Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№45 от 23 ноября 2017 г.
Раскинулась Вобля широко
 Как в Рязанской области меняют вполне нейтральные названия рек, забывая о настоящих перлах топонимики

Различные номера и коленца, которые периодически выкидывают региональные политдеятели, иногда меркнут по сравнению с чудачествами уездного начальства. Так, за последние несколько месяцев речка, протекающая по селу Глебово Путятинского района Рязанской области и пересекающая федеральную автодорогу М-5 «Урал» на 314-м километре, поменяла свое название дважды, сообщает сайт издательства «Пресса».

2 марта в Путятинском районе восстановили историческую справедливость: река Шиш, что несет свои воды через село Глебово, обрела свое первоначальное название. Более десяти лет назад, когда реконструировали участок автодороги М-5, речку Шиш, проходящую через село Глебово, почему-то переименовали, и в селе появилась река с названием Суходол.



Однако житель села Глебово Виктор Шаблов на свои средства изготовил новые таблички с названием реки Шиш и в начале марта этого года установил их. Но во время проводимых на автотрассе ремонтных работ указатели сняли, а по завершению ремонта в конце прошлой недели жители Глебова и проезжающие по трассе М-5 через село вновь увидели новое (ну, или наоборот – старое) название реки – Суходол.

Кто конкретно затосковал по прежнему наименованию маленькой речки, не вполне понятно.

«Мы не сидим на месте: уже собрали все необходимые документы и направили в столицу. Скажу честно, все жители села возмущены происходящим, но мы не опускаем руки и будем добиваться, чтобы речке вернули старое название, которое она носила сотни лет», – цитирует Виктора Шаблова сайт издательства «Пресса».

На фоне этой маленькой топонимической баталии невольно вспомнился Петя Хорьков, один из героев отечественной комедии двадцатилетней давности «Не валяй дурака», который  добивался, чтобы деревню Красный Серп, в которой происходит основное действие фильма, переименовали в Миндюкино:

«– В позапрошлом году археологи обнаружили под берегом труп мамонта и стоянку первобытного человека. Да нашей деревне тысячи лет! И мы будем неблагодарными потомками, если не вернем ей исторического названия Миндюкино! Миндюкино – это история без белых пятен!

Реакция киношных односельчан была весьма бурной.

– Ты что удумал-то? Раньше нас серпами обзывали, а теперь – миндюками будут?»

Если серьезно, то изменение географических названий, пусть даже не городов и улиц, а рек, естественно, требует корректировки указателей карт и справочников.

Частенько такие решения вызваны политической конъюнктурой, в России это Октябрьская революция и крах коммунистической идеологии. Но порой смена названий происходит от неблагозвучия прежнего топонима и тут нередко доходит до комичных переименований. Например, село в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области превратилось из Содома в Большой Содом.

Рязанская битва сторонников Шиша против поклонников Суходола, в общем-то, невинное противостояние. В нашем крае есть речки и с более спорными названиями. Близ Луховиц, недалеко от границы Рязанской и Московской областей, мирно протекает река Вобля. А по Рыбновскому району гордо несет свои воды Вшивка. Эти отнюдь не поэтические названия пока никто не собирается менять.

Конечно, в революционном порыве можно замахнуться и на куда более невинные топонимы – поселок Свобода Рязанского района перекрестить в Либерастово, а поселок Ялта Ухоловского района переименовать в Крымнаш.
 
 
Дежурный субъект рязанской редакции