Что надо сделать, чтобы продлить жизнь нашей культуре?
Вынесенный в подзаголовок вопрос и ответ на него были сформулирован в свое время крупнейшим ученым в области космического ракетостроения, академиком Российской Академии наук, профессором Московского физико-технического института, действительным членом Международной Академии астронавтики, лауреатом Ленинской премии и премии Демидова, Героем Социалистического труда Борисом Викторовичем РАУШЕНБАХОМ.
Бухенвальдом не удивишь
27 марта исполняется десятая годовщина со дня его смерти. Следовало бы дать в газету большой материал о действительно уникальной личности. Написать о человеке, который, имея немецкие родовые корни, родившись в 1915 году в Петербурге, около семидесяти лет проработал в самой передовой науке ХХ столетия – космонавтике, являясь одним из ее основателей. Рассказать о его величайшем жизненном подвиге, в котором проявилась абсолютная преданность русской культуре, православию.
Наконец, сказать хотя бы несколько слов о нравственном подвиге легендарной личности, о его подвиге непредательства той ЗЕМЛИ, в границах которой помимо институтов и музеев, школ и больниц, храмов и театров существовали ОСОБЫЕ ЛАГЕРЯ, чьи огромные территории были обнесены колючей проволокой. В этих загонах для людей миллионами «перековывались характеры», «закалялась сталь для новых созидательных свершений молодой страны Советов». Этой процедурой перевоспитания в районе «Тагиллаг», в «Стройотряде № 18-74» был «осчастливлен» и Раушенбах. Так же, как и он, прошел лагерную «перековку» генеральный конструктор Сергей Павлович Королев, под началом которого Раушенбах начал работать уже в 1937 году. (К слову, по доносу Костикова впоследствии Героя соцтруда, в места не столь отдаленные кроме Королева были отправлены величины отечественной науки в области ракетостроения, такие как Клейменов, Лангемак и Глушко).
«Конечно, в лагере было тяжело: у нас за первые полгода умерла половина! Вначале не было жилья, люди жили в мороз и стужу в неотапливаемом продуваемом бараке… А знаете, какие морозы там, на Урале? К счастью, я попал туда в конце марта 42-го и эту тяжелую зиму не видел. Потом уже стало более или менее нормально: можно было бараки топить, и прочее, и прочее».
Спустя годы, после своего очередного посещения Германии, Борис Викторович, увидев ужасные фотографии истощенных заключенных, умирающих от голода узников Бухенвальда подумал: «Удивили меня Бухенвальдом! А у нас чем было лучше? Ничем. Единственная разница – там, может быть, нарочно убивали, а у нас не нарочно, люди сами умирали. Есть не давали, а работать заставляли… Были дни, помню, когда мы по десять человек хоронили. Точнее, не хоронили, а складывали в яму и присыпали песочком».
И, несмотря на все ужасы, Раушенбах не просто выжил. Работая на производстве по выпуску кирпича, буквально вырвался из мертвой хватки судьбы. В «зоне» сам себе устраивал сдачу экзаменов по высшей математике! Без поблажек, и каких-либо скидок «на трудность условий».
Вытащил из лагеря Бориса Викторовича авиаконструктор генерал Болховитинов, который полагал, что молодой ученый, имевший интересные научные труды, связанные с авиа- и ракетостроением, принесет пользу отечественной науке.
Раушенбах был крупнейшим специалистом в области расчетов траекторий космических аппаратов. Мировому научному сообществу он известен как автор уникальных трудов по теории горения реактивного топлива и как оригинальный искусствовед, разработавший научные доказательства справедливости теорий геометрического построения пространства в картинах и иконах древнерусских художников. Всегда обнаруживал неподдельный интерес к различным областям культуры, искусства и педагогики.
Именно эта тема и стала главной причиной многолетней дружбы ученого-математика и автора настоящего материала.
Письма!.. Это лишь сейчас понимаешь величину гения. По всему миру у него были сотни учеников, друзей и искренних поклонников его научных идей и откровений. И, представьте себе, он многие годы вел активную переписку, считая КАЖДОГО интересным собеседником.
Геометрия для черных
Он многие годы вел активную переписку со своими учениками (а их по всему миру у него были сотни!), считая КАЖДОГО при этом интересным собеседником.
В письмах, присланных в Рязань, есть тревожные строки о судьбе отечественного образования. И не только математики, но и предметов гуманитарного цикла. Вот почему я решился в статье, посвященной Раушенбаху, высказать несколько собственных мыслей по поводу «больной» темы – уничтожения СИСТЕМЫ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ СВЯЗИ и КОМПЛЕКСНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ.
Постоянному читателю «Новой газеты» известно авторское отношение к так называемым инновационным проектам в системе образования. Чушь – имя всему этому «предприятию». Но куда более пугающие факты выкристаллизовались в настоящее время: «Алексей Викторович! – обращаются ученики к своему педагогу. – Может быть, лучше алгеброй займемся? По ней ЕГЭ сдавать... Ну ее, геометрию!»
Эта реплика современного растерянного молодого человека не оригинальна, поскольку задолго до него третий президент Соединенных Штатов Томас Джефферсон, автор Декларации независимости, по поводу преподавания геометрии высказал следующее: «…ни один черный никогда ни поймет ни слова в Евклиде, и ни одного учителя (или учебника), который будет ему объяснять евклидову геометрию, он никогда не поймет… Кому нужна она, эта математика…»!!! Я думаю, просвещенному читателю стало понятным, «откуда уши растут»? Нынешний «демократизм» в системе современного образования оплодотворен семенем «серого» посткоммунистического большинства. Отсюда все эти «безобидные», на первый взгляд, инновации. Так что же? Получается, что кому-то действительно нужны в нашей стране социальные группы с мутирующим сознанием?
…
Наличие реального факта деградирования системы Российского образования заставляет уже не одно десятилетие с тревогой говорить специалистов самых высоких уровней.
Хорошо помню, как Борис Викторович рассказывал о тревожных симптомах массового отъезда из страны молодых специалистов.
Во время наших многочасовых разговоров о «вариантах изображения видимого пространства», о возможных способах «учета» погрешностей, возникающих в процессе написания картины, он периодически возвращался к проблемам преподавания в школах геометрии и основ черчения. И, если в 70–80-х годах прошлого столетия обозначились лишь тревожные симптомы разрушения системы образования, то в настоящее время мы вынуждены свидетельствовать об обрушении самого некогда величественного дворца, в стенах которого размещалась русская математическая школа.
Сегодня? Сегодня наши «достижения» проявились в стремительном достижении 38 места в мировом рейтинге. Это отнюдь не голословные заявления: перед вами таблица – «Результаты стран по математической грамотности», опубликованная в журнале «Математика» (№4 за 2011 год, статья «Первые результаты международной программы PISA-2009»).
Мировой авангард выглядит так («Страны, средний балл которых статистически значительно выше среднего балла по странам ОЭРС*»):
1. Шанхай (Китай)
2. Сингапур
3. Гонконг (Китай)
4. Республика Корея
5. Тайвань
6. Финляндия
7. Лихтенштейн
8. Швейцария
9. Япония
10. Канада
Россия обретается в диапазоне между Литвой (36–38 место среди других стран) и Хорватией (39–40)! (Исследователи учитывали стандартную ошибку измерения, отсюда и «плавающие» номера мест в режиме «от… до…» – прим. ред.) Эта группа классифицируется как «Страны, средний балл которых статистически ниже среднего балла по странам ОЭРС». Впереди нас – венгры (23–34) и люксембуржцы (28–33), на пятки наступают турки (41–44) и Азербайджан (45–47).
К слову, США в мировом математическом рейтинге на 26-м месте, а Эстония – на 14-м. Последняя и вовсе входят в группу №2: «Страны, средний балл которых не отличается от среднего балла по странам ОЭРС».
…
Борису Викторовичу как профессору кафедры физики и математики Московского института были знакомы имена не одного десятка талантливых выпускников рязанских школ. К слову, привез меня на первую встречу с Раушенбахом сотрудник его лаборатории Вячеслав Рожков, который в 60-х годах успешно окончил рязанскую среднюю школу №7.
Говорил я с Раушенбахом и о великолепной системе преподавания (с 6 класса) основ проекционного и машиностроительного черчения в большинстве школ нашего города. Причем чертежный кабинет (преподаватель Виктор Иванович Пунов) средней школы №4 официально считался методической базой Академии педагогических наук! Мне самому пришлось работать не один год в замечательной рязанской школе №20, в которой классы Елизаветы Никифоровны Рахвановой были «закреплены» за кафедрой математики МГУ!
Да что там говорить, высшие учебные заведения были заинтересованы в подлинном, а не мнимом отборе одаренных, талантливых учеников. Системой практических действий они буквально выращивали будущих гениев. Безусловно, всегда в советских школах было много лишнего, пустопорожнего, навязываемого серыми кардиналами от идеологии и науки. Но слишком еще были крепки традиции русского национального образования, с его МОРАЛЬЮ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПЕРЕД ПОКОЛЕНИЯМИ!
Именно об этом настойчиво говорил в своих статьях и публичных выступлениях академик Раушенбах.
Аппетит к разрушению
То, что нынче взошло на ниве российского образования, кроме как сорняком не назовешь. Думайте сами: в образовательных стандартах второго поколения, которые вводятся с сентября 2011 года в начальную школу, нет понятия ПЕРИМЕТР. Вместо него размытые рассуждения вроде следующего: «…так сколько же нужно досточек, чтобы обнести забором участок вокруг вашей дачи?» Какие уж тут ЗАДАЧНИКИ и РЕШЕБНИКИ, которые рассылались в 50–70-х годах по школам из недр передовых в мире институтов!
Уважаемый читатель, задумайся о том, в какую пропасть сползли наши школы. Мне как учителю пришлось повидать многое в системе образования, познакомиться с довольно большим числом учителей разного уровня. Посчастливилось самому пройти школу у великих педагогов, таких как универсальный педагог Рязанского художественного училища Андрей Николаевич Молчанов или абсолютный авторитет в современной науке, непревзойденный диалектик Алексей Федорович Лосев. Тут необходимо сказать о том, что Молчанов во время обсуждения книги Раушенбаха буквально обворожил ученого, который вскоре приехал в наш город ради того, чтобы еще раз послушать рязанского педагога, обнаружившего поразительные знания в области высшей математики, хотя по профессии Молчанов был художником!
С особым пиететом Борис Викторович относился и к великому философу Лосеву, который был и блестящим математиком!
Так вот, помимо счастливых лет общения с подлинной культурой русской педагогики, что наполняла этих незаурядных личностей, мне, как и многим нашим соотечественникам, пришлось провести массу утомительных часов на лекциях откровенных «ДУРАКОВ».
К сожалению, именно они слетелись на манящий свет кабинетов в министерстве образования. Привлеченные ароматами свеженапечатаннных купюр и возможностью ощутить себя на «верхотуре власти», они, пренебрегая законами морали и чести, плодят бессмыслицу в педагогике.
Ну, как же иначе воспринять так называемый «демократизм выбора учебника на усмотрение учителя»? Понятно, что умный, образованный учитель начальной школы отыщет вариант, в котором содержатся интересные, сложные задания, предполагающие увлекательные для ребенка ходы решений. А если учитель «серенькая мышка», то будет выбрана и серенькая книженция с примерами и задачами на уровне: «Сколько стоит двухрублевый пирожок?» Все это не смешно. На днях учитель математики попросила у меня совета: «Как вы думаете, Александр Николаевич, в какой вуз следует подать заявление моему ученику, который все теоремы и все задачи школьного курса по геометрии решает только в уме»?!
Я растерялся. Ребенок гений; а кафедра геометрии в педуниверситете закрыта.
– Ну, что это вы, так уж и закрыта?
– Заявляю во весь голос: ГЕОМЕТРИЯ, как и ЧЕРЧЕНИЕ, и АСТРОНОМИЯ – ЗАКРЫТЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНИКОВ. Об этом не я, об этом ведущие математики, такие как Б.В. Раушенбах, В.И. Арнольд, И.Ф. Шарыгин во всю силу своего голоса годами предупреждали. Предупреждали о недопустимости разрыва в математическом образовании. Их главная тревога – это поступательное движение отечественного образования в сторону американизации с ее укорененной точкой зрения, что «все старое надо выбрасывать».
Только вот незадача: фигляры-инновационники, продавшиеся или безвозмездно уступившие себя ради корысти, так и не смогли логически обосновать необходимость тотального разрушения всей системы воспитания и образования в нашей стране. Когда нынешний министр образования господин Фурсенко декларирует идеи замены устаревшей системы, то становится даже «ежу понятно», ради чего все затевается! Ради незамедлительного принятия НОВОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ».
Сами посудите – раз предыдущий закон не исполнялся, значит, в системе современной практики ухода от ответственности необходимо как можно сильнее замутить и концы спрятать в воду.
Паломник и лабиринт
В начале статьи я заявил о том, что во фразе, вынесенной в подзаголовок, Раушенбахом поставлен вопрос и им же на него был дан ответ.
Вот он: «Подводя итог мрачным размышлениям, невольно хочется найти какие-то средства, позволяющие избежать надвигающейся катастрофы – и в национальном, и в общеевропейском, и в общеземном масштабах. Во всех этих случаях оказывается необходимым одно и то же: надо, чтобы люди перестали вести себя, как сегодня, когда каждый считает себя центром Вселенной, а всех других людей чем-то второстепенным. Надо дать новую жизнь традиционным сообществам – семье, общине, государству, делающим из населения НАРОД. И надо, чтобы интересы сообщества ценились всегда выше, чем интересы индивидуума, и не только с точки зрения закона. Надо, чтобы каждый индивидуум искренне считал свои права менее существенными, чем интересы сообщества. И еще – надо, чтобы общим мнением стало то, что обязанности человека выше его прав.
Достижимо ли это? Трудно сказать, но ясно, что выживут в конечном итоге лишь те народы, которые пойдут по этому нелегкому пути».
Не секрет, что наш народ всегда шел именно этим путем. Путем СОВЕСТИ и ЖЕРТВЕННОСТИ ради общего дела, ради пользы Отечества. Хотя неистребимы попытки врагов Русской национальной культуры, соблазны ступить на зазывающие версты чернотропа сманили многих. И еще сумеют сманить не одно поколение, проведя их по тропам духовного растления.
Но наш народ – вечный паломник, ищущий выход из темного лабиринта. Ищущий путь к истине. К ней ведет только один путь, именно тот, на котором новыми поколениями будет оживлена национальная культура и надежно сохранены основы академического образования с учетом всего самого современного и подлинно прогрессивного.
Следует помнить о том, что во все времена подлинная культура и наука чурались всего вульгарного.
Александр БАБИЙ