Сироты из разваливающихся домов в Скопинском районе смогли доказать, что выданное государством жилье непригодно для проживания
Плесень за федеральные средства
Девять симпатичных домов выстроились в ряд на улице Полевой в скопинском селе Вослебово. В каждом из них по четыре квартиры, выданные в 2013 году воспитывавшимся в детских домах сиротам. Жилье было построено по федеральной программе. Уже через пару лет в некоторых квартирах жить стало невозможно из-за скапливающейся сырости и ее последствий. Сейчас часть квартир заброшена, где искать хозяев – неизвестно, часть находится в приличном состоянии из-за месторасположения: они построены чуть на возвышении, толще сам фундамент. Крайний же дом № 85 разрушается буквально на глазах: рассыпаются крылечки, разъезжаются ступени, под окном одной из квартир из стены вываливаются кирпичи – их можно просто вытащить двумя пальцами.
В квартирах стоит запах сырости и плесени. Черный грибок покрыл дверные проемы, притолоки и стены, он поселился в углах ванной и кухни, расползается по самым «уютным» местам – за детскими кроватками, массивными шкафами, которые тяжело отодвинуть. Из-за грибка в квартирах отваливаются обои, чернеют даже пластиковые поверхности стеклопакетов, после мытья не просыхают полы, а белье можно высушить лишь на улице. До косметического ремонта, который подрядчик выполнил по настоянию скопинской администрации, было еще хуже.
Полный провал
Хозяйка квартиры № 1 – Галина Нефёдова – родилась в этом районе, но воспитывалась в рязанском детском доме в Шереметьево. Ее передали под опеку государства в четырехлетнем возрасте, о месте рождения и родительском доме не осталось никаких воспоминаний. Когда подошла ее очередь на жилье, Галина поинтересовалась, нельзя ли получить квартиру в Рязани, и услышала отрицательный ответ. Она переехала в Вослебово и уже на второй год выбросила всю мебель, потому что она разбухла от сырости и сгнила.
Галина Нефёдова
– Потом я на время уехала и попросила присмотреть за квартирой одну знакомую, которая поселилась здесь с внуком. Через какое-то время она провалилась почти по пояс в подпол – это произошло на терраске. Просто до основания сгнили доски пола. И это притом, что терраса постоянно проветривалась, то есть мы сами никак не могли довести до такого состояния полы, – утверждает она, показывая место, где чуть не переломала ноги ее знакомая.
Галина – яркая, очень жизнелюбивая и разумная девушка. Она рассуждает так: сначала нужно стать самостоятельной, иметь нормальное жилье, найти стабильную работу, а затем обзаводиться семьей. Эта жизненная позиция не мешает ей помогать соседкам, у которых уже появились дети: из Рязани она захватила три огромных пакета с детскими смесями, соками и фруктами. В соседних квартирах обстановка еще хуже, поскольку у женщин просто не хватает сил и средств на постоянное и бесполезное переклеивание обоев, замазывание краской углов. Хочется поскорее выйти на улицу и вдохнуть свежего воздуха, потому что от сырости и гнилостного запаха в квартирах начинает кружиться голова.
«Мокрые работы»
В 2018 году, когда Общероссийский народный фронт и некоторые СМИ рассказали о разрушении «сиротских» домов, застройщик и принявшие некачественные строения чиновники местной администрации заняли круговую оборону.
Подрядчик строительных работ – руководитель михайловской «Межхозяйственной строительной организации» Александр Гаврилин изрек перед камерами ГТРК «Ока»: «При процессе строительства там было очень много мокрых работ. Приходит время сдачи, вроде квартиры нормальные. А в процессе, когда вода уже начинает выветриваться, она выветривается не только на улицу, но и в помещение».
Конденсат между стеклами
Замглавы администрации Скопина Юрий Бобков «уличил» Нефёдову в том, что она не протапливает квартиру: «Такой пример, вот давайте на гражданке Нефёдовой. 4000 кубов она сожгла газа за пять лет. Если поделить – это 100 кубов за месяц. Даже плита возьмет больше. Она говорит, что у меня холодно. А топила ли она свое жилье?»
– Конечно, мы постоянно топим в своих квартирах, иначе бы уже промерзли насмерть, – отвечает на высказывание трехлетней давности Галина. – Еще в том телесюжете вместе с кадрами моей квартиры показали съемки из жилищ пьющих соседей, чтобы у зрителя сложилось «правильное» впечатление. Как бы все мы тут пьющие, ухитрились за пять лет качественное жилье разгромить. А вот скажите, сможет ли даже пьющий человек разгромить целое крыльцо? А у нас у всех крылечки просто раскрошились уже через пару лет.
Несколько сирот обратились во все инстанции, позвонили на прямую линию президента. Ни прокуратура, ни следственный комитет не нашли нарушений при строительстве жилья, только районная администрация обязала подрядчика сделать косметический ремонт в доме Нефёдовой. Плесени стало меньше, а после переустановки стеклопакетов влага стала сочиться не из-под рам, а появилась между стеклами. С внешней стороны дома рабочие утеплили фундамент, что не принесло никакой пользы. Делая ремонт, в фирме Гаврилина проявили смекалку и поклеили на кухне обои черного цвета, чтобы плесень была не так заметна. Но она все же вылезла в других местах и снова расползлась по углам.
Галина перестала надеяться на защиту госорганов и заказала независимую экспертизу.
Тяжба до победного конца
Проведенная специализированной организацией «Арта» экспертиза выявила критические дефекты, допущенные при строительстве. Именно они приводят к постоянному скоплению конденсата на наружных и внутренних стенах.
Подтеки на потолке есть почти во всех квартирах
«Квартира № 1 является непригодной для проживания и эксплуатации по назначению, как жилое помещение создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, а также не обеспечивает безопасную для жизни или здоровья людей эксплуатацию жилого дома по назначению», – значится в заключении специалистов, выданном Нефёдовой в начале февраля этого года.
Галина считает, что федеральные власти выполнили свое обязательство, выделив средства на строительство жилья, на которые подрядчик закупил некачественные материалы, нанял неквалифицированных рабочих – они построили не жилые квартиры, а гниющие бараки. Местная администрация, не глядя, приняла новостройки. Именно застройщик с администрацией обязаны исправить ошибку: поскольку огрехи в строительстве нельзя устранить в ходе капитального ремонта, им должны выдать новое качественное жилье.
Грибок на терассе многодетной соседки
В составлении жалоб в инстанции сиротам помогал юрист, который работает в Рязанском историко-просветительском и правозащитном обществе «Мемориал»* Петр Иванов. Он уже помог десяткам сирот получить причитающееся по закону жилье и считает, что в случае с некачественными «вослебовскими» квартирами нужно идти до победного конца.
– Будем добиваться, чтобы межведомственная комиссия Скопинского района провела еще одно обследование и вслед за независимыми экспертами признала квартиры непригодными для проживания. Если комиссия признает квартиры пригодными для проживания, но подлежащими ремонту, будем оспаривать это решение в суде. Если признает непригодными, потребуем через суд предоставления другого жилья взамен непригодного, – прокомментировал ситуацию Иванов.
11 марта Скопинский межрайонный следственный отдел следственного управления СК России по Рязанской области возбудил уголовное дело о халатности по факту приобретения для еще одного сироты жилья, не отвечающего санитарным и техническим нормам. Самое время вспомнить о вослебовских квартирах и окончательно выяснить: то ли администрация не видит откровенной халтуры при проведении строительных работ, то ли поголовно все сироты Скопинского района «не умеют проветривать помещения».
___________________
*Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента.
к слову
Сиротские квартиры часто становятся источником дохода для чиновников. На днях суд отправил на нары бывшего начальника управления по экономическому развитию и торговле администрации Кораблинского района. Шустрая дамочка подписывала документы на покупку квартир для сирот лишь у тех продавцов, кто давал ей взятки. В итоге – восемь лет колонии общего режима (приговор в силу пока не вступил).
В Спасском районе с 2017 по 2020 год чиновники провернули ряд афер с сиротскими квартирами. В итоге ими заинтересовались в региональном УФСБ. В феврале оперативники провели выемку документов в администрации района, в том числе и у главы Игоря Тишина. Не исключено, что вскоре кто-то циничный и жадный из Спасска окажется за решеткой.
В 2018–20 годах по результатам проведенных конкурсных процедур управлением образования и молодежной политики администрации Клепиковского района заключено 17 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для обеспечения жильем детей-сирот по завышенным ценам. Бюджету причинен ущерб на сумму почти 3 млн рублей. Возможно, не обошлось без «откатов». Но пока чиновникам следователи вменяют халатность.
И при желании правоохранителей подобного рода «халатность» можно найти в любом районе области.
Екатерина ВУЛИХ