Премьерный спектакль Рязанского театра кукол бойко катится по театральному миру
Фото Ольги ДЖАФАРОВОЙ
Знаменитый тезис японской культуры – принцип «сосновой иголки» – учит человека видеть великое в малом, видеть красоту величественной сосны в крохотной иголочке. Философию Страны восходящего солнца Рязанский театр кукол успешно воплощает в истинно русской сказке «Колобок». На небольшом пространстве малой сцены вырастает целый дом и распахивает свои окна в бесконечный космос. А известная с детства история становится притчей о вечной круговерти бытия.
Сказка начинается еще на входе в малый зал. Открываются двери, родители осматриваются в поисках свободных мест, усаживают детишек. И постепенно перестают ощущать себя пассивными зрителями в этом театральном пространстве. Разноцветные подушки на сиденьях так и просятся в руки. И все с удовольствием их рассматривают, прижимают и звенят нашитыми бубенчиками. Уютная комнатка, выстроенная на сцене, настраивает на приятный лад: круглый столик, мягкое кресло, чайная пара в бело-голубой горошек. Словом, с первых же минут зрители превращаются в гостей этой милой квартирки.
Вот только хозяйка запаздывает! А в ее отсутствие всех развлекает внук (Юрий Матвейцев), удивляясь, как же много друзей пришло в гости к его бабушке (Зоя Бгашева)! Как радушный хозяин Юра показывает квартиру, расхваливает бабушку-мастерицу, играет с детворой и… горько сетует, что поссорился с невестой (Светланой Гусевой). Ну а дальше, сами понимаете, появляются и бабушка, и Светланка. И, естественно, Колобок, вокруг которого режиссер спектакля Валерий Шадский выстраивает совершенно новую историю о мудрости, примирении и истинных семейных ценностях.
Разумеется, приключения Колобка рассказываются и даже не один раз, в нескольких версиях. Сначала быстро, скороговоркой, вплоть до буквы повторяя знакомые всем строки. Эта традиционная версия кажется уже «плоской» для пышной фантазии кукольников. Наверное, поэтому и представляется в плоской – мультипликационной – форме (за ширмой работает Анна Лисина).
Зато уж когда она разворачивается в полном объеме, подкрепляемая мастерством и воображением художника Захара Давыдова, то остается только поражаться, что можно сделать из коротенькой сказки! Колобок оказывается в волшебном лесу, вырастающем из-под крышек кастрюль, и убегает от длинноухого зайца. Отдается на волю волн и встречается с настоящим морским волком. Попадает в цирк, где ловко вытворяет акробатические номера с цирковым медведем. И, конечно, замирает в миллиметре от коварно распахнутой пасти лисы.
Вязаные куклы выполнены с таким юмором, что невозможно удержаться от смеха. Веселый, озорной спектакль проводится артистами лихо и азартно. Действие наполнено замысловатыми техническими придумками и интерактивными моментами с участием детей. И, как это всегда бывает в работах Валерия Шадского, взрослым тоже скучать не приходится.
Во взглядах украдкой, которыми обмениваются Юрочка и Светланка, кто-то увидит встречу Штирлица с женой. Глазастый Колобок, зажатый в руке, становится аллюзией к шекспировскому «бедному Йорику». А в музыке с первых нот узнается Моцарт. Так что даже эта простенькая история может дать пищу для взрослого ума. В конце концов, кто мы все, как ни Колобки, устремившиеся прочь от родительского порога навстречу неизведанному миру?..
Ну а сам премьерный спектакль театра кукол уже бойко катится по театральному миру. И под занавес уходящего года особенно приятно сообщить, что постановка «Колобок, или В гости к бабушке» приглашена к участию во внеконкурсной программе «Детский weekend» в рамках XXII фестиваля «Золотая Маска». В проекте примут участие 10 коллективов. И это самые интересные, по мнению ведущих критиков, спектакли для детей, отобранные по всей стране. Поэтому в календарь будущего 2016 года уже можно вносить план: 11–13 марта, Москва, «Золотая Маска», «Колобок».
Вера НОВИКОВА