Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№22 от 23 июня 2022 г.
Запреты беспредельные, поставки параллельные
Компьютерная техника, бытовая электроника, химикаты и автозапчасти едут к рязанским потребителям новыми путями

19 июня во двор со складскими помещениями на окраине Рязани въехал трехтонный грузовик. Трое рабочих, несмотря на выходной, ждавшие груз, надели спецовки и вышли на разгрузку.

Буржуи плохие и хорошие

Заместитель директора Сергей Петрович, подкативший часом раньше и сообщивший, что машина прошла Ряжск, пожал руку водителю-экспедитору Виталию.

– Никаких столкновений не было? – спросил начальник.

– Не волнуйтесь, – успокоил доставщик, – все 1400 километров без единого толчка, а тем более без ДТП. Дороги федеральные сейчас гладкие, почти безопасные.

– Ну, скажешь тоже, безопасные. Вон, под Михайловым недавно было четыре трупа.

За коробками с надписями Intel, AMD и NVIDIA последовали какие-то узкие длинные коробки, внутри которых при нажатии скрипел пенопласт. Потом сквозь вскрытый угол коробки показался моток какого-то странного, непривычного, неэлектрического кабеля.

Заметив недоверчивый взгляд журналиста, Сергей Петрович помахал рукой, словно разгоняя бесовщину:

– Это не контрафакт, не контрабанда. Это согласно закону, который сейчас принимает Госдума, вполне себе легальный параллельный импорт. 21 июня голосование пройдет в третьем, окончательном чтении. Видишь, в нашу страну некоторые заокеанские буржуи запретили ввозить свою продукцию, но другие буржуи, более нам близкие, продолжают у них покупать и нам перепродавать.  

Не контрафакт, а «серые» товары

Закон о параллельном импорте принят российским парламентом, как и ожидалось, 21 июня, хотя первые поставки пошли еще раньше. Российские производители, занимающиеся сборкой, продажей и ремонтом компьютерной техники, в марте 2022 года были оглушены уходом из России крупнейших мировых компаний: а где брать запчасти и комплектующие? Многие типы видеокарт, сетевых карт, отдельных микрочипов в нашей стране не производятся.

Потом сообразили: надо делать то, что делают совершенно легально Бразилия или Турция. Покупать продукцию не у закрывшихся филиалов международных гигантов, а у небольших фирм в нейтральных странах. Ереван отгружает технику, а через Тбилиси она перевозится на северный Кавказ – совершенно легально, проходя таможню. 

– На многие виды техники пошлины сейчас отменили, – разъясняет Сергей Петрович. – Например, для стройматериалов, удобрений, фармсырья, ткани, упаковки и даже офисной бумаги. На смартфоны бывают по 1%. А вот зато уже на крупную технику бывает и 12%. Недавно еще так стимулировали иностранцев ввозить в Россию не изделия, а детали, а уже внутри страны на заводах собирать. 

Да, правообладатель против ввоза таких вещей в нашу страну.

– Но это просто «серые» товары, это не контрафакт! На все есть сертификаты, маркировка. Нет только инструкций на русском и гарантии от производителя. Мы даем свою гарантию: у нас договор с подмосковным сервисным центром.

Стоит ли ожидать, что вскоре в Россию валом повалит такой параллельный импорт – железнодорожными составами, громадными кораблями? Нет, вряд ли. Если армянские или киргизские компании начнут покупать огромные партии, Siemens или Samsung (а то и американские государственные органы, если речь идет о товарах полувоенного назначения, типа микрочипов) быстро разведают, куда все это направляется – и с фирмами-нарушителями прекратится сотрудничество. Поэтому перегонять товары в Россию всегда будут мелкими партиями и через трех посредников.

Грузинский путь под угрозой

На предприятии, закупающем компьютерное оборудование в Армении и привозящем его на рязанский склад, работают оптимисты.

– И сильно дороже станут процессоры с видеокартами?

– Как вам сказать, – рассуждает заместитель директора. – С одной стороны, при таких схемах не нужна «плата за имя», «стоимость бренда», которую взимали раньше жадные генеральные дистрибьюторы по России. С другой стороны, логистика-то усложняется, появляются посредники, две таможни, путь удлиняется... Это хорошо еще, что в Грузию ничего не надо растаможивать: у них законы либеральные. А то и таможни было бы не две, а три. Сегодня процентов на 20 техника дорожает.

Это правда: в апреле компьютеры и их отдельные детали стоили в Рязани примерно на 15–20% дороже, чем в январе. Но в июне, с приездом сотен таких вот грузовиков, цены стали падать. Сегодня обзавестись игровой станцией стоит уже всего на 10%, или семь тысяч рублей дороже, чем до начала украинских событий. Играет роль и укрепление курса рубля, хотя за границей оно не так заметно, как в обменниках Рязани и Москвы.

Конечно, фирмы-производители не дремлют, ведут разведку, жалуются своим правительствам. По указанию крупных иностранных государств грузинская таможня на российской границе начинает относиться нелояльно к любым грузам, едущим через Кавказский хребет. Но если что-то случится, наши предприниматели могут попробовать бакинский путь, бишкекский... Снабженцы уже изучают, как там ситуация. В Киргизии параллельный импорт был легальным до 2017 года. Игра в «казаки-разбойники» с устроителями санкций может быть долгой.    

Город на столбовой дороге

Похоже, в России происходит великая перестройка всех путей движения товаров. Раньше большие партии импортных грузов прибывали в Санкт-Петербург. По словам представителей рязанских фирм, продающих отделочные материалы, там забирали даже облицовочную плитку, производимую в Германии с США, не говоря уж о массе брендовой одежды и обуви. Теперь возрастают потоки с юга и востока.

Что-то везут через кавказские страны, что-то через Киргизию и Казахстан – и Рязань лежит на дороге.

– Именно для перегрузки и обработки товаров на южном и восточном путях у нас строится индустриальный парк «Рязанский», – всегда подчеркивал зампред правительства региона по экономическому блоку Артем Никитин еще с тех времен, когда возглавлял «Корпорацию развития Рязанской области».

Неслучайно концерн Wildberries торопится первым построить там свой логистический склад: через Рязань едет все больше импортных грузов самого разного характера, от электроники до одежды, и везут их уже в Москву, а не из Москвы.

Что ж, вскоре мы увидим, как в старые времена, и наклейки с переводами на русский язык инструкций к пылесосам, и ноутбуки без кириллических букв на клавиатуре – их снова, как в начале 1990-х, будут клеить на клавиши с кусочками прозрачной пленки. Вместе со всей страной нам предстоит погрузиться в «серую зону», в которой все станет дороже, доходить будет позже, но не исчезнет окончательно. 

Как не исчезнет и надежда на возвращение в обычную цивилизацию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поделись заначкой с Путиным

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Илья Крейков