Талантливый рязанский футболист и незаурядный тренер – о вызове в сборную СССР, встрече с Яшиным и командных свадьбах
В конце минувшей недели 60 лет исполнилось известному рязанскому футболисту, тренеру и функционеру Владиславу ГАВРИЛОВУ. Судьба не единожды подбрасывала ему серьезные испытания на прочность характера, которые он стоически переносил и продолжал двигаться вперед по избранному пути. Благодаря чему свой очередной юбилей отметил, как и полагается, на футбольном поле в кругу многочисленных друзей и воспитанников.
– Владислав Николаевич, старт вашей футбольной карьеры выдался обнадеживающим…
– Судьба распорядилась так, что дальше второй лиги шагнуть мне так и не удалось, хотя, думаю, если бы в свое время представился шанс, не затерялся бы и на более высоком уровне. Определенные перспективы, так скажем, были, поэтому мой тренер Владимир Алексеевич Егоров порекомендовал меня в юношескую сборную РСФСР, потом получил вызов на сборы сборной СССР. Был кандидатом на поездку на турнир в Италию, но в одной из игр за рязанский «Спартак» получил травму и в Сан-Ремо не попал.
– Вам удалось дебютировать в первенстве страны, когда не было еще и восемнадцати лет, что по тем временам случай довольно редкий…
– Нужно сказать спасибо тренерам за то, что доверили место в составе. Уже в своем первом домашнем матче против вологодского «Динамо» имел шанс отличиться, но мяч малость разминулся с крестовиной. Тем не менее, мой дебют посчитали довольно-таки удачным. А уже в следующем сезоне в команде появились бывшие игроки столичных команд – спартаковцы Юрий Севидов и Валерий Рудь, динамовец Юрий Авруцкий, и хоть пробыли они совсем недолго, многое удалось у них почерпнуть. Это была большая школа в плане футбола, поведения в коллективе и жизненного опыта.
– Владислав Николаевич, в чемпионате и кубке вы провели без малого три сотни игр. Какие вспоминать наиболее приятно?
– Одним из наиболее значимых событий стали игры в розыгрыше Кубка СССР 1978 года с самим киевским «Динамо». Никто и представить не мог, что Рязань способна дойти до столь серьезного соперника, но, обыграв по сумме двух встреч одноклубников из Семипалатинска, мы вышли в следующую стадию. Для нас это было что-то из разряда неожиданного, ведь противостояли нам сильнейшие футболисты страны, такие как Олег Блохин, Виктор Колотов, Владимир Онищенко, Леонид Буряк. Одно дело наблюдать за их действиями по телевизору, и совсем другое участвовать с ними в одних игровых эпизодах.
– Годом раньше рязанцы выиграли «бронзу» зонального турнира.
– В то время у нас всегда подбирался дружный, сплоченный коллектив, а в 1977 году в него влились бывшие московские спартаковцы Андреев, Кодылев, Мурашкинцев, которые оказали команде большую помощь. И рязанские футболисты старались не ударить в грязь лицом, и если мы в итоге сумели достичь определенных высот, значит, что-то получалось.
– Вряд ли найдется подобный пример, чтобы один год рождения дал сразу трех игроков калибра, подобного вашему, – Александр Коробков, Владислав Гаврилов и Александр Жомин оставили в биографии рязанского клуба заметный след.
– Уже с детских лет мы прекрасно знали друг друга и постоянно соперничали на футбольном поле, потому что оба Александра играли за команду САМ, а я за «Спартак». А в российских соревнованиях выступали уже бок о бок. Потом подошла пора свадеб, естественно, справляли их всей командой, поэтому в дальнейшем дружили уже семьями. Что же касается всех нас, то, на мой взгляд, никому так и не удалось реализовать свой потенциал полностью.
– А нет какой-то обиды, что по независящим от вас причинам потерянными оказались несколько самых плодотворных лет?
– Подобное чувство все же присутствует, поскольку в дальнейшем за непрерывный десятилетний стаж в одном коллективе начали присваивать звание мастер спорта... Мне достичь этого не удалось, потому что в конце 1979 года наши местные руководители приняли решение освободить места для московских футболистов, которых по договоренности должен был привезти новый старший тренер. После турнира «Подснежник», на котором у меня неплохо получалось, Юрий Александрович Севидов приглашал вернуться в команду, но я к тому времени уже устроился тренером в ДЮСШ «Электрон» и просто не мог подвести людей.
– В 1984 году вы возвратились в большой футбол, но лишь на пару сезонов…
– Тут уже свою роль сыграл критический, как тогда было принято считать, возраст, ведь мне уже исполнилось тридцать лет. Это сейчас для многих расцвет, а тогда руководство ДСО «Спартак» решило, что для футбола мы уже старые. Нас с Коробковым начали подталкивать к завершению карьеры, и по окончании сезона 1985 года я вынужден был принять подобное решение.
– Получилось так, что самые большие победы в футболе пришлись уже на ветеранские годы…
– Когда во время выступления за «Трансэнерго» у меня брали интервью, я сказал, что с этими победами мы опоздали лет на двадцать. Вот так получилось, что и мастерство, и здоровье, и желание, и любовь к футболу нам удалось сохранить до зрелого возраста. И когда у нас появилась возможность вновь выйти на российский уровень, мы не преминули этим воспользоваться. Хорошее было время! Тогда мы провели много запоминающихся игр против того же ярославского «Шинника», раменского «Сатурна». В итоге на старости лет поднабрали титулов: выиграли первенство России и два кубка Льва Яшина.
– Наверное, вполне можно сказать, что и тренерская карьера у вас вполне удалась: поработать удалось и с профклубами, и с областными коллективами, и даже с женской командой «Рязань-ВДВ», с которой вы выиграли Кубок России и «бронзу» чемпионата страны…
– К этому необходимо добавить, что на тренерской стезе прошел абсолютно все ступени: начинал с детско-юношеского футбола, затем были любительские команды и победа с «Рязсельмашем» в чемпионате области. В 1998 году я немножко поработал с женской командой, затем было «Знамя Труда» (Орехово-Зуево), «Рязанская ГРЭС» (Новомичуринск), с которой мы заняли второе место в «Золотом кольце», дубль главной дружины региона.
– Владислав Николаевич, подготовке резервов вы посвятили добрых два десятка лет, и работа выдалась достаточно плодотворной.
– Неплохая команда была 1974 года рождения, из которой вышли Константин Селявин, Виталий Федулов, Александр Корнеев, Сергей Иванцов. В конце 1980-х по своему возрасту она заняла седьмое место в России. Нынешний капитан ФК «Рязань» Олег Елисеев играл у меня в «Сельмаше», а в ДЮСШ-5 свои университеты проходил Владик Майоров. В то время у нас подобрался отличный тренерский коллектив, мы трудились день и ночь, можно сказать, жили на ЦСК. Домой только ночевать уходили, а утром к нам опять приходили дети, которым мы стремились передать все самое лучшее, что знали и умели сами. Результатом нашей работы уже пару лет спустя стала победа в клубном зачете первенства города.
– Какой-то период в жизни вы возглавляли и Ассоциацию содействия ветеранам рязанского спорта.
– Идея создать ее была замечательная, и мне очень приятно, что ее удалось воплотить в жизнь. Ассоциация организовала и провела множество соревнований, в том числе по нашим приглашениям в Рязань приезжали ветераны футбольных ЦСКА и «Динамо», баскетбольная и хоккейная сборные. Кроме того, мы материально помогали нуждающимся ветеранам спорта, ведь период был крайне тяжелым, у многих просто не было средств к существованию.
– Футбол – это не только борьба за очки, но еще и интересные встречи.
– В памяти на всю жизнь осталась встреча со Львом Ивановичем Яшиным, произошедшая во многом случайно, в то время, когда в Москве мы принимали участие в зимнем турнире спартаковских команд. В дальнейшем приходилось общаться в неформальной обстановке и с Владимиром Федотовым, когда он уже работал в московском «Спартаке», и с нашими уважаемыми ветеранами, такими как Валентин Бубукин, Виктор Царев и многими другими. О себе же могу сказать, что практически все у меня свершилось, много воспитанников, которых я люблю, которые уважают меня. А это значит, что моя жизнь в футболе прошла не зря.
Юрий МАТЫЦИН