Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№07 от 25 февраля 2021 г.
Раскрой глаза, Фемида!
 Избитые и задержанные на январских акциях протеста рязанцы будут отстаивать свои права в суде

В Рязани впервые за последние десять лет силовики жестко задержали протестующих людей. Нескольких человек избили, более 20 рязанцев признали виновными в организации несогласованной акции в поддержку политика Алексея Навального 23 и 31 января. И наказали штрафами или обязательными работами. Представители власти и силовых структур свели вопрос к «вовлечению в несанкционированные акции несовершеннолетних», полностью проигнорировав тему применения дубинок против безоружных мирных граждан. Сами задержанные не согласны с действиями силовиков – они решили отстаивать право на проведение мирных акций в судах, вплоть до Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). 


Четыре силовика волокут Бехтольда в автозак

Избитые

Александр БЕХТОЛЬД: 
«Сзади ударили по голове, потом лупили по всему телу»



Рязанского 70-летнего правозащитника Александра Бехтольда знают тысячи рязанцев: он дважды в неделю бесплатно консультирует всех, кому требуется правовая помощь. У него нет «корочек» о получении юридического образования, но есть полученные в течение десятилетий практики знания. О его профессионализме свидетельствует множество выигранных в судах дел. Бехтольд консультирует рязанцев по широкому спектру вопросов: к нему приходят пожаловаться и на продавший неисправный пылесос магазин, и на избивших гражданина прямо в отделе полицейских. 

На этот раз он сам получил травмы от «представителей правопорядка». В ходе акции 23 января на него сзади налетели сразу несколько силовиков в черном, сбили с ног и поволокли в автозак. Затем пенсионера с окровавленным лицом еще несколько часов продержали в Железнодорожном отделе полиции, где он написал первую жалобу на незаконное требование «откатать пальчики». Через день он зафиксировал травмы и подал жалобы в полицию и Следственное управление СКР по Рязанской области. 

– Может быть, меня бы не тронули, если б я тогда на площади Ленина не сделал пару шагов к парню, которого начали лупить дубинками «космонавты». Ему не сказали ни слова, не сообщили, какой закон он нарушил, его просто начали бить, выкрикивая матерные слова. Я попытался это остановить, получил удар по голове сзади, на какое-то время отключился. Потом почувствовал, что бьют по туловищу, по ногам, по всему телу. А потом схватили и понесли в автозак, одна нога волочилась по земле. В автозаке мы сначала просто сидели, затем «загрузили» еще несколько человек, а потом поехали по городу, и по ходу движения к нам еще подсаживали таких же несчастных. Девушки плакали и просили их отпустить, – описал свое задержание Бехтольд. 

Он подал жалобы по двум эпизодам: нанесение побоев и удержание в Железнодорожном отделе полиции более трех часов без предъявления обвинения. Ни в полиции, ни в региональном Следкоме на его жалобы пока не отреагировали, однако вызвали в следственный отдел Железнодорожного района: туда поступили сведения из травмпункта. Спустя три недели после получения травм, когда уже прошли все следы побоев, Бехтольда свозили на судмедэкспертизу. 

По его предположениям, он получит отказ в возбуждении уголовного дела о побоях с формулировкой о «невозможности установления личностей причастных», ведь у силовиков нет отличительных знаков на их «скафандрах». Они не представляются, когда бьют безоружного – впятером одного. Поэтому травмированный гражданин бесконечно долго может подавать заявление в прокуратуру на отказ в возбуждении уголовного дела, которая будет отменять это постановление, а полиция снова отказывать. Бехтольд намерен сначала обжаловать отказ «возбудиться» в суде, затем направить документы в ЕСПЧ.

Алексей БОРИСОВ: 
«Били так, чтоб я не мог их увидеть»



О водителе большегруза Алексее Борисове рязанцы узнали в 2017 году, когда начал проводить протестные акции против взимания дополнительных платежей с дальнобойщиков по системе «Платон». Он лично познакомился с Николаем Любимовым – на первомайском празднике подошел к новому губернатору и вручил ему листовку с пояснениями, почему «Платон» – антинародный налог. Его никто не остановил: вероятно, охране не пришло в голову, что кто-то «из простых смертных» осмелится подойти к первому лицу области. Сам Борисов потом объяснил этот поступок: «А что, он не человек, что ли, он разве какое-то высшее существо?»

Его избили дубинками в микроавтобусе силовиков 31 января. Алексей получил переломы трех ребер и травму легкого – рязанца забрали в ОКБ из отдела полиции. В больнице его навестила уполномоченный по правам человека в Рязанской области Наталья Епихина. По словам Борисова, сначала она начала рассказывать про «раскачивание лодки» и «внешних врагах», затем пообещала разобраться в ситуации. На этом взаимодействие омбудсмена и избитого Борисова закончилось. 

– Меня завели в автобус и сразу бросили головой между сиденьями лицом вниз. Били так, чтобы я не мог их увидеть и понять, кто еще находится в этом автобусе. Мне показалось, что дубасили еще двух молодых парней, потому что силовики орали им: «Где вы учитесь, говорите, где учитесь?!» Когда меня стали выводить из автобуса, чтобы передать ментам, я мысленно перекрестился: они хотя бы так не зверствуют, – наверное, в сотый раз вспоминает Борисов о происшествиях того дня.

Он также подал жалобы во все инстанции, о ходе проведения проверки Борисова пока не уведомили. О результатах судмедэкспертизы его тоже не поставили в известность. Борисов не верит в существование справедливых судов в России, он намерен поставить в известность об избиении ЕСПЧ. 

Редактору рязанского бюро «Новой» Алексею Фролову удалось встретиться с одним из молодых людей, которых избивали в микроавтобусе вместе с Борисовым. Он рассказал, что их «завели в „Газель“, закрыли дверь, бросили лицом в „седушку“ и начали избивать; били по голове и всему телу». Разговор произошел возле Железнодорожного отдела полиции вечером 31 января, когда задержанных выпустили на свободу. Спустя две недели молодой человек пояснил мне: ему не назначили никакого наказания за правонарушение, а синяки уже зажили. Есть ли у него претензии к силовикам? Возможно. Но документировать их он не собирается... 

Незаконно задержанные

Дарья СИБИЛЕВА: 
«Я хотела обойти силовиков, и меня задержали»



Дарья вышла на акцию протеста 31 января одна: молодой человек в тот день работал. Силовики схватили ее «на ровном месте»: «Я хотела обойти их по проезжей части, когда нашу колонну заблокировали, и меня задержали», – рассказала она на следующий день после выхода из Советского отдела полиции. Ее продержали там до утра, затем заставили просидеть в суде того же района до вечера, но суд так и не состоялся. Он прошел 3 февраля: сначала она снова просидела в суде весь день, затем девушке назначили 20 часов обязательных работ по административной статье 20.2. Доказательством ее вины стало видео, на котором Дарья хлопала в ладоши во время шествия в такт своим шагам. 

– Всю свою жизнь я прожила при Путине и в какой-то момент начала повторять все слова телевизионной пропаганды: «Путин заставил все страны уважать страну», «Без Путина мы бы гнили и голодали, как в девяностые», «Во всех зарубежных странах происходит ужас, только Россия спасет весь мир». Однажды мы шли с моим молодым человеком и спорили о политике, я повторяла эти фразы, а он разбивал их фактами о войне с Украиной и Сирией, о посадках достойных людей, о предвзятости судов. Я помню тот момент, когда услышала себя словно со стороны: это же не мои слова, это слова телевизора! Получается, у меня не было никакого мнения, потому что не было знаний. И я начала изучать, как живет народ за границей, что говорят люди, которых называют оппозиционерами, что вообще происходит в стране. И я ужаснулась. 

После акций некоторые чиновники сказали, что детей нельзя втягивать в политику, молодые люди просто «с жиру бесятся», не понимая, чего хотят. Это неправда. Пример: наши бабушки и дедушки получают пенсию по 10–13 тысяч рублей. Телепропаганда нас уверяет, что, если человек честно и много трудился, у него достойная пенсия, а 10 тысяч заработали себе на старость только лентяи и алкоголики. Но мы же понимаем про своих бабушек, что это не так. Еще понимаем, что с нами будет то же самое, только пенсионный возраст у нас наступит гораздо позже. Они (чиновники, пропагандисты, – Е.В.) действительно считают, что 20-летние не в состоянии сопоставить факты и осознать всю несправедливость внутренней политики? Что мы бездумно посмотрели ролики в Tik-Tok и побежали «весело потусить»? – объяснила она причины, из-за которых приняла участие в протестных акциях. 

Дарья Сибилева подала апелляционную жалобу на решение суда. 

То же самое сделали оштрафованные на 20 тыс. руб. «организаторы» протестной акции Тимур Телунц и Сергей Евсеев. 

«Новой» известны имена еще нескольких осужденных по административной статье за организацию и участие в несанкционированной акции, но эти рязанцы не стали обжаловать решение суда. Причина одна: страх перед незаконным увольнением с работы или отчислением из учебного заведения. Несмотря на отсутствие в Трудовом кодексе статьи «Увольнение за совершение административного правонарушения», участников протестных акций увольняют по всей стране. 

2011–2021 гг. 

Михаил ШЕСТАКОВ: 
«Силовики – герои, когда их много против одного безоружного»



В декабре 2011 года в Рязани прошла акция за честные выборы. Вечером 8 декабря задержали девять человек, среди которых был «новичок» протестов Михаил Шестаков. Тогда ему помогал защищаться в суде Александр Бехтольд, а почти через десять лет Шестаков стал представителем в суде трех задержанных рязанок. Среди них была и Дарья Сибилева. У них не было ни единого шанса доказать свою непричастность к организации протестной акции: российская Фемида настолько повредилась умом, что осудила за скандирование лозунгов глухонемого жителя Санкт-Петербурга. Однако моральная поддержка сведущего в правовых вопросах человека пришлась очень кстати. 

– Десять лет назад я только-только вступил в ПАРНАС («Партия народной свободы», – Е.В.) и вскоре попал на акцию протеста против фальсификаций на выборах. Меня задержали, потом был суд. На него вызвали старшего лейтенанта, который меня скрутил безо всякого предупреждения, однако он заверял, что предупредил меня о необходимости разойтись с площади Ленина. Но у нас было видео, где меня просто задерживают, без разговоров. Когда мы уличили его в откровенной лжи, он сдулся, как шарик, и залепетал: «Я человек маленький, я человек маленький» – мол, только исполняет приказы, – вспоминает Шестаков. – Они герои только когда идут впятером против одного безоружного.

По словам Михаила, когда он шел в суд вместе с тремя задержанными 31 января рязанками, «для него в суде все было знакомо и понятно». Он успокоил Дарью, которая сильно волновалась: «Когда зайдешь в зал судебных заседаний, минут через пять „отпустит“». 

Они проиграли в этом суде, на другой исход дела и не рассчитывали: противники действующего режима априори назначены правонарушителями и преступниками. Сами же участники акций в какой-то мере остались довольны результатами протестов: они живы, а значит – в России еще не совсем наступил 1937 год, страна еще не до конца готова стать Северной Кореей. 

Реквием по правам человека

Во время мирной акции протеста, в ходе задержаний и во время судов, по утверждению правозащитника Александра Бехтольда, были нарушены следующие права человека и законы Российской Федерации: 

– Право на мирные собрания, митинги, демонстрации и другие манифестации (ст. 31 Конституции РФ);

– Право на свободу передвижения (п. 1 ст. 27 Конституции РФ);

– Право на физическую неприкосновенность (п. 2 ст. 21 Конституции РФ);

– Удержание в отделе полиции без предъявления обвинения по административной статье свыше трех часов (п. 1 ст. 27.5 КоАП);

– Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).
Екатерина ВУЛИХ