В Рязанском театре кукол срастили кота с креслом и поставили Кощея на джамперы
В Рязанском театре кукол наступил «День, когда перестали читать сказки». Нет, не так. В Рязанском театре кукол постарались, чтобы «День, когда перестали читать сказки», не наступил никогда. Опять не то. Лучше так, в Рязанском театре кукол пофантазировали, что случится в «День, когда перестали читать сказки». И постарались его предотвратить! По крайней мере, хочется надеяться, что премьера нового спектакля в постановке Валерия ШАДСКОГО поможет сотням малышам и их родителям оторваться от гаджетов и погрузиться в мир волшебства.
Неладное творится в Тридевятом царстве. Разлетаются по листочкам заветные рукописи. Путаются, перемешиваются. Не выстраиваются в правильном порядке. Не складываются сказки. Срубил Илья-Муромец Змею поганому голову огнедышащую и говорит: «Ой, ты гой еси… Привез я тебе, мое дитятко ненаглядное, цветочек аленький…» Ну разве это дело?!
А все потому, что где-то в реальном мире, в микропроцессорном государстве девочка Настя забросила в пыльный угол Книгу сказок. И вместо того чтобы перелистывать заколдованные страницы и поддерживать сказочный миропорядок, уткнулась в телефон и гоняет виртуального Кощея Бессмертного по компьютерным подвалам и казематам. Так что хочешь не хочешь, а надо Бабе-Яге собираться в дорогу и призывать непутевую Настеньку к ответу. А тут еще Кощей коварный и Змей Горыныч свои козни строят… В общем, дел невпроворот.
…Постановочная группа спектакля выстраивает на сцене уютный сказочный мир. На заднем плане подслеповатое окошко деревенского домика (художник мультимедиа Максим Акулин). На переднем – мягкое кресло, в которое хочется забраться с чашкой горячего чая и укрыться пледом. А по всему пространству сцены – потаенные уголки, затянутые паутиной, хранящие загадки и секреты. Волшебную атмосферу создает и музыка (композитор Альбина Шестакова), а уж колдовское рэп-заклинание Бабы-Яги: «Чуфырь-волдырь-пупырь!» – запоминается тут же и напевается еще долго после просмотра.
Под эти веселые ритмы молодой актерский состав: Екатерина Филиппова, Маргарита Семынина, Антонина Григорьева, Олег Царев, Александр Григорьев, Антон Федорченко, Сергей Сизоненко, Юрий Матвейцев, Андрей Стручков, Оксана Матвейцева – лихо вытанцовывает, распутывает злодейские заговоры и бьется ни на жизнь, а на смерть.
Хотя многим из артистов, занятым в постановке, приходится нелегко. В прямом смысле. Изюминка спектакля – огромные ростовые куклы. Большие, сложные в исполнении, они надеваются на актеров как рюкзаки. Человек оказывается внутри куклы и при этом (имея к тому же небольшой угол обзора!) должен: играть, управлять, перевоплощаться, легко и непринужденно передвигаться, танцевать, колдовать, драться и прочее. Художник спектакля Варвара Прободяк, студентка Российского института сценического искусства (Санкт-Петербург), поясняя строение кукол, становится похожей на космонавта, влезающего в скафандр:
– Здесь торчат два уса. Здесь легкий изолоновый каркас. Здесь платье. Здесь дырка для руки…
Баба-Яга выше своего «водителя» на две головы. В трехголовом (и четырехногом!) Змее Горыныче работают сразу два актера. Мягкий вязаный кот Тимофей «срастается» с креслом и управляется артистом, спрятанным внутри, причем с разных точек: снизу, сверху, сбоку. А Кощея Валерий Шадский вместе с артистом Александром Григорьевым и вовсе поставили на джамперы, превратив в двухметрового «сатира».
Оригинальные, не похожие на традиционные образы сказочные персонажи поразили не только юную публику. Впрочем, и сама художница признается, что самым интересным стал именно процесс работы с этим воображариумом.
Ну, а для внимательного зрителя спектакль будет еще интересен и именем автора пьесы на афише. Им оказался Олег ПИЧУРИН, актер театра драмы. Поклонникам рязанской сцены Олег хорошо знаком как драматический артист. Есть в его творческом багаже и режиссерские работы. Но после премьеры в театре кукол мы пообщались с ним как с драматургом.
– Олег, «День, когда перестали читать сказки» – это ваш первый драматургический опыт или есть еще работы «в портфеле»? Почему именно пьеса для детей?
– Нет, не первый. У меня есть еще две новогодние сказки. И да, обе детские. Все началось со сборника детских стихов. Нет, даже не так, все началось с рождения дочери. До этого события мне и в голову не приходило, что я способен писать для детей. Укладывая дочь спать, читая ей на ночь книжки, я придумывал продолжения прочитанных историй. Истории для самых маленьких быстро заканчивались, а дочка отказывалась спать, и я, отложив книгу, продолжал рассказы о зайцах, котятах, лягушатах и т.д. Но неизменно добивался обратного эффекта. Вместо того чтобы угомониться и уснуть после моего: «И жили они долго и счастливо», – я слышал бодрое и требовательное: «А дальше?» А еще, наверное, это наследственное: мой отец тоже рассказывал придуманные им самим сказки и истории.
– Пьеса задумывалась для драматического театра или сразу представляли ее в кукольном исполнении? Каковы ваши ощущения от спектакля театра кукол? Все ли удалось реализовать?
– Откровенно говоря, я мало рассчитывал, что мои сказки когда-нибудь где-то будут ставить. Но поскольку я драматический актер, то все-таки ориентировался на «живой план». Я даже и не пытался представить, как это могло бы прозвучать в кукольном театре. Куклы – это особый, волшебный мир. Я был поражен, впервые увидев героев своей сказки «во плоти»: само по себе удивительно, когда твоя фантазия превращается в реальность, а когда этому способствуют такие талантливые и любящие свою профессию люди, это чудо. Рязанский театр кукол первый из профессиональных театров, который поставил на своей сцене эту сказку, и я очень благодарен руководству театра: художественному руководителю и режиссеру спектакля Валерию Шадскому и директору Константину Кириллову. Недавно к постановке этой пьесы приступил и драматический театр города Ижевска.
– То, что дети перестают читать (и не только сказки), это реально ощущается?
– Это не дети перестают читать, это мы, взрослые, перестаем читать книги, а следом за нами и дети. У них не такой уж и большой выбор. Все мы родом из детства. Родители с книгой – ребенок с книгой. Родители в планшете и ребенок тоже. Сейчас в нашей безумно стремительной жизни нужно еще найти время на то, чтобы погрузиться в мир книги. Откройте интернет: 15 интересных фактов о чем-то, 10 любопытных фактов о ком-то, 25 изумительных блюд, которые должен попробовать каждый, ну и т.д. Все это, конечно, интересно, любопытно и, возможно, даже изумительно. Но. Это рамки. Четкие рамки. Тебе не надо фантазировать и думать. Все отсортировано, посчитано, еще и определено, как к этому относиться. Мир интернета – невероятные знания, но, как это ни парадоксально, – и черная дыра для собственной фантазии. Книга, напротив, стимулирует воображение человека. Интернет стирает личность, книга формирует.
– Можно ли как-то переломить процесс «компьютеризации» детей?
– Это уже необратимый процесс. Никто не знает, как это скажется на будущих поколениях. Думаю, что все же нужно искать «золотую середину». В жизни наших детей должно быть место и для компьютера, и для старой доброй книги.
Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА