5 дней. 19 коллективов. 272 участника. 5 сценических площадок. 22 названия в афише. 3 премьеры. 50 показов. 5464 зрителя. 15 сентября завершил работу XVIII Международный фестиваль театров кукол «Рязанские смотрины». Сухая статистика звучит как фронтовые сводки. Поле сражений – человеческое бессознательное. Времена, когда театры кукол бились над золотым яичком, остались в беззаботном прошлом. Каждый спектакль – философская проблема. Но вечные вопросы – всегда риторические. Так что в итоге опять: «бил-бил – не разбил». Хотя попытаться все-таки стоит. Подумать хотя бы над одним: «Что тебе надо, грешный человече?»
Ни злата, ни серебра
Казалось бы, ну чем еще может удивить «Сказка о рыбаке и рыбке»? Сотни раз перечитанная, заученная и пересмотренная. Но режиссер Яна Тумина убирает из названия слово «сказка» и создает «притчу о семейной жизни для взрослых, очень взрослых и детей». Лишенный категории сказочности пушкинский текст раскрывается в своей многослойности. Погружает в пучину человеческих страстей, как в «самое синее море».
Море… В спектакле Театра кукол Республики Карелия (Петрозаводск) оно занимает всю сцену и даже перехлестывает в зрительный зал. Шумит, волнуется, шуршит мягкой полиэтиленовой тканью, вздымается волнами под напором воздушных потоков. И даже обдает каплями настоящей воды... Крохотные куколки, вырезанные из дерева, кажутся совсем беззащитными в этой стихии. Играя масштабами, художник создает иллюзию бескрайности. А артисты, работающие в живом плане, создают иллюзию счастливой семейной жизни.
Прясть пряжу, ждать мужа с уловом – ну что тебе еще надо? Он и Она. Адам и Ева в морском Эдеме. «Рыбка моя», – ласково шепчет мужчина женщине, обнимая, укутывая ее своим неводом. Пойманные одной сетью, вместе навсегда. Но сверкнула вдалеке Золотая рыбка, поманила неодолимыми соблазнами… И «семейная лодка разбилась о быт».
Золотая рыбка так и остается в спектакле волшебной метафорой. Для нее нет куклы или какого-либо другого материального образа. Она бродит в глубине синего моря блуждающим огоньком и говорит детским голосом (может, вот, что тебе надо?). Но искушения, которым она одним своим существованием подвергает Старуху, вполне реальны. Их разрушительную силу режиссер рисует, задействуя всю мощь, всю фантазию театра кукол. Сложные конструкции-трансформеры словно захватывают человеческое тело. С каждым новым алчным желанием неживое все больше подчиняет себе живое. И Старуха, теряя человеческий облик, превращается в балаганного персонажа.
Спектакль «О рыбаке и рыбке» в этом году был признан лучшим в номинации «Куклы» на конкурсе «Золотая маска». Постановка глубокая, необыкновенно красивая, с хорошим юмором («Что ты, баба? Пушкина хоть пожалей!» – не выдержав, восклицает Старик). О смыслах, которые она вскрывает, можно писать бесконечно. Но главный вопрос: «Что тебе надо, грешный человече?» – задает духовный стих, рефреном звучащий на протяжении всего действа. Он же дает и ответ. Конечно, «ни злата, ни серебра, ни золотого одеяния».
Еще одно пушкинское произведение в афише фестиваля – «Сказка о царе Салтане», Театр кукол им. С.В. Образцова (Москва). Спектакль масштабный, музыкальный, занявший всю большую сцену Рязанской филармонии. Выбор площадки оказался символичным: в постановке режиссера Бориса Константинова сказка Пушкина становится фолк-рок-концертом. Даже князю Гвидону, чтобы превратиться в комара, оказалось достаточно просто провести смычком по струнам!
В отличие от петрозаводского спектакля здесь сказка в названии сохраняется. Более того, воцаряется на сцене, пропитывая волшебством каждую деталь этой сложной (в конструкторском плане) постановки. Вращаются огромные изогнутые валы, переваливаются как морские волны. Едут по кругу скрипучие телеги. Крутится необъятная бочка, открывая створки-дверцы для кукол и артистов. Хлопает глазами чудо-рыба. Разгрызает орешки белка-щелкунчик. Покачивают русалочьими хвостами тридцать три богатыря… И в центре этой карусели – огромное веретено, столп земли, вокруг которого вертится нить судьбы, прядется мудрая сказка… Все декорации и куклы в этом спектакле выполнены из дерева. Театр живой, настоящий, дышащий. Но в сложную машинерию замысловатой сценографии даже не хочется вникать. А просто хочется верить, что все происходит по мановению руки Царевны-Лебедь.
Ни слова, ни звука
Два года назад на прошлом фестивале был опробован новый формат – Международная творческая школа-лаборатория «Луна для всех одна». Суть проекта: на базе Рязанского театра кукол собирается интернациональная команда молодых кукольников из разных стран. И за несколько дней, преодолевая языковой барьер и силу притяжения, пробует создать спектакль, понятный в каждой точке земного шара (и Луны!). В этом году в эксперименте приняли участие артисты из Мексики, Ирана, Донецка, Элисты, Кургана, Новосибирска и, конечно, Рязани. И с помощью молодых художников – студентов ГИТИСа (мастерская Антонова-Константинова) – помогли зрителям услышать «Тихую песнь Луны».
Дорожная книга, оказавшаяся в чемодане мексиканского артиста Фернандо Гуррола, подарила литературную основу. А уже дальше общими усилиями ребята создали историю про «первого мексиканского астронавта», про старика, встретившего свой последний восход Луны на одинокой лавочке. И пусть твой парадный мундир уже давно принял форму фланелевого халата. Пусть орденские планки – это блистеры из-под таблеток, а погоны – упаковки лекарств. Но ты все так же стоишь на страже Галактики и сердце твое открыто навстречу космосу!.. Да, конечно же, он улетел. И, конечно же, обещал вернуться. На следующий фестиваль.
Универсальный язык театра кукол понятен без перевода, без слов и позволяет общаться с любыми зрителями. Даже с теми, для кого обычные каналы коммуникации недоступны. На «Смотринах-2017» Иркутский областной театр кукол «Аистёнок» поразил всех уникальной постановкой «Калиф-аист», рассчитанной на слепых зрителей. В этом году коллектив привез еще один инклюзивный спектакль «Бетховен. Разговорные тетради», адаптированный для людей с нарушениями слуха. Чтобы полностью погрузиться в предлагаемые обстоятельства, фестивальной публике было рекомендовано воспользоваться берушами.
Чувствуя, как мягкий силикон заполняет ушную раковину, погружаешься в мягкую, обволакивающую тишину. Однако звуковой мир спектакля все равно ощущается! Глазами, телом, подсознанием. Артисты не произносят ни слова. Но пластический рисунок спектакля настолько выразителен и экспрессивен, что в подробностях передает все ключевые моменты биографии Бетховена. «Говорящие» образы создают огромные мимические куклы: они надеваются на артистов как юбки и оказываются, по сути, продолжением их тела. В особо важные моменты «громкость» спектакля усиливается: ярко вспыхивают световые панели, а зрительские сидения начинают вибрировать от низких частот. В финале, когда все пространство зала буквально заполняет «Ода к радости», ее ощущаешь на клеточном уровне. «Я буду слышать на небесах!» – «восклицает» главный герой. И устремляется ввысь, прочь от земли, вслед за своей музыкой.
Еще один мир без слов, но полный жизни и страсти, – в спектакле «Русалочка» Московского областного театра кукол. Зрительный зал и сцену разделяет прозрачный проекционный экран, который превращается в океанскую поверхность. По нему перекатываются волны, плещутся киты, проплывают корабли… Заглянув за его гладь, зритель словно погружается на морское дно. И оно зачаровывает! Чудесный мир Русалочки наполнен радостью: как ребенок, она играет с осьминогами, рыбками, ракушками… Но любовь, вторгаясь непрошенной гостьей, разрушает эту гармонию. Трагическая история Русалочки рассказывается без слов. Только один звук оказывается способным прорезать эту океанскую толщу: отчаянный крик влюбленного сердца.
Тема Андерсена на фестивале продолжилась еще одной работой: «Девочка со спичками» в постановке Театра «Karlsson Haus» (Санкт-Петербург). Спектакль, который, наоборот, можно было бы только слушать. И даже в этом случае сложилась бы история – об одиночестве и бесприютности, рассказанная свистом завывающего ветра, стуком деревянных башмаков и... запахом последней сгоревшей спички.
Святочный рассказ Андерсена о маленькой продавщице спичек, замерзшей на улице в канун Нового года, театр также представляет без слов. Но со множеством звуков, шумов, шорохов и мелодий! Присутствующий на сцене человек-оркестр создает звуковую партитуру из самых неожиданных предметов. В ход идут даже рассыпающиеся спички! Спектакль смотришь, затаив дыхание. Чтобы, не дай бог, нечаянным звуком не нарушить это филигранно выстроенное действие. И чтобы робким выдохом не затушить трепетный огонек спички – жизнь покинутого ребенка в страшном мире взрослых людей.
Ни собаки, ни камня
«Возможно все!», – в мире театра кукол это не лозунг, а непреложная истина. Например, Пушкин легко может встретиться с Шекспиром. Причем на одной сцене и в одном спектакле. Режиссер Олег Жюгжда представил на фестивале премьеру – «ШексПир во время чумы, или Трагедия шутов», театр «Карабаска» (Пермь). Он же стал и незримым действующим лицом этой постановки: его голосом разговаривает высшая сила, «Демиург от театра». Голос, надо сказать, строгий, но даже ему оказывается не под силу приструнить двух расшалившихся Демонов. Они и вызывают на сцену «двух равноуважаемых гениев». Пушкин – «наше все» и Шекспир – super star.
Без этих двух имен сейчас даже трудно представить театральную афишу. В творческом багаже того же Олега Жюгжды – как минимум несколько спектаклей по каждому. Пришла пора объясниться в любви! С иронией, тонким вкусом, капелькой мистики и ноткой бесовства. Спектакль, замешанный на цитатах и реминисценциях, прицельно попадает в насмотренного и начитанного театрального зрителя. Бесконечные препирательства двух гениев напоминают перетягивание каната: кто кого? Финальную точку ставит вопрос обиженного Шекспира: «Ты почему меня не перевел?» – и примиряющий всех ответ: «Прости, я не успел».
В отличие от Пушкина и Шекспира «Повесть временных лет» – редкий гость на сцене. Можно даже сказать уникальный. За современную трактовку древней русской летописи взялся Тольяттинский театр кукол, и спектакль сразу вызвал массу споров и обсуждений в театральном пространстве. «Повесть временных лет» звучит в оригинале, на древнерусском языке, и как раз ее хочется слушать бесконечно: сам текст действует гипнотически, завораживающе. Но форма, в которую облекается постановка, воспринимается не так однозначно. Спектакль рождается из щепок, стружек и поленьев. На вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля», – артисты отвечают буквально: выстругивая русский народ из деревянных чурбанов. Безропотные и бессловесные болванчики-кегли покорно сносят все удары от своих правителей. А уж князья в спортивных костюмах с замашками дворовых хулиганов куражатся на славу: пилят, дубасят, заколачивают! Катятся по сцене черные шины, вертятся колеса истории. А деревянный народец все стоит, не колется. Бить-бить – не разбить.
Безмолвствующий народ появляется и в итоговом спектакле фестиваля – «Собака Камень» Екатеринбургского театра кукол. Бабы, мужики, пионеры, рыбаки, висельники, всадники, солдаты, комбайнеры – стройными рядами они бредут в поисках волшебных краев, где царят правда и свобода. Их единственная надежда – Перевозчик Петр Исаев, который поймает в реке золотую Рыбу и освободит несчастных страдальцев.
Создатель постановки Виктор Плотников – личность в театральном мире легендарная. Художник, основатель магического театра «Белый козел» (Челябинск), автор сценографии «сНежного шоу» Вячеслава Полунина. В спектакле «Собака Камень» он творит еще одну легенду. Причем под музыку. Жанр обозначен как «опера марионеток». За оперную часть отвечает квинтет музыкантов и артисты, исполняющие вокальные партии. Стимпанковские марионетки берут на себе задачу рождения мифа.
Эпическую историю о Перевозчике Плотников замешивает на реальных, ну, или почти реальных фактах. Где-то на Южном Урале есть село Кундравы, где похоронен чапаевский ординарец Петр Исаев. Согласно местной легенде раз в год, в ночь гибели Чапая, Петька поднимается из склепа и бродит по деревне. По той же деревне вместе с народным освободителем бродят: юная Кармен, белокрылый Ангел, железный солдат Леонид, библиотекарь на полставки Петр Алексеевич Кропоткин, два Наиглавнейших Боярина… И, как полагается в опере, они влюбляются, страдают, терзаются, убивают и умирают.
На первый взгляд кажется, что искать рациональное зерно в этом безбашенном, анархическом действе бессмысленно. Но спектакль абсолютно серьезен. «Собака Камень» – тот случай, когда, приняв фантасмагоричную форму, можно декларировать самые революционные манифесты.
Что гремит колоколами
В голове твоей больной
Сочинялось упырями,
Чтобы управлять тобой!
…Фестиваль «Рязанские смотрины – 2021» оказался непростым, проблемным. Пытаясь понять, что же нам всем все-таки надо в это нервное время, театры кукол в разных точках мира отправляют своих зрителей в мир чистого творчества и свободы. Вслед за Бетховеном, первым мексиканским космонавтом и Петькой Исаевым.
Фото Андрея ПАВЛУШИНА