Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№28 от 23 июля 2020 г.
После нас хоть ларек
 Рязань постепенно теряет архитектурное наследие предков. Но что оставят после себя современные горожане?

Неравнодушные рязанцы восстановили одну из исторических тумб на улице Щедрина. В работах, которые проводились 19 июля, участвовали трое добровольцев, сообщило Рязанское отделение всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Дело оказалось нелегким – тумба весит более 200 кг. Осталось поднять из-под земли еще пять таких тумб. В XIX веке они отделяли тротуар от проезжей части. В настоящее время на улице Щедрина укладывают тротуарную плитку – исторические объекты не демонтируют, но и не приводят в порядок. Рязанские защитники памятников истории боятся, что старинные тумбы могут навсегда скрыться под новым покрытием...

Сохранение тумб вызвало у неравнодушных рязанцев новую волну дискуссий в Сети по проблеме сохранения исторического наследия. «Пока идут обсуждения (пустые разговоры), ни одного дома деревянного не останется, не то что тумб», – пишут в комментариях горожане.

А еще общественники заметили, что, несмотря на всю остроту подобных обсуждений, архитектурного наследия в нашем городе с каждым годом становится все меньше. Ее не обязательно разрушают или сносят, иногда хватает всего лишь ремонта, благого намерения что-то улучшить. 

А рязанец Николай Викторов взглянул на проблему с другой стороны: а что после нас? То есть мы имеем в обществе консенсус, что надо всячески беречь старые дома и исторические здания, критикуем коррумпированную власть и бизнесменов, которые везде хотят запихнуть если не торговый центр, то какую-то очередную палатку с шаурмой.

«Но нет ли во всем этом процессе оттенка унижения? Неужели это нормально, если наша миссия сводится к сохранению или хотя бы неразрушению того, что построили другие? Да, это необходимый минимум, но значительно амбициозней было бы спросить: а что останется после нас, что интересного, красивого и неповторимого построим мы?», – написал Викторов.

Можно бесконечно восхищаться чудом сохранившимися памятниками архитектуры, возмущаться ветхим состоянием некоторых ранее шикарных зданий, но противопоставить им мы почти ничего не можем.

Взять простейшую аналогию: в 1890-х годах сестры Титовы, выиграв в лотерею колоссальные по тем временам средства – 200 тысяч рублей, потратили их на строительство городской богадельни в Рязани. Двухэтажное здание было построено в 1900 году по проекту архитектора И.С. Цеханского в стиле позднего Ренессанса. Симметричный фасад богато украшен лепниной, полукруглые ступени ведут к замысловатым дверям, над входом – зонт-балкон с уникальным кованым рисунком, есть палисадник. До революции здесь находилась городская богадельня сестер Титовых, в 1920-х – Дом грудного ребенка, а в 40-х – детский туберкулезный диспансер. На сегодняшний день здесь располагается министерство здравоохранения Рязанской области, а сам дом является архитектурной достопримечательностью.

А что останется после современных рязанских олигархов? Разве что элитная недвижимость, да и та за рубежом.  



Хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать в Рязани интересные новые здания. Какими-то однотипными и дешевыми кажутся все современные архитектурные проекты. Даже при наличии больших денег трудно, оказывается, освободиться от совкового вируса одинаковости.

Все теперь на одно лицо, глазу не за что зацепиться, ни один дом не вызывает желания сфотографировать его, не говоря уже о фото на его фоне. Архитектура из стекла и бетона пришла к нам тогда, когда в мире мода на нее уже давно угасает. Но у нас свой путь. 

Представляю, что через сотню лет толочь воду в ступе об историческом наследии соберутся наши потомки. «Видели ли вы, что в центре на старой пятиэтажке какие-то вандалы снесли исторический застекленный балкон, неповторимую лоджию, обитую вагонкой?» – возмутится один. «Да что там говорить, если варвары хотят надстроить четвертый этаж над ТРЦ «Премьер», который сто лет назад стал визитной карточкой нашего города!» – будет вторить ему другой. «Дошло до того, что преступная власть дала разрешение на снос исторических палаток, в которых наши славные деды торговали чебуреками и пивом!» – крикнет третий.
Павел Гресь