Главный рязанский джазмен – о странной дате, бандитских перестрелках и конце света
Вечером 31 мая, в самый последний день календарной весны, в МКЦ пройдет удивительный концерт, где рязанская джазовая группа «Feelin’s» впервые соберет на одной сцене всех вокалистов, когда-либо игравших с коллективом, а их набралось за 27 лет существования – ни много, ни мало – 6 человек. 27 лет – странная дата, обычно про нее не вспоминают, а вот лидер «Feelin’s» Геннадий ФИЛИН вспомнил. И даже подробно рассказал «Новой газете», с чего ему взбрело в голову отметить этот совсем не круглый «юбилей».
–На самом деле это не такая уж необычная дата. Как мы знаем из русских народных сказок, «за тридевять» – это весьма известный оборот, а уж «тридевятое царство» – и вовсе интригует, все о нем говорят, но никто не знает, где оно есть.
Соответственно, и мы с группой прошли три временных отрезка по девять лет и, поскольку я верю в тридевятое царство, я не мог обойти стороной такой юбилей. Тем более, вначале каждого из этих девятилетних периодов происходили события удивительные и знаковые – и для меня как человека, и для группы «Feelin’s», и для нашего города, и для всей страны, и даже для всего мира. Причем, на фоне социальных потрясений были как раз самые мощные пики творческой деятельности нашей группы, и эти вещи даже оказывались взаимосвязаны.
Давайте я возьму не строго девятилетия, а некие точки, накрывающие сразу год-два. Вот первая такая точка – 1984–85 годы. В 1984-м я, еще участь в институте, вышел на сцену со студенческой джазовой группой, которая называлась «ансамбль под управлением Геннадия Филина». Мы творили, репетировали, выступали на конкурсах художественной самодеятельности. А в стране вскоре пришел к власти Горбачев, началась перестройка. Как раз в 1984-м я сочинил первые свои весенние зарисовки. Одна композиция так и называлась «Весенние зарисовки», вторая – «Последний лед», третья – «Оттепель», символично в свете начинающегося распада СССР. Для меня было потрясением, когда вся эта музыка из меня изошла, и я поначалу слабо себе представлял, как это полноценно реализовать. А в 1985-м я сочинил композицию «Feelin’s», и она 20 лет «отлеживалась», пока не появился Валерий Пономарев, с помощью которого мы ее записали для диска.
Отсчитываем 9 лет и попадаем в 1993 год. Закончив аспирантуру, я работал в радиоинституте – только что перешел с кафедры автоматизации информационных процессов на кафедру вычислительной и прикладной математики. Время было очень сложным для жизни, процветали рэкет и бандитизм, Рязань была поделена на группировки, человек человеку волк и враг, есть людям нечего. И мы как раз играли в «Сельмаше», когда в 1993 году там произошла кровавая точка бандитской эпохи Рязани – расстрел «айрапетовской» бригады, чудом никого из нас не задело. Вместе с этим расстрелом жизнь в нашем городе изменилась, потому что после того, как расстреляли сразу 9 человек, многие задумались, и пошли процессы, которые стали разворачивать жизнь города совсем в другую сторону. Моя жизнь вскоре тоже резко изменилась – я ушел из института. Просто встал из-за своего стола на кафедре и ушел, оставив там вещи и все, что с местом связывало – все свои авторские свидетельства, научные труды, статьи в сборниках… И сразу стал заниматься музыкой гораздо больше, потому что одна из составляющих моей жизни исчезла – я сделал окончательный выбор в пользу музыки. Как раз в 1993–94 году мы с группой съездили в свои первые «заграницы» – дважды в Германию и во Францию. Тогда же мы подтянули исполнительский уровень, получился качественный скачок. Еще в то время активно работал салон «На старом перекрестке», где мы стали регулярно выступать.
Кстати, когда мы играли в «Сельмаше», то играли исключительно джазовую музыку, и никто нас в этом не ограничивал. Более того, была интересная история, когда Андрей Максимов нам сказал: «Вы знаете, есть обалденная мелодия из фильма «17 мгновений весны» – выучите ее, пожалуйста. Вот попомните мои слова, вы будете играть эту композицию всю оставшуюся жизнь». Так и получилось, мы с тех пор почти на каждом концерте играем «штирлица», эта мелодия гармонично ложится в любую программу. И когда ездим за границу, именно она обычно вызывает у публики самые сильные эмоции.
Дальше мы попадаем в 2002 год, когда открывается кафе «Фонтан» и жизнь в нашем городе снова меняется кардинальным образом – здесь по-настоящему укореняется джаз. В течение того же года снова все меняется и в музыкальной деятельности нашей группы – она начинает стремительно ускоряться. Ровно через год, в 2003 году, мы открываем своим выступлением праздник объединенной Европы в Мюнстере, плюс у меня выходит первый альбом «Night of Love». Причем случилось это одновременно: мы садимся в автобус, чтобы ехать на фестиваль, и в это же самое время уже штампуются диски. Когда стало ясно, что едем на этот престижный фестиваль, мы поняли, что ехать, играя так, как играем, нельзя. И начали усиленно заниматься, репетировать. В результате мы стали играть на совершенно другом уровне и, вернувшись, мы этот уровень уже закрепили – получился еще один качественный скачок. И в этом же 2003 году мы вместе с Евгением Рыбаковым и Муниципальным культурным центром сделали самый первый фестиваль «Лето. Джаз. Фонтан», который стал ежегодным.
Сейчас начинается новый 9-летний промежуток, я снова вижу большие перемены. Именно 2011-й и начало 2012-го у нас необычно плодотворны. Появился новый проект «Капитан Земли», мы сочинили с дочерью Юлей песню «Кидаем якорь в небеса», исполнили ее в самых разных местах, вплоть до Брюсселя, в Питере выступили на 5-й ассамблее фонда «Русский мир», эта песня уже и в Индии звучала. Ну, и еще 2012 год – говорят – конец света, хотя я предпочитаю конец тьмы и невежества.
Вот три раза по 9 и вот такие необычные события происходили в эти ключевые моменты.
Подготовил Анатолий ОБЫДЁНКИН