Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№25 от 24 июня 2010 г.
Позорная ликвидация
Школу в Агро-Пустыни пытаются закрыть без видимых причин



1 октября этого года школе в селе Агро-Пустынь исполнится 136 лет. Пора бы вернуть истинное название села: Аграфенина Пустынь. Селу – 503 года.

И з окон школы виден Божий
храм и могилка протоие-
рея Афанасия Степановича
Арбекова (отца Афанасия)
– учителя в рясе, основателя
школы, первого директора
ее, просветительская деятельность которого
в селе продолжалась более полувека.

До официального признания школы в
1874 г. двадцать лет о. Афанасий обучал крес-
тьянских детей в своем доме на свои деньги.
Он – современник Л.Н. Толстого и Ф.М.
Достоевского, был подвижником, героически
принявшим на себя тяжелый труд и лишения
ради достижения высокой цели – просвеще-
ние народа. Его трудами и заботами возведены
этот величественный храм и эта школа.

С 1889 г. школа стала земской, а директором
вновь был назначен о. Афанасий. В своей про-
светительской деятельности он стремился «пос-
троить храм в сердцах человеков». Благодарные
потомки не забыли о. Афанасия, несмотря на
все потрясения, какие испытал наш народ. Его
имя носит Православный просветительский
центр при РГУ им. С.А. Есенина.

На селе Афанасия Степановича частень-
ко поминают добрым словом. На его могилку
кто-то постоянно приносит цветы. В дни
юбилеев школы могилу буквально засыпают
цветами. И само дело о. Афанасия в части
просвещения не пропало даром. В его шко-
ле работает дружный коллектив учителей,
состоящий из опытных высокопрофессио-
нальных педагогов. В большинстве своем это
люди – оптимисты.

Н епростые нынче выпали времена. И,
несмотря на это, учителям удается
своими силами поддерживать здание
школы, учебные пособия в пригодном для
занятий состоянии. История школы нераз-
рывно связана с историей села. В дни школь-
ных торжеств учителя и их воспитанники с
большим воодушевлением поют гимн школы
(автор – учитель русского языка и литературы
Митрохина В.Н.):

Над вековой рязанскою землею
Звучит задорный песенный мотив.
Живет здесь дружной крепкою семьею
Агро-пустынский школьный коллектив.
Пусть жизнь трудна,
но школа не сдается,
Пусть тяжело науки грызть гранит
И пусть порой не всё нам удается,
Кто верит в знанье, тот и победит.


Выпускники нескольких поколений лю-
бят свою школу и частенько ее навещают. На
последний звонок в этом году прибыло 12
выпускников, окончивших школу СОРОК
лет назад. Было что вспомнить с веселой
улыбкой и со слезами на глазах.

И вот эту школу пытаются закрыть
одним росчерком пера, не вникая в
суть происходящей жизни на селе.
Объяснение простое: школа малокомплект-
на, учится в ней всего 22 школьника.
Выпускники школы, в большинстве сво-
ем, остаются жить в селе, работая где-нибудь
на стороне (в селе – безработица), потому что
жилье в другом месте приобрести практичес-
ки невозможно.

Благодаря принятым Правительством ме-
рам, на селе усилиями выпускников школы
заметно возросла рождаемость. Несколько
молодых семей имеют по трое-четверо своих
детей. В селе на данный момент насчитывает-
ся 40 детишек дошкольного возраста.
Есть ли
смысл закрывать нашу школу, исходя из этого?
Дети, особенно чужие, растут быстро!

И еще одно. Школа в наше время стала
чуть ли не единственным очагом культуры
на селе. В селе нет клуба. Черные глазницы
недостроенного здания клуба пугающе смот-
рят на проходящую мимо молодежь вот уже
более полутора десятков лет.

Работающим родителям некуда пристро-
ить своих детишек из-за отсутствия на селе
детского сада. То, что сегодня называется
«медпунктом», является издевательством над
медициной – фактически медпункта нет.

В селе НЕТ БАНИ!!! Кто-то съязвил, что
надо бы закрыть ми сельскую библиотеку,
тогда «модернизация» села имела бы логи-
ческое завершение. О такой модернизации
говорил Президент РФ?

Парадокс нашей жизни состоит в том,
что у местных властей слова расходятся с
делом. В каждую избирательную кампанию
кандидаты на различные должности обещают
решить все проблемы села. Но эти обещания
вроде словесной пыли в глаза избирателям.
Где же конкретные дела? Их нет!

Селянам обидно, что вся эта катавасия с
закрытием школы происходит под боком у
областного и районного начальства. У про-
стых людей создалось впечатление, что все
делается в ущерб народу.

Люди просят помощи через вашу газе-
ту у депутата Рязанской областной Думы
В. Сафронова. За него агро-пустынцы голосо-
вали на выборах дважды.


Ч то бы делали мои земляки без школы?
Вместительный конференц-зал со
сценой является местом сбора селян.
На своих сходах они решают свои проблемы.
Школу посещают известные в Рязани писа-
тели, артисты, спортсмены. Ежегодно здесь
проводятся «День библиотек», литературные
вечера, посвященные юбилеям русских пи-
сателей-классиков. Особой чести удостоил-
ся С.А. Есенин. И т.д., и т.п. Дети – самые
активные участники этих мероприятий и
благодарные слушатели.

И вот объявили о закрытии школы ди-
рективным порядком, не поговорив с учите-
лями об их дальнейшем трудоустройстве, не
поздравив их с окончанием учебного года, не
поблагодарив, в конце концов, за хорошую
работу. Руководителям рязанского образова-
ния надо бы знать, что у завуча этой школы
Веры Михайловны Кабановой накануне
объявления о закрытии школы был юбилей:
она проработала на ниве просвещения 36
лет и все эти годы учительствовала только в
Агро-Пустынской школе. Она на селе ува-
жаемый человек.

Кампания по закрытию малокомп-
лектных школ проходит в объявленный
Президентом РФ Год учителя. Это свое-
образный «подарок» сельским учителям.
Воистину: «И жить торопимся, и чувствовать
спешим». Мероприятие, очень похожее на
ликвидацию кулачества в деревне в 1930-х
годах, только другими, «мягкими» методами.
Получится ли экономия от закрытия школ?
При беглом рассмотрении с правительствен-
ных высот выходит, что да. Годовая зарплата
агро-пустынских учителей равна примерно 1
млн рублей. Но это такая бесконечно малая
величина! Для справки: только повышение
пошлин за транзит российской нефти прине-
сет казне доход в 393 млрд долларов в год.

Экономия от закрытия школ имеет и от-
рицательные последствия. Экономия будет
мизерной. Эксплуатация «Газелей», на кото-
рых планируется перевозить детей к новому
месту учебы, недешевая (цена горючего плюс
зарплата водителям, и т.д., и т.п.). Но, главное,
экономия будет происходить за счет нервного
перенапряжения учеников и их родителей.

Наш климат, особенно зимой, непредска-
зуем. Наши дороги – это сплошные рытвины
и ухабы. Сколько детей погибло на дорогах!

Голова идет кругом от этих цифр. К сентяб-
рю в нашей школе будет 22 ученика. «Газель»
вмещает 15 человек. Видимо, надо будет со-
вершать не один рейс. Потом, школьники
младших классов заканчивают учебу раньше
старшеклассников. Что с ними делать? Или
надо планировать дополнительный рейс, или
продлять им учебный день («продленка»).
При перевозке детей должны назначаться
ответственные из числа родителей или учи-
телей, которые должны сопровождать детей,
т.е. ехать вместе с ними. Много ли найдется
желающих делать это?

Будут ли учить в новых школах лучше,
чем в сельских? Вопрос спорный. В малоком-
плектных школах учат лучше (это мое мне-
ние). Большие школы – большой конвейер, а
конвейер в обучении и есть конвейер.
Очевидно, будет процветать безнадзор-
ность за детьми, а это повлечет за собой раз-
личные правонарушения, детскую преступ-
ность и т.п. Учителя удаленных от села школ
будут менее доступны родителям учеников. Не
будет той сердечности в отношениях учителя и
родителей, какая существует сегодня на селе и
конкретно в Агро-Пустынской школе.

Вот почему на сельском сходе в Агро-
Пустыне народ воспринял решение о за-
крытии школы в штыки. Дети-школьники на
этом сходе вместе, в один голос попросили тех,
от кого зависит принятие такого решения, не
закрывать их школу, и я присоединяюсь к ним.
Прислушайтесь к этим голосам, руководящие нами тетеньки и дяденьки. Как я понял,
люди будут жаловаться местным властям и
дойдут в своей просьбе не закрывать школу
до самых высоких инстанций во власти.

Отчет о состоянии дел на селе подготовил
Владислав ШИБКОВ,
в 1980-х годах – начальник испытательной
лаборатории по анализу технического
состояния космических аппаратов
(КА) военного назначения и выдачи
рекомендаций по управлению КА при
возникновении нештатных ситуаций

на борту
Владислав ШИБКОВ