Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№24 от 23 июня 2011 г.
Юрий МАНОВ: «Мы не знаем истории родного города»
Известный рязанский писатель-фантаст выпустил уникальный путеводитель



Рязанский писатель и журналист Юрий Манов только что выпустил новый путеводитель.

Называется он более чем незамысловато – «Рязанская область – 2011» – зато это весьма броское глянцевое издание с сотнями цветных фотографий. И, в общем-то, первый за долгие годы подробный рассказ о достопримечательностях, во множестве разбросанных по окрестностям нашего города, написанный внятным, а не казенным языком.

Кстати, у Манова это не первый путеводитель: в 2009-м у него вышло издание «Рязань и 7 чудес Рязанской области», чей тираж в 5000 экземпляров практически раскуплен. А вот путеводитель «Рязанская область – 2011» только начинает дорогу к пользователю: в первых числах июня он появился в городских киосках «Роспечати» и музеях Рязани и области.

Юрий Манов – еще и один из самых востребованных рязанских писателей, он автор нескольких фантастических романов, изданных крупнейшими издательствами «АСТ» и «Крылов», его рассказы и повести выходили во многих сборниках и журналах.

Так что тем для разговора с Юрием Мановым у нас оказалось более чем достаточно.

– Юрий, в последнее время что-то не слышно о том, чтобы у тебя выходили новые романы. С чем связан перерыв?


– Да, перерывчик имеет место быть. Последнее мое появление «на широкой публике» состоялось аж в 2009 году, когда в журнале «Сибирские огни» вышла моя повесть «Они топтали мари БАМа», в том же году издательство «АСТ» выпустило сборник фэнтези «Разбить зеркала», у меня там вышли повесть и два рассказа. Я как раз тогда начал писать «Эльфы средней полосы», роман в новеллах, а тут письмо из издательства. Спрашивают, есть ли что из фэнтези? Послал то, что было более или менее закончено. Взяли все, напечатали. Теперь вот мечтаю этот роман дописать и в издательство отправить. Попутно работаю над романом с условным названием «Антисталкер».

Для тех, кто в не теме: «STALKER» – это серия книг ведущих российских издательств, посвященных одноименной компьютерной игре, весьма популярной. Скрывать не буду, сам в нее поиграл, все уровни прошел, времени «убитого» не жалею. Естественно, что и книжками из этой серии заинтересовался. Почитал с десяток, остался жутко разочарован и решил написать сам, как я себе вижу, хороший роман про «Зону». Роман наполовину готов, но сейчас просто нет времени его дописывать: последнее время я занимался подготовкой путеводителей по Рязани и Рязанской области.

– Авторские путеводители – это твое ноу-хау?

– Нет, в Рязани уже выходил авторский путеводитель Николая Аграмакова и Евгения Каширина, но это, скорее, хорошая книга по истории Рязани. Что касается туристического путеводителя, то последний вышел в 1983 году, еще в Советском Союзе. И там все больше про места, овеянные революционной славой, ну и про наши социалистические достижения… После этого Рязань долгое время не имела своего путеводителя, что говорило о высоком уровне развития у нас туризма. Несколько лет назад попытку предприняла фирма «TFT», по их замыслу, это должен был получиться первый и основной путеводитель по Рязани и Рязанской области «нового времени». Инициатива похвальна, но конечный продукт оказался черно-белым, к тому же содержал столько фактических ошибок, что народ за голову хватался. Видно, что писал не рязанец, иначе с чего бы автору с легкостью путать Константиново с Касимовым, ЦПКиО с «пьяным» и «наташкиным» парком и т.д., и т.п.

Наверное, главное отличие моих путеводителей от привычных – в нем имеется авторское отношение к описываемому. Мое отношение. Да, что-то мне нравится, что-то нет. К примеру, я могу восхищаться красотой дворца фон Дервиза в Кирицах и при этом материть наши плохие дороги. Вовсю расписывать замечательный музей деревянного зодчества в Лункино и горько сожалеть о состоянии усадьбы Дубовицких-Мерхелевичей в Стенькино. Соглашаться со мной или нет – дело читателя.

– А с чего ты вдруг решил заняться написанием путеводителей?


– Подтолкнула к этому поездка в Таганрог несколько лет назад. Таганрог – совсем маленький городок, там вдвое меньше жителей, чем у нас, но я приехал туда впервые, и что посмотреть, кроме музея Чехова, не знал. И вдруг прямо на вокзале встречаю в продаже отличный путеводитель, где нормальным человеческим языком, без всяких нуднятин, рассказана история города и подробно описаны его достопримечательности! И как описаны – никакого гида не надо! Так на своей машинке мы с супругой все самое интересное в городе и посмотрели. А что у нас в Рязани в этом плане? Когда друзья из других городов приезжали, мне и подарить им было особо нечего, кроме набора открыток. Еще какие-то огромные фотоальбомы продаются, которыми, если хорошо по голове приложить, – убить можно. И стоит эта прелесть огромных денег при малых тиражах. Спрашивается: кому это нужно? Турист их брать не будет – в бардачок машины не влезет. Подарок дорогим гостям, от нашей области – вашей? Ну-ну…

Возвращаюсь из Таганрога, начинаю интересоваться у людей, которые отвечают за туризм в области: нужен нам путеводитель по Рязани? Есть у нас что показать? Есть, отвечают, нужен путеводитель! Так почему его нет? А мне и говорят: да вот никто так и не написал, хочешь – пиши…

Написать – полдела, хотя попотеть пришлось, и в библиотеках посидеть, и интернет пошерстить, и по области поездить. Но это все цветочки – гораздо труднее оказалось найти издателя. Им стал ИД «За рулем – Рязань».

Если честно, путеводитель я писал именно для гостей города, туристов, но был удивлен огромным интересом к нему самих рязанцев. И причина банальна – мы практически не знаем истории родного города, области. Не знаем, что и у нас есть на что посмотреть. Как мог, я попытался этот пробел восполнить.

– Это ты говорил сейчас про путеводитель «Рязань и 7 чудес Рязанской области», появившийся два года назад. А что необычного в только что вышедшем путеводителе «Рязанская область – 2011»?

– В этом году мы решили сохранить формат прошлогоднего издания «Рязанская область – Большое Золотое Кольцо». Некоторые статьи вошли в новое издание практически без изменений. Но теперь для удобства пользования все объекты туристического интереса помечены числами на карте. Всего их 76 с описанием ориентиров в пути. Так что любой мобильный гражданин туда сможет добраться без особого труда. Вот прочитал ты про музей деревянного зодчества в Лункино Клепиковского района – зело удивился.  Нашел место на карте в путеводителе. И в ближайшую субботу берешь друзей, едешь в Клепики и видишь все это своими глазами. Просто и удобно.

А вообще планов громадье! Во-первых, когда-нибудь дописать недописанное. Во-вторых, сейчас ИД «За Рулем – Рязань» готовит туристическую карту Рязани и области, очень востребованную у туристов и тоже с описанием всех наших достопримечательностей. Срок ее выпуска пока не определен. Но вот что уже точно по срокам – к весне собираюсь выпустить в свет книгу, посвященную фестивалю современного танца «Черный кот». В следующем году этому фестивалю – на мой взгляд, лучшему шоу в Рязанской области – будет ровно 25 лет.  Думаю, к юбилею лучшим подарком фестивалю будет книга. Цветная, с хорошими фотографиями и хорошим текстом. Весьма польщен, что Игорь Крысанов доверил авторство книги мне – вполне мог и сам написать. Я ведь знаю, как он пишет – классный автор, жаль, в Рязани публиковаться практически негде.

– К сожалению, негде, если, конечно, не считать разного убожества вроде недавнего альманаха «Литературная Рязань». Ты его видел?

– Да, конечно, не только видел, но и прочитал, хотя далось это с немалым трудом. Во-первых, формат издания убил наповал. Здоровенный кирпич формата А4, да еще 14-м шрифтом – кошмар! Во-вторых, напрягла явная тяга большей части авторов либо к кондовости, либо к «есениности». То есть, если стихи в Рязани писать, то непременно как Есенин, про березки и облака. А если проза – про поруганную ныне деревню, с обязательными богатыми злодеями, скупающими землю, и вкраплениями слов типа «непогодь». Зачем-то в альманах 2010 года включены стихи С. Есенина. Никто не спорит, Есенин – гений, но в 2010 году он ничего не написал, потому что давно умер. Описание праздника в Константиново – тоже непонятно, зачем, а портрет нашего «министра культуры» на всю страницу и вовсе удивляет. Женщина, не спорю, симпатичная, но стоит ли вот так, на весь лист? Так что будем считать это издание первым блином.

Теперь о плюсах. Во-первых, наконец-то за многие годы в области появилось реальное издание, где рязанский писатель может напечататься. Второе: в альманахе я нашел много интересных вещей. Особо порадовало эссе Осипова о Солотче, стихи Паскаля, забавный рассказик про смерть (извини, не запомнил автора), прекрасные басни на злобу дня. С интересом прочитал мемуары о военном Ряжске. Очень понравился полуфантастический рассказ Николая Молоткова о наших реалиях в лихие 90-е, очень узнаваемые лица, только несколько смутило, что со стодолларовой купюры в рассказе смотрит президент Линкольн. Линкольн – вроде как на «пятерках» напечатан, ну да ладно.

– Тем не менее, в этом альманахе нет рязанских авторов, сколько-нибудь известных за пределами города, хотя на самом деле их немало. И нет ни одного представителя фантастики, хотя Рязань становится буквально городом фантастов: помимо тебя, именно здесь живут и работают Владимир Голубев, чьи рассказы регулярно выходят в журнале Бориса Стругацкого «Полдень, XXI-й век», многие творцы сериального «фэнтези» – Галина Романова, Сергей Панарин, Виктор Шелонин и Олег Баженов – которые тоже пишут зачастую интересней местных «совписов», больных, в общем-то, людей, для которых «корочки» какого-нибудь писательского союза значат куда больше, чем собственно литература. Вот с чем, по-твоему, связан такой всплеск интереса к написанию именно фантастики?


– Могу сказать только за себя. С детства любил этот жанр, зачитывался Верном, Дойлом, Уэллсом. Читал Казанцева, Лема, Алексея Толстого, потом повезло прочитать Стругацких. Понял, что это – мое! Но, честно говоря, не люблю делить писателей строго по жанрам. Для меня писатель – это просто писатель, и разница лишь в том, хороший он или не очень. И это опять же сугубо субъективно. Кому-то больше нравится Толстой Лев, кому-то Толстой Алексей. Дело вкуса. Опять же, вот знаменитый Ден Браун. Он фантаст или детективщик? А Акунин? Как разграничить жанры?

Что касается названных тобой писателей, то я их всех знаю и отношусь к их творчеству с огромным уважением. Галина Романова приносила мне в редакцию свои стихи, давала первый роман еще в рукописи. Кстати, сейчас она больше исторические книги пишет: делает то, что хочет, и делает хорошо. Сергей Панарин – мой соавтор, надеюсь, наш общий с ним роман «Три дембеля на Плющихе» когда-нибудь увидит свет. А Владимир Голубев и вовсе по моей рекомендации поучаствовать взял да и выиграл международный конкурс фантастов – это дело мы как-то славно обмыли. Если серьезно, то я мечтаю когда-нибудь выпустить альманах рязанской фантастики, но все опять же упирается в средства.

– Лично мне безумно жаль, что у тебя так и не вышел отдельной книгой сборник «Кошизофрения»: рассказы и повести оттуда «АСТ» довольно глупо, на мой взгляд, раздергало по своим тематическим сборникам. Есть вероятность, что это упущение будет когда-нибудь исправлено?

– Вряд ли, хотя мне было приятно публиковаться в этих сборниках под одной обложкой с Лукьяненко, Громовым, Дивовым и прочими ведущими мастерами жанра. Издательства редко берут в печать уже опубликованные, пусть частично, вещи, но кто знает… Сейчас вот одно центральное издательство, которое  завернуло «Кошизу», заказало мне писать боевик. А завтра, наоборот, боевики «задолбают», и покупать будут городское фэнтези. Меняются вкусы, меняются редактора, все меняется. Главное, что люди еще читают, а значит – и писатели пока нужны…
Анатолий ОБЫДЁНКИН