Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№28 от 23 июля 2020 г.
Протухший завтрак для дольщиков
 Обманутые рязанцы сочинили сказку про белокаменные палаты, Зайку-бомжа и охранника из Минстроя

В минувшую субботу дольщики недостроенного дома на Баженова, 34 показали сказку про бездомного Зайку, которого обманула хитрая Лиса, убедившая отдать старый дом под снос и переехать в новые «палаты белокаменные». Зайкин дом снесли, огород со сладкой морковкой уничтожили, а «палаты белокаменные» так и не достроили. Ходит теперь Зайка по чиновничьим кабинетам, да его злой Волк-охранник туда не пускает, убеждает потерпеть, да еще и стыдит: «Разве мало тебе обещаний дали, чего еще тебе не хватает?» Региональный Минстрой отреагировал на резонансную постановку «через телевизор»: в сюжете телекомпании «Ока» министр Вячеслав Меньшов перенес сроки окончания строительства дома с декабря этого года на 1 квартал 2021 года. Дольщики устали считать, в который раз власти передвинули дату их новоселья.

Это жуткое слово «почти»

Скандальный недострой находится в неплохом месте: на ул. Баженова, напротив недешевых особняков в тихом районе города. В соседнем доме целых две «Пятерочки», в пяти минутах ходьбы расположен Центральный парк культуры и отдыха. А совсем рядом возвышается своеобразный рязанский арт-объект – каркас панельной девятиэтажки на перекрестке Славянского проспекта и Голенчинского шоссе, возведенный лет 15 назад.



Похоже, ни сносить, ни достраивать его вообще никто не собирается. Глядя на него, дольщикам дома № 34 становится еще страшнее за свое будущее: вселиться в новые квартиры они должны были в 2017-м, но строительство затянулось, в 2018 году вовсе прекратилось. 

Проблемный дом почти построила строительная фирма «Инжстрой» (о другой афере застройщика «Новая» рассказала в статье «Бесценное подземелье „Инжстроя“» в № 28Р от 25.07.2019 г.), которая ради этого снесла двухэтажный дом. Его жители готовы были потерпеть год-другой ради нового жилья, но оказались бездомными на все пять лет: одни потеснили родственников, другие платят за съемное жилье. Еще один аварийный дом (№ 32) пока стоит на прежнем месте, но жить в нем невозможно из-за ветхости и разрушений, случившихся во время забивания свай.



Его обитатели также почти получили квартиры по федеральной программе переселения из ветхого и аварийного жилья в новом доме, но «почти» так и осталось действием незавершенным. После обрушения части потолка на кухне хозяева опасаются заходить в дом и всё ждут новоселья, глядя через забор на недострой с гнилого крыльца с обвалившимися перилами. Вторая половина этой «избушки» заросла диким виноградом и могла бы стать отличной декорацией на съемках какого-нибудь хоррора. Обитатель второй части дома – сирота, вынужденный теперь проживать в съемном жилье. 

Всего в недострое 104 квартиры – в них должны были вселиться и одинокие пенсионеры, и многодетные семьи с несовершеннолетними детьми.

Бесполезный фонд

Сценарии появления недостроев почти всегда схожи: «внезапно» у застройщика заканчиваются средства, и он не может доделать начатое. Беспрепятственно распродав имеющееся имущество (либо его не было и в помине), он проходит процедуру банкротства и спокойно живет дальше, зачастую открыв новую «ипэшку» или «ооошку». Власти в это время проблемами дольщиков вроде бы занимаются, и многие проблемы даже решаются, но новоселы при этом теряют годы жизни и сотни тысяч рублей на незапланированный съем жилья. Все это уже прошли дольщики недостроя на Баженова: сроки сдачи сдвигались несколько раз, однажды к завершающему этапу строительства уже почти приступил «Лидер-Строй», но и в этом случае «почти» осталось действием незавершенным. В стране, как в нашем регионе, вдруг появился «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Рязанской области», через который будут поступать федеральные и муниципальные средства на завершение строительства. Когда в Минстрое рассуждали, кого же назначить директором фонда, дольщики недостроя на Баженова предложили поставить человека из обманутых дольщиков – это было бы справедливо. Министр строительного комплекса Вячеслав Меньшов решил не рисковать и назначил директором Наталью Рубину – ранее она занимала должность гендиректора разваленного прежними руководителями и разграбленного санатория «Сосновый бор» в Солотче. Но и этот шаг ничем не помог дольщикам: им пообещали достроить дом в декабре текущего года, буквально на днях сроки перенесены еще на три месяца.

Утомленные обещаниями

После появления во всех рязанских СМИ публикаций о сказке с Зайкой-бомжем в главной роли Меньшов ответил в сюжете ГТРК «Ока»: «Два проекта в этом году мы планируем начать при помощи московской организации „Дом РФ“. Заключено соглашение, готовится документация. После сентября проект начнет реализовываться. Со сроком завершения – первый квартал 21 года». 

Обманутые дольщики возмутились таким отношением, ведь им никто не сказал о переносах сроков сдачи дома: «Мы, дольщики дома на Баженова, 34, случайно, из новостей узнаем, что срок сдачи нашего дома не 2020-й, а уже 2021 год! Нас об этом никто не уведомлял, мы не согласны с такими заявлениями Минстроя. Сколько можно сдвигать даты, сколько можно кормить измученных дольщиков завтраками? Губернатор обещал достроить дом в 2020 году, мы ждем исполнения обещаний!», – написала Анастасия Петрова на странице губернатора. Ее поддержал дольщик Дмитрий Игнатов: «Соглашение о софинансировании (завершающего этапа строительства дома,ред.) подписано только на словах, где факты? Быть может, хватит уже слушать Меньшова? Он давно нам вешает лапшу на уши. Пусть выскажутся более компетентные лица: Беленецкий (Евгений Беленецкий – зампред правительства Рязанской области,ред.), Любимов... Ведь есть возможность оперативно решить проблему, было бы желание, и кто-то должен простимулировать это желание!»



Слова словами, а дольщики настроены решительно. В первую очередь, они намерены установить с середины августа палаточный лагерь в Верхнем парке, аккурат напротив окон чиновников горадминистрации. Во-вторых, готовят концерт, на который планируют пригласить всех ответственных за долгострои региона. Они уже начали писать частушки, которые прозвучат на «протестном» концерте:

Взял я денег в ипотеку 
Под проценты на 100 лет. 
Я наивный, глупый дольщик:
Денег нет и дома нет!

Сказка ложь, да в ней намёк

Информацию о самодеятельной театральной постановке дольщиков упомянули все рязанские СМИ. При этом никто не написал о том, что автобус маршрута № 17 ежедневно выходил на линию. А в поликлинике № 2 участковые терапевты проводили плановый прием пациентов. А ремонтная бригада МУП «РМПТС» осуществляла ремонт прорыва на теплотрассе в микрорайоне Дашкова-Песочня. Да и много других событий не были удостоены широкого внимания. Потому что они были привычными. Каждый день автобусы выходят на маршруты, врачи принимают больных, а ремонтники устраняют аварии. И этим никого в Рязани не удивить. А вот проблема обманутых дольщиков, это стало уже чем-то редким. На уровне обманутых вкладчиков МММ и «Властилины». Да, если вспомнить, то были и такие. Но когда-то в прошлом. Так и информация о том, что в Рязани страдают очередные дольщики, в последнее время стала редкостью. А потому была воспринята как нетипичный информационный повод.

Но таковой ситуация является не везде. По словам аудитора Счетной палаты России, экс-губернатора Владимирской области Светланы Орловой, у нас в стране 180–200 тысяч обманутых дольщиков. В Едином реестре проблемных объектов значится 3 103 дома с жилой площадью 18,585 миллионов квадратных метров.

При этом в нем отражено всего два застройщика из Рязани, в отношении которых открыто конкурсное производство. Это ООО «Инжстрой», удостоенный театральной постановки, и ООО «Альфа Рязань». Еще по одному объекту в переулке Северный, д. 3 ООО «Никострой» нарушило сроки передачи квартир дольщикам общей площадью 2 688 кв. м.

Три проблемных объекта на фоне трех с лишним тысяч по всей стране дает право им считаться информационным поводом.

Но так было не всегда. За период с 2017 по 2019 годы восстановлены нарушенные права 2 890 семей – участников долевого строительства многоквартирных домов, срок передачи квартир в которых был нарушен.

Откуда же столько проблемного жилья появилось в нашем регионе за период руководства им командой Олега Ковалева? Если вспомнить, за что был арестован Владимир Трушкин – заместитель председателя правительства, курирующий при Ковалеве строительную сферу, то можно догадаться. Видеосъемка зафиксировала получение чиновником пачки денег от руководителя одной из строительных организаций, возводящей жилье. Не исключено, что в эпоху Ковалева строители нашли действенный способ оградить себя от контроля со стороны областного руководства за сроками сдачи объектов.

Многострадальный жилой дом на Баженова стал проблемным в июне 2018 года. Тогда ООО «Инжстрой» остановил его строительство в связи с отсутствием средств. По проекту планируется строительство 12-этажного дома площадью 9 262,5 кв. м с нежилыми помещениями. Заключено 139 договоров (из них 107 квартир).

По нашим данным, в областном бюджете на 2020 год предусмотрено 45 миллионов рублей, необходимых для обеспечения софинансирования данного строительства. Из-за пандемии сроки восстановления прав дольщиков сдвинулись на первый квартал 2021 года. Уже сейчас за счет внебюджетных средств ведется разработка проектной документации на завершение строительства объекта. С использованием данного механизма будет достроен и второй упомянутый проблемный объект – жилой дом по улице Стройкова, строительство которого начинал застройщик ООО «Альфа Рязань», признанный на данный момент банкротом.

Ведь вроде бы все понятно. И если бы дольщики оперативно получали необходимую информацию в полном объеме, разве возникла бы у них мысль предать ситуацию огласке и создать общественный резонанс? Можно предположить, что здесь не доработал Фонд защиты прав дольщиков. Имея всего три проблемных дома, руководство фонда не находилось во взаимодействии с инициативной группой жильцов. Отсюда и вытекающие последствия.



Своим спектаклем дольщики помимо прочего провели еще и воспитательную работу с областными чиновниками. А завершит воспитательный процесс, как нам кажется, кто-то из опытных педагогов в областном руководстве. И проблема исчезнет естественным образом.
Нина ЛАВРОВА