Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№32 от 23 августа 2018 г.
Мастер кожаных перчаток
 15 августа не стало одного из самых известных рязанских боксеров

На прошлой неделе Рязань простилась с одним из своих верных сыновей – заслуженным работником физической культуры Российской Федерации, мастером спорта СССР, подвижником бокса и одним из самых уважаемых представителей этого мужественного вида спорта в регионе Борисом НИСЕНБАУМОМ. Произошло это на 82-м году его удивительно плодотворной жизни, которая теперь будет продолжаться в его делах и многочисленных воспитанниках.



Боксер в нем угадывался безошибочно уже с первого взгляда – по расплющенному носу, так сказать, издержки этой мужественной профессии. При этом Борис Вениаминович был добрейшей души человеком, готовым всегда прийти на помощь. По собственному признанию, свои навыки за пределами ринга никогда не применял, считая это своего рода запрещенным приемом. Он был из числа тех людей, у которых порядочность в крови, что уже говорит само за себя. Талантливый организатор, настоящий генератор идей, Нисенбаум не любил много говорить, но старался больше делать.

К тому же он был еще и творческой натурой, писал замечательные стихи (видимо, сказалось влияние Игоря Иосифовича Бурачевского, одного из первых на Рязанщине профессиональных тренеров по боксу), чего, кажется, даже несколько стеснялся. Поэтому об этом его увлечении знали лишь люди из ближнего круга да почитатели таланта. Перу Бориса Вениаминовича принадлежит гимн рязанского бокса, который положен на музыку. При каждом удобном случае товарищи с удовольствием его исполняли и, наверняка, сделают это еще не раз, но теперь уже без непосредственного автора...

Учитывая многочисленные заслуги Бориса Вениаминовича перед Рязанским краем, как-то с трудом воспринимается тот факт, что родом он из Киева. После войны отца репрессировали, поэтому многочисленная семья и проживала у бабушки в столице Украины. В двенадцать лет под пристальным взором тренера Бориса Ивановича Рысьева будущий мэтр кожаных перчаток нанес свои первые удары по «груше». Произошло это в секции при Киевском институте физкультуры, куда Борис записался, несмотря на запреты матери, которая была категорически против увлечения сына. Через год перешел в общество «Спартак», где постигал премудрости уже под руководством Бориса Григорьевича Гройсмана и Василия Пантелеймоновича Шкоды, известных специалистов в мире бокса. 

Все на этом поприще складывалось неплохо, но, как это зачастую бывает, жизнь неожиданно внесла свои коррективы, и бокс для Нисенбаума закончился. Вскоре он переехал в Рязань, которая стала для него второй родиной: здесь к тому времени уже проживали отец с сестрой, было много родни. Возобновлять тренировки желания у него не возникло, но тут вмешался его Величество случай, после чего жизнь Бориса вернулась уже в привычную колею. В 1957 году на стадионе «Спартак» возвели павильон, в нем и разместились рязанские борцы и боксеры, которых тренировали Игорь Иосифович Бурачевский и один из его лучших учеников Юрий Иванович Чупин, первый в области мастер спорта по боксу. 

Семья Нисенбаума проживала на улице Кудрявцева, неподалеку от главной спортивной арены, что в конечном итоге и сделало свое дело: он раз пришел на тренировку, второй, третий и как-то втянулся. Произошло это, правда, когда ему уже «стукнуло» 20 лет, возраст, прямо скажем, не самый подходящий для того, чтобы строить далеко идущие карьерные планы. Но у амбициозного «мухача» (он боксировал в наилегчайшей весовой категории 51 и 54 килограмма) оказался железный характер, который и помог преодолеть все препятствия, коих на его тернистом пути выдалось предостаточно.

Как-то Борис Вениаминович высказал мысль, что в спорте таланты нужны не меньше, чем в любой другой сфере деятельности: «Однако талант, не подкрепленный колоссальным трудом, подобен молнии – вспыхнул и погас. Как правило, его хватает лишь на один всплеск. Успех в спорте определяет привычка много работать и упорство в достижении поставленной цели».

И это не просто красивые слова – за ними стоит не только многолетний жизненный опыт, через все это Нисенбауму пришлось пройти самому. Когда Борис только возобновил занятия боксом и еще не успел должным образом узнать своих товарищей, его поставили боксировать с хоть и молодым, но перспективным спортсменом Николаем Осокиным. Тот был немногим «тяжелее», но не этот фактор в итоге оказался решающим. Недооценив соперника, Нисенбаум сделал неосмотрительный выпад и получил справа сильный удар в голову, который отправил его в тяжелейший нокаут. Впоследствии боксеров, ставших известными в регионе тренерами, на многие десятилетия связала крепкая дружба, так что этот случай в дальнейшем они не раз вспомнили в шуточной манере. Никакой обиды не было и в помине.

Однако это будет уже много позже, а тогда перед Нисенбаумом встала дилемма: либо завершить едва возобновившуюся карьеру, либо взяться за тренировки с утроенной энергией. Борис Вениаминович выбрал второе и начал относиться к боксу с каким-то рвением, работал буквально на износ. Никуда не ходил: ни на танцы, ни в кино, всё было подчинено любимому делу. Он только отдыхал и тренировался. Такой фанатизм не мог пройти бесследно.

В 1961 году в театре имени С.Есенина проходили зональные соревнования чемпионата РСФСР, после которого в прессе появился большой отчет. «И все же наиболее интересной в утренней части соревнований была встреча боксеров наилегчайшего веса – опытного перворазрядника из Московской области Владимира Синицына и Бориса Нисенбаума (Рязань, «Спартак»). Три раунда этой встречи – девять минут умной и красивой борьбы. И хотя победил более опытный Синицын, действия рязанца произвели хорошее впечатление».

Уже в следующем году Борис впервые стал чемпионом области в своей весовой категории (в дальнейшем это звание выигрывал еще четырежды), а затем пришел первый большой успех. Победа на соревнованиях сильнейших боксеров Юга России вполне «тянула» на мастерское звание, но Нисенбаума почему-то обошли стороной. Нечто подобное впоследствии случалось еще не единожды, возможно, кому-то фамилия не нравилась, может, еще что-то. Но рязанец не успокаивался и в 27 лет, когда карьера шла к закату, все же осуществил свою заветную мечту.

Произошло это событие в Иванове на зональном первенстве республиканского Совета ДСО «Спартак». Два боя в финальной части соревнований остались за Борисом Нисенбаумом, а третий долгое время складывался не в его пользу. Однако в заключительном раунде он так приложил своего соперника – мастера спорта из Калининграда, что тот не смог самостоятельно подняться. Даже к награждению не отошел, так что чемпиону пришлось поддерживать его за трусы. В 1964–65 годах рязанец входил в состав сборной Российского Совета ДСО «Спартак» и дважды становился призером центрального совета общества.

В 1967 году в десантном училище (с ним связан его самый плодотворный период) Борис Вениаминович начал свою тренерскую деятельность, которую с успехом продолжал до 75 лет. Его «питомцы» трижды кряду становились сильнейшими в чемпионате ВДВ, где победить в то время было неимоверно сложно. За это достижение рязанцам был вручен кубок на вечное хранение. Среди его воспитанников Герой Советского Союза Василий Пименов, чемпион мира по рукопашному бою, участник боев без правил Сергей Харитонов. Многим тренировки под руководством опытного наставника помогли в армейской службе, порядка десяти его подопечных выполнили мастерский норматив, в том числе и бывший начальник РВВДКУ, гвардии генерал-майор Анатолий Концевой.



Немало времени и сил Борис Нисенбаум уделял общественной работе. С 1994 по 1998 год он был первым вице-президентом федерации бокса Рязанской области, а с 1998-го постоянно являлся помощником президента в городской ассоциации. Вот таким мы и запомним этого неутомимого труженика, до последних дней остававшегося преданным делу всей своей жизни.
Юрий МАТЫЦИН