– А ведь в советское время в Рязани, – вспомнил бывший инженер-строитель и специалист по недвижимости Валерий Сегоровский, – специально использовали внутренность фонарных столбов, чтобы прятать туда провода. И сегодня еще можно найти на центральных улицах столбы с дверцами на уровне человеческого пояса: там и проходили коммуникации. Увы, с 1990-х годов все стали протягивать линии, как им вздумается. Результат мы и видим сегодня.
Проблема эта не чисто рязанская. Провода заполонили воздушное пространство, словно в страшных байках о конце света («Небо запутают веревками, а летать по нему будут железные птицы»), почти во всех городах России. Правда, в самых передовых из них начался обратный процесс: в Москве еще в 2016 году была принята программа «Моя улица», предусматривающая перемещение кабелей под землю. Даже в Рязани молодые урбанисты несколько лет назад предлагали принять уже почти готовую программу «Чистое небо». Однако после провала проекта реконструкции площади Ленина в 2018 году всем стало понятно, что голос будущего практически никто в нынешней власти не слушает. Так и продолжают нависать десятки и сотни воздушных линий над тротуарами и проезжими частями.
Как красиво, когда проводов не видно – все под землей
А чем это плохо? Что здесь не так?
Конечно, туристам сложно сфотографировать достопримечательности без того, чтобы в кадр не попали провода. Разве что в Рязанском кремле можно найти старинные фасады, мимо которых не тянется либо электрическая, либо телефонная линия, либо троллейбусная контактная сеть.
Но это почти самая последняя проблема.
На улице Высоковольтной
Опасности: от автокранов до беспилотников
Самая крупная авария XXI века под Рязанью – пожар на железной дороге у станции Болошнево в 2005 году – случился из-за того, что едущий по мосту состав с топливными цистернами протаранила поднятая стрела едущего внизу автокрана. Нефтепродукты загорелись – и огромный столб черного дыма был виден из Рязани. После этого пришлось перестраивать всю развязку у Болошнева: автодорогу провели над рельсами, а потом трассу М5 в том районе отвели в сторону.
В точности так же автовышки и автокраны рвут провода, если они свисают слишком низко. Один раз – это было еще при Олеге Ковалеве – машины аварийных служб восстанавливали провода прямо перед окнами губернаторского кабинета в «сером доме» на улице Ленина.
Провода, упавшие перед правительством
В конце концов, ни один город сейчас не застрахован от того, что над улицей может зависнуть какой-нибудь недружелюбный беспилотник. А если зависнет, то и провода порвет. Или взорвется, задев их на определенной скорости. Что станет после этого с электроснабжением и связью, трудно предсказать, потому что большинство проводов не пронумеровано. Только их хозяева знают, что это за линии.
– Когда в начале XXI века шла работа по перепрокладке труб и кабелей у моста через железную дорогу над Первомайским проспектом, – рассказывал ныне покойный заслуженный строитель РФ Владимир Шаров, руководивший предприятием спецстроя, – мы не могли найти старой документации, которая разъяснила бы, какой кабель куда ведет. Нам приходилось буквально «ставить эксперименты»: отключали линии и ждали, из какой организации позвонят о нарушении энергоснабжения или отключении связи. Все провода потом были инвентаризованы и убраны из-под моста в специальный короб-тоннель.
Именно переброску всех уличных линий над головами людей в подземные коллекторы и предусматривают урбанистские проекты в Москве и Санкт-Петербурге – так же, как и в других крупных городах мира. Стоит отметить, что Рязань для иностранцев – это тоже не town, а city: ее величина равна размеру многих европейских столиц. У нас живут более 530 тысяч человек (и это не считая гастарбайтеров-нелегалов!) – так же, как и в португальском Лиссабоне. В то же время в словацкой Братиславе 430 тысяч жителей, в словенской Любляне – 280 тысяч, а в крупнейшем городе Швейцарии Цюрихе – 360 тысяч (столица Берн меньше, там живут 135 тысяч человек).
Дело в воле
Веб-провайдеры – организации, тоже продвигающие нашу жизнь в будущее – стали одними из тех, кто запутывает Рязань проводами. Между тем руководители этих IT-предприятий вполне могли уже слышать, как несколько лет назад рязанские инженеры-связисты решали в центре Лондона проблему новых интернет-линий: там запрещено не только протягивать кабели между домами, но и прятать их в подземных тоннелях, то есть рыть улицы. Пришлось строить систему оптических интернет-линий, установив передающие станции на крышах домов.
Рязанские интернетчики тоже с самого начала ставили антенны на крышах высоких зданий, но потом с этих крыш к соседним пяти- и девятиэтажкам спускались провода. Только несколько лет назад их стали заставлять проводить сигнал по-другому, и то не везде: это зависит от префектов и управляющих компаний. Например, в Рязани на улице Мюнстерской с самого начала смогли обойтись без проводов. И ничего – свет есть, связь тоже.
Сухие и хорошо изолированные подземные коллекторы – это еще и залог повышения долговечности проводов. Они не мокнут под дождем каждую осень, не промерзают каждую зиму, на них не осыпается изоляция, они не искрят над головами людей, не обрываются и не падают. Между тем падение кабеля в Рязани весной 2022 года на протяжении двухсот метров вдоль улицы Высоковольтной вызвало панику у местных жителей и посетителей расположенного там мебельного центра.
А что мешает совершить прорыв в очищении рязанского неба от «повсеместно протянутой паутины» (как назвал инфраструктуру сетей в 1990-е годы один из авторов крупнейшего тогда российского компьютерного журнала)? Да примерно то же самое, что мешало поменять по всему городу вывески, организовать расстановку урн и уборку мусора – нежелание слишком уж сильно досаждать предпринимателям. Стремление не слишком «кошмарить бизнес».
Однако стоит вспомнить, как лет пятнадцать назад все тротуары Рязани были заставлены рекламными штендерами – трудно было пройти. Ведь справились же с этой напастью. Справятся и с проводами, если будут управленческая и политическая воля. Здесь их применить самое место.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ