Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№16 от 24 апреля 2014 г.
Лыжник Сергеев – «преемник» Солженицына
Известный рязанский спортсмен о дуэлях с чемпионом мира, курьезных стартах и квартире знаменитого писателя


 
На прошлой неделе состоялось отчетно-выборное собрание в одной из самых продуктивных общественных организаций – Совете ветеранов рязанского спорта. Председателем уже в который год подряд единогласно был переизбран Альберт Чугунов, а его заместителем стал Виктор СЕРГЕЕВ, известный в прошлом рязанский лыжник, почетный мастер спорта СССР, судья республиканской категории.
 
– Виктор Алексеевич, готовы к новым свершениям?
 
– Конечно, эта работа мне близка и прекрасно знакома. Ее огромный пласт выполняют Альберт Анатольевич Чугунов и Александр Михайлович Мелешкин, еще восемь человек избрали в члены президиума, так что, не сомневаюсь, общими усилиями справимся с возложенными на нас обязанностями. На прошедшем отчетно-выборном собрании работа Совета заслужила высокую оценку, постараемся не уронить марку и в дальнейшем. В нынешнем году мы уже успели совершить несколько лыжных прогулок в Солотче, провели субботник на аллее спортивной славы у стадиона «Локомотив». А в ближайших планах экскурсии, посещения концертов и священный для всех праздник – День Победы.
 
– Вся ваша жизнь прошла в спорте. А с чего все началось?
 
– С общества «Спартак», где я стал заниматься лыжами у Марии Алексеевны Талдыкиной, а весной переходил к Александру Федоровичу Агрызкину на легкую атлетику. Еще до армии выполнил первый спортивный разряд, ведь по юношам равных мне не было, а во время службы увлекся марафонским бегом, поскольку, что в Германии, что в Польше, что в Калининграде со снегом были проблемы – выпадет на недельку и сразу растает. В это время становился чемпионом дивизии, был призером Балтийского флота. Прямо из армии отправился поступать в Смоленский институт физкультуры, который и окончил с красным дипломом в 1963 году. Если бы еще хоть на годик остался в вузе, обязательно стал доцентом, ведь все это время занимался научной работой. Но к тому времени уже был женат, нужна была квартира, поэтому получил распределение в Рязанский сельскохозяйственный институт.
 
– Именно на студенческие годы пришелся расцвет вашей спортивной карьеры?
 
– Да, попал тогда к хорошему тренеру, и где-то на третьем году выполнил мастерский норматив. В Смоленске тогда много соревнований проходило, там такие горки большие были, что когда бежишь, думаешь, все, сейчас умру, но ничего, их преодолеешь потом полегче идет. Народу участвовало столько, что всех не обгонишь, человек триста с чем-то: одни уже финишируют, а другие только к старту готовятся. Состязаться приходилось и с великими. Помню, даже первый советский чемпион мира, заслуженный мастер спорта Владимир Кузин в тот раз бежал и прямо у меня на глазах не вписался в поворот, врезался в дерево и сошел с дистанции... А я тогда летал будь здоров, и в этой именитой компании не затерялся – шестнадцатым пришел и еще за собой одного малого институтского привел – он мастера выполнил.
 
– Говорят, что когда на лыжне вы обгоняли соперника, обязательно говорили ему «спасибо».
 
– Действительно, было такое, ведь приучили уважать противника. Но были и такие, которые лыжню ни в какую уступать не желали, а снег глубокий, сойдешь с лыжни – обязательно провалишься. Тут уже приходилось действовать по-другому: «Пропускай, – кричу, – а то сейчас палкой как дам!» Он сразу в сторону, а я ему: «Ну, спасибо!». Но такие случаи были крайне редки, хотя и существовала серьезная конкуренция, ведь мастеров было немало – Чернобавских, Толстов, Дрожжинов, Крепышев, Вавилов, Чирихин. И ведь и массовость была потрясающая, в соревнованиях только женщин более трехсот стартовало. А какая борьба разворачивалась между обществами! «Зенит» и «Труд» были многочисленными, поэтому считали, что они должны всегда побеждать, но и наш «Буревестник» на вторых ролях пребывать не желал. Так, в эстафете уже на первом этапе три минуты соперникам Валерий Спиридонов «привозил», на втором – Александр Крепышев, еще три, затем Петр Курицын столько же, и на последнем этапе Виктор Сергеев – еще три. И мы побежали с огромным отрывом. Что касается меня, то ниже пятого места никогда не опускался, не зря же пятнадцать лет входил в состав сборной Рязанской области.
 
– А курьезные случаи бывали?
 
– Куда же без них! Помню, как-то в Туле местным лыжникам нужно было мастеров выполнять, вот они и собрали сильный состав участников. А тут, как назло, погода нелетная, дождь со снегом, лыжня обледенела, да еще такая крутая, что не взобраться. Я тогда уже сходил, тренировался мало. И вот бежишь, а там наверху уже ребята на подхвате – раз, и тебя уже втащили на горку. А куда им деваться, ведь чтобы присвоили звание, необходимо определенное количество мастеров, закончивших гонку, вот они и старались, чтобы никто не сошел. Еще раньше в Смоленске соревнования проходили, народу было столько, что я оказался в числе запасных, но на старт все равно вышел. И тут прямо передо мной парень из другой команды ломает лыжу. Ну, снял я свою: «На, – говорю, – тебе, я все равно не в зачет бегу». И благодаря мне он там третье место занял, после финиша подошел: «Спасибо, друг, ты меня выручил!» А в институте на меня потом долго еще обижались, ведь он у наших выиграл.
 
– Виктор Алексеевич, вы – Почетный мастер спорта СССР, а добиться более высокого звания возможности не было?
 
– Шесть лет подряд я выполнял мастерский норматив, а вот для того чтобы добиться большего, нужно было принимать участие в международных соревнованиях, а куда я поеду, если с ребятами в сельхозинституте занимаюсь? 32 года я там отработал, сначала преподавателем, затем заведующим кафедрой физвоспитания, параллельно был директором спортивного лагеря «Ласточка». Тренировал областную сборную команду «Урожая», которая комплектовалась на базе нашего вуза. В регионе мы всегда на хорошем счету были, за это время было подготовлено более пятидесяти спортсменов первого разряда, Нина Панюшина из Ермиши и Юрий Марушкин из Клепиков стали кандидаами в мастера спорта. Два срока подряд возглавлял лыжную федерацию. Так что ни о чем в своей жизни не жалею, и если б можно было начать все сначала, я опять  бы прошел свой прежний путь. Думаю, это мое призвание. Бывшие студенты уже выбились в люди, но не забывают, ничего, кроме слов благодарности, от них не слышал. После института успел еще и в школе поработать с самыми маленькими – с ними никто не хотел возиться, а мне очень нравилось.
 
– А вот ваш сын Алексей – лучший рязанский игрок в мини-футболе, почему-то не пошел по вашим стопам?
 
– Это я сам так решил. Тогдашний председатель облспорткомитета Шатров мне всегда говорил: «Вот ты сам бежишь здорово, значит, у тебя и ребята будут хорошими лыжниками». А я ему в ответ: «Нет, сыновья будут другими видами заниматься – игровыми. Видишь, как я бегу 50 километров – еле-еле, не хочу, чтобы и они так же мучились». В итоге так и получилось: старший Игорь выступал за «Вымпел», а у Алексея главный конек – мини-футбол. Болельщики даже говорили, что за кого Сергеев играет, та команда и победит.
 
– Насколько мне известно, вы были лично знакомы с известным писателем Александром Солженицыным.
 
– Получилось так, что когда я работал в сельхозинституте, мне дали ту самую квартиру на улице Урицкого, из которой только выехал Александр Исаевич, а я в нее вселился. Кстати, она по сей день мне принадлежит. Там одно время собирались открыть музей, нам уже предлагали жилье в другом месте. Но приехала вторая жена Солженицына Наталья Дмитриевна и сказала, что этот барак для музея не подходит, если хотите, стройте хороший дворец. После этого все и заглохло. А когда Александр Исаевич приезжал в Рязань, посетил свою прежнюю квартиру, я ему лично все показывал. Потом началось настоящее нашествие поклонников его творчества, просили рассказать, показать, отбою от них не было. Даже из Англии приезжали журналисты, собирали материал, потом и статью из газеты привезли. Как-то незаметно втянулся в это дело, стал членом солженицынского общества, обязательно присутствую на всех заседаниях, стал собирать материалы. А с первой женой Солженицына Натальей Решетовской я вместе работал в институте, она была доцентом на кафедре химии. Очень красивая была женщина...
 
Юрий МАТЫЦИН