Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№10 от 24 марта 2022 г.
Колония подождет
Скандальный процесс по делу бывшего мэра Рязани выходит на новый уровень

В ближайшие дни в Рязанский областной суд из Советского райсуда поступят документы по громкому делу о детской площадке в Лесопарке. Апелляцию защитники подсудимых подали после приговора еще в декабре 2021 года. Но подготовка этих бумаг для передачи – процесс небыстрый. А поскольку приговор из-за наличия апелляции в силу еще не вступил, подсудимые в колонию не отправились и до сих пор находятся в СИЗО.

Дети играют, взрослые сидят

Напомним, уголовное дело появилось в 2019 году после выступления на всероссийском медиафоруме ОНФ журналистки (уже бывшей) телеканала ГРТК «Ока» Ирины Чепелевой. Девушка пожаловалась президенту Путину, что в нашем городе должны были поставить детскую площадку за четыре с лишним миллиона. Но контракт есть, а площадки нет – так утверждала активистка. Президент поручил главе Следкома РФ Александру Бастрыкину разобраться.

Разбираться начали так резво, что взяли под стражу сразу троих: и.о. главы администрации Рязани Сергея Карабасова, начальника городского управления энергетики и ЖКХ Игоря Ковалева и директора компании-подрядчика «Уютный двор 62» Михаила Пузанова. Это, повторимся, было в 2019 году.

Под конец 2021-го суд вынес приговор. Всех троих признали виновными в присвоении или растрате, а Карабасова с Пузановым еще и в организации преступления.

Всем троим назначены сроки в колонии общего режима: Карабасову – 5 лет, Ковалеву – 4 года, Пузанову – 2 года 9 месяцев. Плюс каждому штраф (в том же порядке) в 400, 300 и 200 тысяч рублей.

И все время, что шло следствие, а затем суд, площадка уже стояла готовой… Ее установили позже намеченного срока, но еще осенью 2018-го – более чем за полгода до памятного выступления Чепелевой. Оборудование лишь разделили на две части: первую, как и планировали, закрепили в Лесопарке, вторую – в сквере у Рязанского кремля.


Снимок сделан осенью 2018 года. С тех пор площадка никуда не делать

То есть все эти годы на площадке играют дети, а два чиновника и предприниматель сидят за якобы мошенничество при ее установке.

Три довода адвоката Видакаса

Что же будет на новом витке разбирательства? При апелляции новый суд не рассматривает дело с нуля, а опирается на те доводы, что уже были изложены в предыдущем суде. Кроме того, может рассмотреть и удовлетворить новые ходатайства обвинения и защиты. Например, назначить экспертизу, истребовать дополнительные данные, уточнения, кого-то допросить. Но все же больше при апелляции не продолжается старое разбирательство, а проверяется вынесенный предыдущим судом приговор – правилен ли он.

О том, что можно ждать от этой апелляции, мы поговорили с адвокатом экс-мэра Эдуардом Видакасом.

– Есть надежда, что этот суд лучше услышит доводы защиты?

– Надежда такая есть. Только мы понимаем, что на самом деле апелляция достаточно проходная инстанция. Здесь уже конкретно зависит от того, согласовывалось решение, не согласовывалось… Очень много факторов.

– Каковы ваши ключевые доводы как стороны защиты?

– Первый: отсутствует состав преступления, нет самого факта. Это самое главное. Советский районный суд же признал, что оборудование было полностью установлено. Но удивительно – суд посчитал это возмещением ущерба. Хотя установили площадку до задержаний, появления следователей, суда.

Второй: в таком случае предусмотрена персональная ответственность. А Сергей Карабасов не занимался составлением этого контракта, не контролировал его исполнение. Не подписывал ни сам контракт, ни акт приема-передачи. То есть к контракту он не имеет никакого отношения. Единственный установленный факт: именно на момент подписания акта приемки оборудование не было полностью установлено. Но этого ни Ковалев, ни Пузанов и не отрицали. А Карабасов, как я уже говорил, вообще к акту отношения не имеет.

Третий довод: было указано, что Карабасов каким-то образом влиял на конкурс. А вот каким – непонятно. Как он гарантировал победу Пузанову? Ни один из сотрудников, ни один из документов об этом не свидетельствуют.


Вне зависимости от времени освобождения ни Ковалев (слева), ни Карабасов к госслужбе наверняка теперь и близко не подойдут

– Сколько времени, с учетом уже проведенного в заключении, в том числе под домашним арестом, пошло в зачет подсудимым?

– У Карабасова сейчас уже три года и три месяца, у Ковалева более двух с половиной лет. В любом случае у всех троих больше половины сроков, указанных в приговоре. А это значит, что все они имеют право на условно-досрочное освобождение.

P.S. Недавно суды Рязанской области сняли антиковидное ограничение на посещение заседаний, действовавшее последние месяцы. Значит, на новом витке разбирательства этого дела журналисты смогут видеть, как суд и обвинение интерпретируют доводы защиты. Хотя последнюю удивить чем-то уже сложно.

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас! 

Екатерина СМБАТЯН