Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№19 от 24 мая 2018 г.
Свежие новости
Педагог-мама со скрипкой в руках
 Светлана Волтухова открыла для своих учеников новый мир, жить вне которого они уже не могут

Светлана Васильевна ВОЛТУХОВА – педагог, про которого говорят: «от Бога». И это не преувеличение. Она не только может научить малыша играть на скрипке, но знает, как помочь ему полюбить то, чем он пришел заниматься в детскую музыкальную школу. 



Почему-то труднее всего писать и говорить о тех, кого любишь и кто особенно дорог: слова теряются, а если и находятся, то кажутся какими-то нелепыми. Не фальшивыми, нет! Просто понимаешь вдруг, что слов не хватает и они не те, какие нужны бы, потому что никакие, даже самые искренние слова не смогут передать твоего благоговейного чувства: любви, уважения, обожания, преклонения. Может быть, и правда, чувство обостряется тогда, когда ему перестает мешать язык? Может быть… И очень часто мы языку не мешаем, а в результате получается, что так и не успеваем сказать дорогим нам людям то, что давно сказать необходимо.

Сегодня с ее днем рождения совпала и еще одна знаменательная дата – без малого пятьдесят пять лет в профессии, которую Светлана Васильевна выбрала уже в детстве.

Ее папа – музыкант-самоучка, игравший на скрипке с малых лет, когда отец сделал ему первую скрипочку и научил играть на ней. И всю свою долгую жизнь Василий Петрович не расставался с инструментом, играл в народных коллективах, в оркестре Горьковского (Нижний-Новгород) Государственного университета, куда поступил учиться на химика, а когда вернулся дипломированным специалистом в Рязань, стоял у истоков создания первого в городе симфонического оркестра под руководством Н.М.Фейгина. И всю жизнь жалел о том, что война и тяжелые послевоенные годы не позволили ему стать профессиональным музыкантом. Для своих девочек он сделал все возможное, чтобы они получили хорошее музыкальное образование по классу скрипки и фортепиано. Старшую Светлану водил на занятия сам, присутствовал на уроках, записывал все, что говорил педагог, и усиленно занимался с ней дома. Это помогало и ему в совершенствовании своей игры на инструменте. Дочь до сих пор помнит красивейший Концерт для скрипки Мендельсона в прекрасном исполнении отца. 

Светлана окончила первую музыкальную школу у педагога К.А.Садовникова и поступила к нему же в музыкальное училище. 

Из ее музыкальных воспоминаний детства – впечатление, которое произвел на нее Володя Бобылев, «гонявший» трехоктавную гамму на втором году обучения в детской музыкальной школе (ДМШ). Сегодня его имя носит пятая музыкальная школа города, в которой проработали всю жизнь известные в городе педагоги Владимир Бобылев и Светлана Волтухова.

После училища была Москва, куда уехали повышать исполнительское искусство и Светлана Блинцова (Волтухова), и Владимир Бобылев, и маститый педагог нынешнего Рязанского музыкального колледжа им. Пироговых Владимир Семенов, который отличался, как вспоминает Светлана Васильевна, очень проникновенным сольным исполнением со свойственной ему технической свободой, беглостью, красивыми трелями. 

Все лучшее, что получили рязанцы в Москве, они старались передать ученикам, заявив о себе как о самобытных талантливых педагогах, в классы которых музыканты города стремились отдать своих детей.
От педагога, к которому приводят малышей мамы и папы, во многом зависит успех последующего обучения и желание ребенка не бросить ежедневную, очень кропотливую работу по приобретению навыка и умения с последующим переходом их в профессиональное мастерство.

Лучшие ученики Светланы Васильевны Волтуховой получили высшее музыкальное образование в престижных консерваториях России, но память о самом первом педагоге остается в их сердцах.

Вспоминает выпускница Казанской Государственной консерватории им. Н.Г.Жиганова Александра Шаруха:

– Светлана Васильевна – это педагог-мама. Только спустя много лет начинаешь понимать, сколько труда, терпения, нервов потрачено этой маленькой женщиной на каждого из нас. Ее занятия проходили с особой родительской теплотой и заботой, а когда нужно, то и с твердостью и строгостью. Но с урока мы всегда шли в хорошем настроении. Позднее, когда я ходила в музыкальную школу одна, никогда не возникало желания прогулять урок. 

А подготовка учеников к конкурсам! Только сейчас осознаешь, какой это многолетний, каждодневный, кропотливый труд педагога!

Из самых ранних детских воспоминаний осталось изучение длительностей нот. Светлана Васильевна объясняла это на яблоке, разрезая его на множество частей. А потом мы эти «нотки» съедали вместе и смеялись. 

Еще помню момент уже из старших классов. Прихожу на урок, не доучив какую-то пьесу. Светлана Васильевна начала было меня ругать, а потом замолчала и… заплакала. Мне стало очень горько и совестно, что своим нежеланием заниматься я довела ее до слез. С тех пор я старалась готовиться к каждому уроку. Мы занимались даже летом. Я приходила к ней домой, вставала в центр большой комнаты с высокими потолками и чувствовала себя как на сольном концерте, а моей игре подпевал ее большой рыжий кот, привыкший к музыкальным занятиям любимой хозяйки.

Две младшие сестры Александры тоже учились у Светланы Волтуховой, но стали художниками, а когда поступили в питерский вуз, попросили, чтобы родители привезли им скрипки, без которых они уже не могли представить своей жизни.
  
Вспоминает выпускник Саратовской Государственной консерватории им. Л.В.Собинова Илья Мищенков:

– Я бы сказал, что педагогика – призвание Светланы Васильевны. И это – труднейшая из профессий – быть именно детским педагогом, начинать учить ребенка с нуля, когда еще не знаешь, как скрипку в руки взять. Мне повезло, что у истоков моего музыкального образования стоял именно такой человек. Саша Шаруха правильно сказала: никогда не было желания не пойти на урок, не подготовиться, схалтурить. Мы ходили на специальность каждый день и это было настоящим счастьем, когда я в шесть лет играл на конкурсе «Концертино» Яньшинова, а в восемь – «Непрерывное движение» Новачека. И все благодаря Светлане Васильевне, которая не давала мне стоять на месте. 

За девятнадцать лет, что длилось мое обучение, я повстречал многих педагогов и с уверенностью могу сказать, что не окажись рядом, на начальном этапе моего развития, Светланы Васильевны, я бы никогда не стал музыкантом. Она прежде всего очень добрый человек, обладающий редким талантом вызывать в учениках желание заниматься и становиться лучше. Не помню, чтобы она хоть раз унизила ученика, даже если он что-то сыграл не так.
Сейчас, став музыкантом, я вижу, как мои коллеги боятся сольных выступлений. Светлана Васильевна с детства прививала нам любовь к сцене. Никогда не пугала нас, а делала так, что мы сами хотели выступать. За время обучения у нас было невероятное количество концертов в престижных залах города, мы получали удовольствие от каждого выхода на сцену. 

Наш педагог с легкостью могла бы сделать карьеру в любой престижной столичной музыкальной школе, а для нас огромное счастье, что наши пути пересеклись в Рязани, в музыкальной школе №5. Уверен, что все мы, ее ученики, будем всегда с благодарностью вспоминать нашего выдающегося педагога Светлану Васильевну Волтухову.

Выпускник Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского Максим Шагаев (Москва):

– Такого трепетного, внимательного отношения к своим подопечным, какое было у Светланы Васильевны, я больше не встречал никогда, хотя мне везло с педагогами и в училище, и в консерватории. Она так могла организовать учебный процесс, что мы оказывались одной дружной семьей, в которой не было зависти по отношению друг к другу. Она на корню пресекала негативные оценки кого-то. Если спросить, какое главное качество у нашего педагога, я бы сказал – доброта. Она находила подход к каждому, ни с кем не занималась в ущерб другому. Мне посоветовала сменить в дальнейшем инструмент на альт, потому что я вырос, и скрипка стала мне мала по рукам. И в консерваторию я уже поступал как альтист. Когда я вспоминаю счастливые детские годы, проведенные в рязанской детской музыкальной школе №5, и думаю о моем первом педагоге по специальности Светлане Васильевне, меня переполняет благодарность за нашу нынешнюю безграничную любовь к музыке.

Можно перечислять вехи ее биографии и анализировать методику преподавания игры на скрипке, но самыми искренними и правильными словами окажутся те, что прозвучали из уст ее благодарных учеников, которым она подарила возможность заниматься любимым делом, открыв перед ними необъятный по красоте музыкальный мир, жизни вне которого они сегодня даже представить себе не могут. 
Ольга МИЩЕНКОВА