Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№03 от 25 января 2024 г.
Чат побери
Мэрия послала рассерженных рязанцев в виртуальное пространство. «Новая» разбиралась, изменилось ли после этого число неубранных улиц и количество коммунальных аварий


После праздников мэрия Рязани отдохнула, собралась с силами и... начала по-настоящему «строить» тех, кто обязан, но не убирает снег и лед? Нет. Изыскала средства на дополнительных сотрудников для Дирекции благоустройства? Снова мимо. Орган власти просто создал еще один канал для жалоб горожан, на обработку которых уходят немалые дополнительные ресурсы. А пока жители отвлечены новым способом выразить недовольство, старые проблемы ушли на второй план. Но отнюдь не исчезли.

19 января администрация города сообщила, что у рязанцев появилась новая площадка для выпускания пара: «По поручению главы администрации Виталия Артемова созданы чаты по уборке Рязани. Жители могут направить обращения в Telegram или WhatsApp*. Все заявки будут оперативно отработаны».

И пошла писать губерния...





Комментарии рязанцев в том самом чате

Неугомонные счетчики

Обращения сыпались и сыпались, казалось, что они не поддаются подсчету. Но тут у чиновников все под контролем: спустя почти сутки они отрапортовали, что поступило уже 987 обращений, 57% из которых отработаны. Более того, в том же чате стали появляться фотоотчеты с очищенных участков.

А вот теперь представьте, сколько людей сидит и пересылает эти жалобы исполнителям: управляющим компаниям, ТСЖ, в Дирекцию благоустройства города, префектурам, предприятиям и организациям, в сфере ответственности которых на тротуаре каток или непролазный сугроб.

И не факт, что те, кто работает с обращениями, всегда угадывают с адресатом. Значит, потом уходит дополнительное время на пересылку. А все жалобы по сути направляют тем, кто и без претензий знает, где и что не чищено. Мастера управляющих компаний (УК) наизусть помнят все слабые места своих участков, равно как и руководители предприятий – свои. Они просто не успевают все убирать или не хотят тратить на это «лишние» деньги. Но помогут ли в этом случае разовые пинки?


Фото из чата, созданного мэрией Рязани. Здесь запечатлен перекресток улиц Полетаева и Островского


Первомайский проспект. Первые проталины

Контроль только на бумаге

– Я живу рядом с улицей Есенина, где вдоль основной дороги масса магазинов на первых этажах домов. Тротуар тут как шахматная доска: в одном месте темный, потому что прочищен до асфальта, в другом – светлый, не тронутый или плохо убранный, – рассказала нам о своих наблюдениях рязанка Ольга. – Но несколько раз, проходя ранним утром там же, я обратила внимание, в чем разница: у тех магазинов, где обычно вычищено, в это время уже трудятся дворники. А как раз там, где пройти зимой проблема, разве что днем вижу иногда продавцов с лопатой.

К чему мы привели этот рассказ? К тому, что такая ситуация – по всему городу. Одни владельцы недвижимости у городских тротуаров занимаются ими, другие делают это через пень колоду. Потому как спроса с них нет никакого. Это проблема давняя, но отнюдь не вечная.

Если вы в силу возраста не помните сами, то спросите пожилых рязанцев – как город чистили полвека назад? Вам ответят, что с раннего утра. Везде. Тогдашний мэр (если быть точнее, то председатель горисполкома) Надежда Чумакова еще затемно объезжала Рязань и потом давала втык тому из подчиненных, кто не проследил за своевременной уборкой на конкретном участке. Будь то площадка у завода, детсада, ЖЭУ или столовой.

Сегодня, например, за магазинами, которые обязаны держать в чистоте тротуар у своего крыльца, тоже должны следить определенные подразделения администрации города. И наказывать регулярно и ощутимо в случае невыполнения обязательств по уборке.

Рязанские СМИ часто пишут о необходимости такого подхода, а местные власти... создают чат для жалоб, который обслуживает масса людей, получающих зарплату из бюджета. К системным же изменениям это не приводит. Последнее утверждение подтверждает практика.


Без пинков – просто чисто. Тротуар у магазина в Горроще, напротив ТЦ «Полетаевский». Фото: ТКР

Прорывы бывают разные

Уже немало лет аналогичные жалобы сыплются в соцсети, в первую очередь «ВКонтакте». Там их собирают и – точно, как в вышеупомянутом чате – пересылают исполнителям, а затем они возвращаются с ответом (или с отговоркой). И что, стала Рязань за последние годы сильно чище?

В городе вроде бы функционирует федеральная система «Инцидент-менеджмент» по мониторингу соцсетей для выявления жалоб.

– Сейчас на этой платформе работают 75 управляющих компаний. Они видят сообщения, поступающие в соцсети, и стараются оперативно на них реагировать, – недавно заявила глава региональной Госжилинспекции Татьяна Тарасюк, добавив, что это «большой прорыв».

– Это не прорыв, это дно. У нас каждый день какие-то ситуации, текущая работа, аварии, а получается – работать некогда! Приходится заниматься ерундой – сидеть в соцсетях. Но только крупная управляющая компания может позволить себе штатную единицу – человека, который бы постоянно мониторил этот «Инцидент-менеджмент», – рассказала «Новой» сотрудница одной из управляек Рязани.

– Такой подход – путь в никуда. Я как жилец не стал бы надеяться на систему «Инцидент-менеджмент». Людей просто гоняют кругами по ведомствам. Мы видим всю эту цепочку по поступающим оттуда обращениям: жалоба реально может обойти по 12 и больше ведомств. Туда – сюда – обратно кружат, и как эта бюрократия улучшит реальную работу? – возмутился другой наш собеседник из той же сферы.

Оба жилищника жалуются сами: когда на обслуживаемой ими территории рвется какая-та городская сеть, им помощи не дождаться.

– Таких ситуаций в день – масса по городу. У того же «Водоканала» постоянно что-то прорывает. Пример: бьет фонтан из-под земли, мы у себя все перекрываем – проку ноль – это в городской сети порыв. Но ремонтники не едут! Или приедут, посмотрят и разворачиваются. Это просто невозможно. Но это норма! – говорит сотрудница УК.

– В доме подвал затопило, размывает фундамент, электропровода рядом, другие коммуникации. А муниципальным службам все равно. Вот он 21 век в Рязани – элементарно не может приехать ремонтная бригада городского «Водоканала» на аварию, из-за которой страдает целый дом – ведь часто люди сидят без воды. Просто бы приехали задвижки закрыть на своей сети, чтобы не затапливало. Реально регулярно сутками так «едут», – привел пример второй наш собеседник. – А почему? Потому что таких бригад у «Водоканала» всего четыре на весь город – по числу районов.

По словам этих специалистов, прорывает не только водопровод, но и канализацию. Все течет, пахнет, но у муниципального предприятия не хватает ресурсов на ремонт. Или проблема в организации работы. Так или иначе, наши собеседники кроют самыми нелицеприятными словами не только «Водоканал». Столь же эмоционально они воспринимают реакцию всех городских служб на аварийные ситуации.

Но только сотрудники управляек, в отличие от других горожан, публично выступить с претензиями боятся. Потому как в подобном случае не только у них самих, но и у компаний, в которых эти люди работают, могут начаться проблемы.

Получается, всё же есть у властей управа на разные предприятия. Но контролировать их, проверяя уборку каждого пятачка, – муторно и долго. Легче дождаться весны.


Похоже, этот сериал с чатами и коллекционированием обращений граждан – на много сезонов

*Принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Закончили без света, начали без тепла


Наши страницы в соцсетях
Екатерина Смбатян