Начало 1990-х, сентябрь. Обычная рязанская школа, педсовет. Учителя дружно докладывают: посещаемость катастрофически упала. Учебный год только начался, а они (ученики) прогуливают. И исключительно по субботам. Как суббота, так треть класса сбегает с последних уроков. Летом что ли не нагулялись? Или картошку на дачах докапывают? Директор школы – человек бывалый, с выводами не торопится. Он понимает, дело вовсе не в картошке, тут все серьезнее. В субботу по телевизору – рязанский телеканал. С Валерием Майоровым. И сам бы сбежал «Майорова смотреть», да чувство ответственности не позволяет, все-таки директор…
***
Сейчас уже как-то с трудом верится, что местный, совсем юный телеканал в Рязани был популярнее центрального телевидения. Специалисты еще разберутся в причинах данного феномена, нам же остается констатировать: рязанское телевидение смотрели практически все, и не просто смотрели, а обсуждали, доверяли, любили. «Людей из телевизора» узнавали на улицах, к ним обращались за помощью, к ним даже звонили домой, когда другие помочь не могли, или не хотели. Их сразу запомнили: Бочков, Алешина и, конечно, Майоров.
Трудно даже предположить, кем бы стал Валерий Майоров, если бы не телевидение? Известным актером? Возможно, и его портрет по праву украсил стену рязанского драматического. Кино? Тоже не исключено, Валерий снимался, правда, в эпизодах, но все с этого начинают. А вот настоящей звездой Валерий Майоров стал благодаря телевидению. Причина? Удивительная способность легко устанавливать прямой контакт: телеведущий – зритель. Без всяких посредников. Только каким трудом устанавливалась эта легкость…
За его работой в студии было интересно наблюдать. Вот он в студии, через пять минут прямое включение «с серьезным гостем». Гостя еще нет, опаздывает. Майоров глубоко откинулся в кресле, устал, жалуется на головную боль. Но даже виски потереть не может – прическа должна быть идеальна. За две минуты до включения «собирается», спина распрямляется, усталости на лице как не было, даже морщинки разглаживаются. Минута до включения – сообщают, что московский гость безнадежно опаздывает. Будет замена. Вместо «серьезного гостя» в студию впорхнула стайка юных дарований – победительницы танцевального конкурса. Лицо Майорова меняется. Только что сосредоточенный, готовый к серьезному разговору, и вдруг – совсем другой человек. На лице улыбка, в глазах – лукавые искорки. Он готов! Он уже знает, что спросить, где пошутить, как подбодрить! Он – мастер! Он маэстро прямого эфира!
22 августа Валерию Майорову могло быть только 60.
Юрий Манов
Я всегда говорил, что Майоров – это человек, сделавший мою биографию. А если не биографию, то профессиональный старт, так это уж точно. И таких, как я, огромное количество. Журналистов, телевизионщиков, актеров и актрис, операторов, режиссеров. Дело не в самом занятии. Дело в том, что желание творческой самореализации Валерий Евгеньевич поддерживал в каждом человеке, оказавшемся с ним рядом. Поддерживал совершенно бескорыстно, ничего не требуя взамен, что по нынешним временам звучит как сказка.
Во вторник, когда мы все собрались на кладбище, легендарная рязанская журналистка Галина Воропаева рассказала, что продавщица букета, узнав, кому он предназначен на могилу, добавила от себя несколько цветков. А таксист, слушая мои разговоры по телефону, спросил: «Майорову шестьдесят? Надо же. Я его часто на канал возил. Надо будет вечером помянуть».
В среду утром соседка начала меня расспрашивать о Майорове. Да, это все старшее поколение. Но в июле я получил предложение «ВКонтакте» вступить в группу «Субботний канал Валерия Майорова». Организовал ее незнакомый мне парень. «ВКонтакте» сидят, как вы понимаете, далеко не пенсионеры. А только что мне пришло сообщение о том, что в «Википедии» обновилась страница, посвященная Майорову.
Валерий Евгеньевич, узнай обо всем этом, был бы очень рад.
Вот оно, доказательство старой истины: человеческая память – самое лучшее подтверждение того, что жизнь прожита не зря.
Игорь Крысанов
Юрий МАНОВ, Игорь КРЫСАНОВ