Рязанец Андрей Павлушин открывает цикл фотовыставок «Обратный билет»
Наверное, первыми путевыми записками можно считать «Историю» Геродота. Малая Азия и Греция, побережье Черного моря, страна скифов, персидское царство, Вавилон, Египет, финикийские города на сирийском побережье, Кирена в Африке, Сицилия и Южная Италия… Словом, поколесив как следует, он оставил потомкам свои полумифические заметки в 9 книгах, составленных по известному принципу «Я обязан сообщить все, что мне говорят, но верить всему не обязан».
С той поры литературе известна масса путешественников, готовых доверить бумаге свои впечатления от заграничных поездок. Новые технологии открывают новые возможности. И сегодня уже трудно представить усталого путника, царапающего при свете костра новую главку в записную книжку. Куда лучше: парочка абзацев сразу в Сеть, километры фото- и видеопленки или гигабайты цифровой информации.
Новый жанр – фотографические путевые заметки – предлагает публике рязанский фотограф Андрей Павлушин. Под общим названием «Обратный билет» задумана целая серия выставок, первая из которых – «Обратный билет. Munsterland» – представлена сейчас в картинной галерее Виктора Иванова (Первомайский проспект, д. 14). По принципу: «Я обязан сообщить все, что увидел, но оставаться там не обязан».
Кто хоть раз выезжал из России за границу, знает, что билет в один конец нам не продается. И попадая в незнакомую страну, мы всегда осознаем временность нашего там пребывания: обратный билет неумолимо приближает дату отъезда. Поэтому, даже максимально погружаясь в новый быт и новое общение, мы остаемся не больше, чем странниками, пристально, с удивлением и вдохновением созерцающими окружающий мир.
Для фотографа способом познания мира становится фотоаппарат. А каждая фотография, привезенная из поездки, становится обратным билетом, воскрешающим в памяти воспоминания и снова возвращающим в посещенные города и страны…
«Обратный билет. Munsterland» – первая в цикле путевых фотоколлекций, которые Андрей Павлушин посвящает заграничным путешествиям. Таким образом – с мыслями о загранице – автор решил отметить 55-летие. Впереди зрителей ждут фотовпечатления, привезенные из Франции и Голландии. И финальная точка – выставка жанровой фотографии, сделанной в Рязани. «Погасив свой обратный билет и вернувшись домой из заграничной поездки, начинаешь по-новому видеть жизнь в родном городе», – убежден Андрей Павлушин.
Снимки, представленные на выставке, были сделаны во время двух последних поездок в Мюнстер в мае и сентябре 2009 года. Портреты и жанровая фотография, природные и индустриальные ландшафты складываются в обобщенный образ сказочной страны «Munsterland».
«У каждого города своя неповторимая аура», – считает автор. Аура Мюнстера – спокойная, умиротворенная. «Мюнстер – город для людей», – говорит фотограф и доказывает это своими работами.
Люди на снимках отдыхают в парках, крутят педали велосипедов, неторопливо прогуливаются по чистым улицам, потягивают вино и слушают джаз в кафешках, улыбаются, целуются, молятся, раздумывают…
Складывается впечатление, что в этом городе все создано для максимального комфорта его жителей. Тенистые аллеи парков дарят прохладу. Медленно проплывают парусники. Манящими в путь рядами укладывается тротуарная плитка под ногами. Даже попрошайке, усевшемуся на асфальт с подобранной газетой и верной собакой, – завидуешь!
Уличная фотография – сложный жанр, который требует от фотографа высоких технических навыков и работы на подсознательном уровне, интуитивного предугадывания события. Уличная фотография Павлушина – точная и меткая. Погружаясь в ритмы городской жизни, он на ходу выхватывает ее отдельные мгновения, сохраняя при этом гармонию композиции и многослойность смыслов. Непредсказуемость настоящего и яркость человеческих эмоций позволяют создать по-настоящему живую фотографию Munsterland’а – города, куда хочется возвращаться снова и снова.
Вера НОВИКОВА