Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№16 от 25 апреля 2019 г.
А у нас – клоачный газ
 Рязанский «Водоканал» подвергает смертельной опасности тысячи рязанцев

Чем опасны прогулки в рязанском Лесопарке? Почему жители ближайшего дома живут как на пороховой бочке? Как муниципальное предприятие травит детей? Ответы на эти вопросы кроются в неприметном сооружении, принадлежащем МУП «Водоканал г. Рязани».

В редакцию «Новой газеты» обратились жители домов в районе Лесопарка. Жаловались на неприятный запах, который периодически отравляет им жизнь. Говорят, устали читать отчеты о допустимых нормах выбросов с предприятий. «Такая вонь стоит порой, будто какой-то завод прямо рядом с домом находится», – сетует один из старожилов, пожелавший остаться неизвестным. Корреспондент «Новой» решил разобраться в этом вопросе на месте. В одно утро, по звонку в редакцию с очередной жалобой на загрязненный воздух, он незамедлительно отправился по адресу.

Шел на запах

Амбре повисло в воздухе уже в районе Лесопарка, усиливаясь по ходу следования к дому № 1 на проезде Речников. Уникальная конструкция дома на сваях напоминает о том, что когда-то эти места хорошенько затапливало. 



В еще больший смрад погрузилась детская площадка, которая расположена как раз за домом. Казалось, что источник зловония, действительно, очень близко. Было очевидно, что причиной страданий местных жителей являются не предприятия, расположенные в промзонах, достаточно удаленных от этого района.

Внимание привлекло сооружение круглой формы с покосившейся трубой на крыше. Стоит оно буквально в двадцати метрах от той детской площадки и метрах в десяти от жилого дома.



Обычная насосная станция, каких полно в нашем городе. Только не свежевыкрашенная и цивилизованно огороженная, а, видимо, давно позабытая своими хозяевами. Лет шестидесяти отроду. Подойти поближе было неприятно и сложно. Но не потому что выглядит она нереспектабельно, а как раз из-за того самого въедливого запаха.

Сероводород вам в рот

Спрашиваю старожила: «А как раньше-то жили?» Отвечает: «Раньше «Водоканал» очищал и сливал в Дунайчик. Когда станцию строили, здесь огороды были. Про вентиляцию тогда, видимо, и разговора не велось. Когда уровень стоков превышался, насос включали, который подавал на следующую станцию. Один тут жил недалеко, смотрел, когда у него лампочка загоралась, значит, уровень стоков превышен. Он тогда включал рубильник, и насос начинал работать. Сейчас это, наверное, должно делаться автоматически». 



Но об автоматизации данного сооружения говорить не приходится. Судя по трубе наверху, здесь должна действовать система пассивного проветривания. Говоря простым языком, это когда воздух снизу должен вытягивать установленный сверху (на трубе) дефлектор. Но труба, как уже сказано, упала. По словам местных жителей, в таком положении она находится уже лет десять. От системы проветривания осталась только решетка на месте двери. Вот и получается, что тяга идет на уровне человеческого роста. И зловония, вырвавшись наружу, проникают в квартиры, окутывают детскую площадку, далее устремляясь в городскую зону отдыха – Лесопарк.



Учитывая, что внутри станции скапливаются ливневые и канализационные стоки, страшно представить, какой набор элементов таблицы Менделеева оседает в легких детей, гостей и жителей этого района города. И не только в легких. Образующийся сероводород (его еще называют клоачным газом) поражает практически все системы организма человека. Но помимо прочего, он обладает высоким классом взрывоопасности. Чем грозит, например, брошенная рядом с такой станцией спичка, догадается даже ленивый.

Справка

Сероводород – бесцветный газ, тяжелее воздуха, является одной из составных частей так называемого клоачного газа. В слабых концентрациях имеет запах тухлых яиц, в больших концентрациях оказывает прижигающее действие на нервные окончания слизистой оболочки носа и поэтому малоощутим. Образуется при гниении органических веществ, содержащих серу, при разложении горных пород и минералов, содержащих сероводородные соединения. Встречается в шахтах и выработках, при взрывных работах, часто образуется в канализационных сетях, выгребных и сточных канавах.

Отравление сероводородом, как правило, – результат несчастного случая. В основном поступает в организм через дыхательные пути. Выделяется преимущественно почками в виде окисленных соединений серы и частично легкими в неизмененном виде, придавая специфический запах выдыхаемому воздуху.

Сероводород – высокотоксичный яд с выраженным раздражающим действием на нервную систему, слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. Действие его сходно с действием цианистых соединений: угнетает ферменты тканевого дыхания (связывание железа в цитохромах), вызывая тканевую гипоксию.

Тяжесть отравления зависит от концентрации яда во вдыхаемом воздухе. Тяжелые отравления протекают по типу судорожной комы – наступает быстрая и глубокая потеря сознания, сопровождающаяся судорогами, угнетением рефлексов, галлюцинациями, поражением сердечно-сосудистой деятельности и дыхания, токсическим отеком легких. Коматозное состояние может закончиться смертью. При очень высоких концентрациях может развиться молниеносная форма отравления, приводящая к почти мгновенной смерти от паралича дыхательного центра.

На секции умерших от острого отравления сероводородом отмечается картина остро наступившей смерти; от полостей, внутренних органов, особенно легких, ощущается запах тухлых яиц; кровь и внутренние органы вишнево-красного цвета. На судебно-химическое исследование берут кровь, головной мозг, легкие, печень, почки с мочой. Производят также анализ воздуха того места, где произошло отравление. Предельно допустимая концентрация сероводорода в воздухе 10 мг/м3.
Галина САМОЛЕТОВА