Как предстоящие выборы главы Рязанского региона могут породить сразу двух губернаторов
Прошедшая неделя ознаменовалась оскоминой, которую набили аффилированные с минпечати региона спикеры, размещающие везде, где только можно и нельзя информацию о проведенном социологическом исследовании столичного фонда «Общественное мнение». По его результатам, узнаваемость врио губернатора Любимова составила 83%. И эта значительная цифра вызывает у распространителей неприкрытый восторг. Однако, трудно согласиться с ними. Особенностью рязанского управления последнего периода становятся повторяющиеся ошибки, связанные с привлечением для выполнения работ иногородних исполнителей. Началось все с «бренда Рязани», выставившего регион на всероссийское посмешище. Затем – далекие от рязанских реалий преподаватели столичной Академии госслужбы за пару недель якобы разработали стратегию развития региона на обозримое будущее. И вот вновь – москвичи решили проводить опрос на нашей земле, не удосужившись даже минимально вникнуть в местную специфику.
Поясним на примере. Допустим, взялись бы они провести опрос об узнаваемости заместителей губернатора и мэра, курирующих сферу ЖКХ. Результат был бы не в пользу главного областного коммунальщика Андрея Савичева. Его фамилию вспомнили бы при таком опросе гораздо меньше респондентов. И дело не в популярности его городского коллеги. А в том, что мало найдется людей, не слышавших никогда фамилию Ульянов. И хотя мало кто из опрошенных подозревает о существовании рязанского Андрея Юрьевича, имя вождя мирового пролетариата еще не скоро забудется россиянами.
Та же ситуация произошла и со злополучным «опросом». Естественно, очень многим в регионе знакома фамилия губернатора Любимова, ведь Вячеслав Николаевич был единственным губернатором в рязанской истории, дважды победившим на выборах (1996, 2000). Причем – открытых выборах, а не ковалевской имитации. И также для многих было бы откровением, узнай они о том, что появился другой Любимов, к тому же не из Рязани, а из Калуги. Так что даже при хорошей репрезентативной выборке за счет системной ошибки при составлении анкеты – результат получился не совсем достоверным.
До выборов осталось полмесяца, круг допущенных до избирательного бюллетеня кандидатов определен, и избиратель имеет возможность выбора. Причем не реального выбора лучшего будущего губернатора, а выбора из предложенного им списка. При любом постоянном выборе мы подспудно определяем для себя линию водораздела, относительно которой группируем возможные варианты. И часто это получается, в отличие от той обезьяны, которая металась, не определившись – в группу «умных» или «красивых» ей податься. При покупке товаров или услуг этот водораздел более-менее понятен. Основные критерии – цена, качество, функциональные характеристики. А вот кандидатов можно группировать несколькими способами и каждый раз будет получаться различный результат. Итог будет зависеть от того, какой критерий выбора становится приоритетным.
Взглянем на пятерку кандидатов. Построим несколько линий группировки, которые могут быть важными для будущего руководителя региона.
Возраст. Олег Ковалев доказал, что все имеет свой предел и в какой-то момент и руководителю, и области будет лучше, если их союз распадется. Определим в качестве границы черту пенсии. В этом случае за ее чертой оказываются Владимир Федоткин и Александра Перехватова, находящиеся на содержании Пенсионного Фонда России. Николай Любимов, Александр Шерин и Сергей Пупков примерно одного возраста и вполне работоспособны.
Образование. Тут уже группы будут другими – преимущество у Сергея Пупкова и Владимира Федоткина – они, в отличие от своих коллег по борьбе, являются докторами наук.
Опыт работы на федеральном уровне. Владимир Федоткин, Александр Шерин и Николай Любимов были депутатами Государственной Думы, остальные двое претендентов – нет.
Опыт работы в рязанской региональной власти. Федоткин, Шерин, Перехватова и Пупков достаточно долго были депутатами Рязанской областной Думы. Николай Любимов появился в Рязани впервые только в середине февраля и этот его трудовой период трудно назвать работой. Пока это только проведение предвыборной кампании.
Военный опыт. Считаем этот критерий не бессмысленным, учитывая напряженность текущего внешнеполитического момента и необходимость будущему губернатору возглавить региональный штаб при возникновении любой чрезвычайной ситуации. Очень надеемся, что этого не произойдет. Но по этому признаку опыт и военной и боевой подготовки имеется только у Александра Шерина, являющегося сегодня первым заместителем председателя комитета по обороне Государственной Думы. Все остальные кандидаты не прошли даже срочной службы в армии. Считается, что Владимир Федоткин пытался поступать в свое время в Школу МВД, но был дисквалифицирован врачебной комиссией.
Мотивация. Немаловажный фактор. У каждого из кандидатов есть свои соображения о целесообразности их участия в этих выборах. И далеко не все участвуют ради победы. По этому критерию можно сразу отсеять пенсионеров – им победа не нужна изначально. Николай же Любимов идет на победу. И победит с очень большой долей вероятности. Иначе для него это крах не только карьеры, но и всех жизненных устоев. А такая мотивация является самой действенной. Сергея Пупкова устраивает устоявшийся образ жизни. Достаточно посмотреть на обнародованный список его доходов и многочисленного имущества. В качестве губернатора качество его жизни упадет. Для поддержания привычного образа жизни достаточно оставаться областным депутатом и не испортить отношения с местной властью. Поэтому, его участие с целью оттянуть на себя голоса соперников врио губернатора, дает ему надежду на взаимную благосклонность в дальнейшем. Более сложная мотивация у Александра Шерина. Победить ему будет трудно и вероятность этого не так высока. Но хороший результат по итогам подсчета голосов выводит его в федеральный список претендентов от ЛДПР, которые будут направлены на губернаторский пост в один из десятка регионов, где осенью ожидаются отставки действующих глав. Пока таких кандидатов у партии два – Шерин и Алексей Диденко в Томской области. Осенью ожидается отставка единственного губернатора – члена ЛДПР – Алексея Островского в Смоленской области. Партия получит взамен право назначения своего кандидата на должность врио губернатора в один из регионов. И кто это будет – Шерин или Диденко и определится результатами 10 сентября.
Материальная обеспеченность. Тут впервые трудно провести реальную черту. Все пять кандидатов сложно назвать малоимущими. За прошедший год Сергей Пупков зарабатывал примерно по миллиону рублей в месяц. Он бизнесмен, госзаказы из бюджета не получает, пусть зарабатывает себе и исправно платит налоги. Шерин и Федоткин в 2016-м году были депутатами Госдумы, поэтому их доход примерно одинаков. В районе 350-400 тысяч рублей в месяц. У Федоткина больше на сумму депутатской пенсии. Николай Любимов на должности председателя Калужского законодательного Собрания получал примерно 300 тысяч рублей в месяц. Но и простой начальник рязанского архива Александра Перехватова заработала за год 1,6 миллиона рублей, то есть, примерно 135 тысяч в месяц. Видимо, стремление сохранить свое место работы и данный уровень дохода и было ее мотивацией участия в выборах фактически в поддержку врио губернатора.
Газетная площадь ограничена, поэтому остановимся на этих семи критериях группировки кандидатов. На самом деле их гораздо больше и каждый читатель без труда сможет группировать фигурантов избирательных бюллетеней различными способами, определяя свой предстоящий выбор.
После опроса, проведенного москвичами, мы провели свой независимый. Не беремся выдавать его результаты за истину в последней инстанции. Если сейчас в поддержку врио губернатора высказывается примерно треть опрошенных, то с учетом мобилизации бюджетников по области, использования административного ресурса и «ковалевских» технологий, можно ожидать победу Николая Любимова в первом туре с 55% голосов. По мере усиления безнаказанного искажения итогов, данная цифра может расти. Вопрос только том, кто возьмет на себя ответственность загнать вглубь народное недовольство, которое сможет прорваться на мартовских выборах главы государства. Оставшиеся 45% голосов будут поделены между остальными четырьмя участниками. И тут надо учитывать то, что былой ядерный электорат КПРФ резко уменьшился, к тому же престарелый Федоткин не имеет ни возможности ни стимула его мобилизовать. Чиновник Перехватова, к тому же идущая на выборы под брендом «Партии роста», возглавляемой уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым, неизбежно будет отбирать голоса у врио губернатора. У них – один сегмент избирателей. У «Справедливой России» своего избирателя в регионе не осталось, так что ощутимого результата при безликой избирательной кампании ждать не приходится. А вот с Александром Шериным ситуация гораздо сложнее и интереснее.
Фактически, он единственный из кандидатов внедряет в сознание избирателя новый водораздел – отношение к экс-губернатору Ковалеву и его команде. Николай Любимов безрассудно сохранил на должностях всех основных ковалевских заместителей губернатора и министров. Самого Олега Ивановича он официально направляет в сенаторы от Рязанской области. Пупков, Федоткин и Перехватова предпочитают избегать этой темы. А Александр Шерин открыто призывает к привлечению к неминуемой ответственности как самого Ковалева, так и основных членов его команды, которые довели регион до текущего плачевного состояния. И в этом он очень тонко уловил чаяния жителей в надежде на справедливость. Последний опрос показал, что рейтинг экс-губернатора без ежедневной подпитки в региональных СМИ за полгода упал до уровня ниже 10%, а антирейтинг вырос в разы. В регионе вовсю идет собор подписей на имя Президента страны о привлечении Олега Ковалева к уголовной ответственности. Следовательно, подавляющее большинство рязанцев при таком водоразделе осознанно солидаризируются с позицией Шерина, а не Любимова. И эта его концепция – наиболее сильная за всю предвыборную кампанию.
Таким образом, из пяти кандидатов четверо поддерживают прошлое руководство области, а один стремится навести порядок в сложившейся ситуации. При этом, избиратели видят масштабы агитации и задействованного административного ресурса за действующего главу региона. И при наложении двух перечисленных факторов, последняя строка бюллетеня «Шерин Александр» становится для голосующих давно ликвидированной графой «Против всех».
Второе место Шерина не вызывает сомнений ни у кого. Но парадокс заключается в том, что в максимизации его результата заинтересован не только он сам и его сторонники, но и многие чиновники областного правительства. Как не парадоксально это, но они прекрасно понимают, что при избрании губернатором Николая Любимова Александр Шерин останется депутатом Государственной Думы и раззадоренный выборами накинется на этих чиновников с новой силой. И удержаться на креслах им станет все труднее. Да что там на креслах – даже на свободе. Но в случае получения Шериным достаточного количества голосов, партия сможет отправить его уже осенью в другой регион, обеспечив в Рязани относительное спокойствие. А поскольку он был избран в Госдуму по рязанско-тульской группе ЛДПР, то после его ухода мандат перейдет в Тулу и в Рязани не останется ни одного критически настроенного депутата.
Таким образом, мы видим, что как кандидаты, так и стоящие за ними чиновники и лоббисты преследуют всевозможные различающиеся между собой, либо пересекающиеся цели и интересы. Жителям области остается только надеяться на то, чтобы в список этих целей просочилось стремление улучшить жизнь рязанцев и обеспечить процветание нашего родного региона.
Отдел политики