожиданно для всего рыболовного сообщества Рязани и России я оставил это дело – почти совсем забросил на несколько лет. Но сейчас пару раз в год стараюсь выезжать со своим московским приятелем на его катере. Что-то обязательно вылавливаю, даже если абсолютное бесклевие, а если рыба активна, то улов у меня замечательный.

Еще у меня лесной домик, где я все делаю своими руками и занимаюсь ландшафтным дизайном. Это доставляет большую радость – каждый уложенный камушек… Почва там бедная. Как я говорю – сплошной песок до центра Земли. Чтобы на песке что-то росло, нужно тщательно подбирать растения и ухаживать за ними. Так что ландшафтный дизайн – радость моей жизни.


«Без нее я со всем этим не справился бы»

– О чем самому хочется рассказать читателям?

– Хочу сказать о человеке, который давно уже не просто помогает в моей деятельности, а является настоящим многофункциональным тягачом всех наших проектов, которых с каждым годом становится все больше, а сами проекты – все масштабней. Судите сами.

Во-первых, ежегодно, начиная с 2014-го, у нас бывает российский концертный тур с итальянским вокалистом Борисом Саволделли. Проходит он обычно в «есенинские» даты – конец сентября, начало октября. Это программа «Есенин Jazz» плюс итальянский джаз. В прошлом году тур охватил 14 городов – Центральную Россию, Поволжье, Урал, Алтай, Сибирь и Север.

Следом был проект с Министерством культуры Рязанской области «Величие рязанский земли: проект 3D», ориентированный на райцентры и школы области и посвященный трем выдающимся рязанцам. «3D» – это дух, душа и дело. Первое «D» – Александр Александров, автор гимна России, как порождение духа русской нации, который исходит с рязанской земли, поскольку Александр рязанец. Второе «D» – душа, это Сергей Есенин, выдающийся поэт, родившийся в Константиново. Соответственного, душа русская тоже исходит из рязанской земли. Третье «D» – это дело. Раньше говорили, что существуют дух, душа и тело, но тело я решил заменить на дело – получилось «3D». Дело – Константин Циолковский, автор реактивного двигателя и собственной философской концепции, ученый-космист, который высказал замечательную мысль: я – гражданин Вселенной, ответственный за судьбу планеты.

И третий масштабный проект, о котором я до этого сказал, – «С чего начинается Родина», там было задействовано более 450 детей из восьми школ Рязани.

Во всех проектах мне помогает дочь Юля. Она талантлива в различных сферах деятельности – от написания грантов до выстраивания логистики переездов и покупки билетов в огромных турах. Видеоконтент – отдельная трудоемкая задача. Мы часто выступаем в залах с экранами: благодаря Юле и ее знаниям в области видеопроекции наши выступления превращаются в красочные шоу. Плюс дочь отвечает за фотосъемку. Она прекрасно знает английский и является переводчиком в наших международных проектах. Не говоря уже про написание отчетов по грантам и т.д. Без нее я бы точно со всем этим не справился.

Фото с личной страницы Геннадия Филина "ВКонтакте"


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Мое призвание – поиск резонанса»

 

Наши страницы в соцсетях

Анатолий Обыдёнкин