Рязанский губернаторский симфонический оркестр готовится отметить 55-летие
Они играют на филармонических площадках, но готовы появиться в торговом центре или под открытым небом на фестивалях open-air. Перечисление солистов, выступивших с ними, займет добрую газетную полосу. А новые программы, которые они предлагают слушателям каждый сезон, становятся все сложнее и разнообразнее. Рязанский губернаторский симфонический оркестр всегда был любим в городе, а с тех пор, как его возглавил дирижер Сергей ОСЕЛКОВ, покоряющий своей энергией и вдохновляющий на новые открытия, любовь стала поистине всенародной.
И сейчас у рязанцев есть хороший повод признаться в чувствах: Рязанский губернаторский симфонический оркестр приглашает всех на свой 55-летний юбилей! Торжественный концерт состоится 15 июня в 19:00 в областной филармонии. А в преддверии праздничного события мы с маэстро Сергеем Оселковым вспомнили историю коллектива, официальная «дата рождения» которого была установлена, кстати, совсем недавно.
Юбилей в испанском ритме
– Исходя из той обрывочной информации, которой мы располагаем, можно сделать вывод, что судьба оркестра или того коллектива, который являлся его предшественником, была очень непростая. Еще в 1920-е годы в Рязани по инициативе подвижников был собран музыкальный коллектив. Я не знаю, был ли то симфонический оркестр или ансамбль (что скорее всего). Но судя по имеющимся данным, именно на его основе в марте 1939 года была создана областная филармония. К сожалению, во время войны он прекратил свое существование. И несколько десятилетий была пауза.
Возглавив оркестр, я стал интересоваться его историей. И, прежде всего, хотелось установить, с какой даты все-таки можно начать отсчитывать официальную историю. Информация была очень неточная, и мы обратились в Рязанский государственный архив. И оттуда нам предоставили официальные документы о том, что 15 декабря 1961 года было принято постановление Рязанского областного управления культуры «О мероприятиях областного управления культуры по пропаганде материалов и решений XXII съезда КПСС». В постановлении, в частности, было прописано: «В целях усиления эстетического воспитания трудящихся музыкальному училищу организовать на общественных началах симфонический оркестр. Первый концерт оркестра организовать в марте 1962 года». Так что фактически юбилей оркестра был в марте нынешнего года. Но на март приходится и день рождения филармонии, поэтому мы решили развести концерты, чтобы не сталкивать два празднества.
– Наверное, многое об истории оркестра еще предстоит узнать?
– Общаясь с такими знатоками музыкальной жизни нашего города, как Тамара Николаевна Цуканова, с музыкантами, которые раньше работали в оркестре, я понимаю, что даже после всех постановлений и официальных решений жизнь оркестра складывалась тяжело. Эта формулировка: «…на общественных началах» – которую так любили в советское время, говорит, что никакого порядка не было. Вряд ли были регулярные концерты, хотя, судя по фотографиям Тамары Николаевны, оркестр выступал даже в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Есть воспоминания о том, что поддержку музыкантам оказывали выдающиеся отечественные дирижеры – народные артисты СССР К.К. Иванов и Е.Ф. Светланов. Но в чем она выражалась, пока не ясно.
– Какую программу представит оркестр на юбилейном вечере?
– 15 июня с РГСО выступит солистка Варвара Кутузова (фортепиано). Ей всего 13 лет, музыкант-вундеркинд, восходящая звездочка классической сцены. Несмотря на свой юный возраст, Варвара выступает в крупнейших концертных залах страны, гастролирует за рубежом, является лауреатом многих международных конкурсов и стипендиатом фондов Спивакова, «Новые имена», фонда имени Валерия Золотухина. Ее мама обратилась к нам с предложением сыграть 1-й концерт Шопена. Естественно, мы не отказались. А второе отделение я построил из музыки, связанной с Испанией: балетный дивертисмент из оперы «Сид» Жюля Массне и Испанское каприччио Римского-Корсакова. Яркая, колоритная музыка, которая создаст праздничное настроение и позволит оркестру прозвучать во всей красоте. Помимо концертной программы будут, конечно, поздравления, награждения артистов. Обязательно пригласим ветеранов оркестра, музыкантов, игравших в его составе в разные годы, в том числе и в 1960-е. Все юбилейные традиции будут соблюдены.
На подъеме
– Сергей, вы возглавляете оркестр с 2009 года. Конечно, невозможно перечислить все знаковые события, но давайте вспомним хотя бы некоторые.
– Конечно, было много ярких концертов. Думаю, всем запомнились выступления оркестра с Денисом Мацуевым, Николаем Луганским, Константином Лифшицом, Борисом Андриановым, Сергеем Крыловым и многими другими. Перечислять можно долго. Все солисты известны в музыкальном мире.
На самом деле, трудно разделить на какие-то вехи. Самая активная деятельность началась около пяти лет назад. Была оказана серьезная помощь со стороны власти: куплены инструменты, улучшено материальное довольствие музыкантов, появилась возможность приглашать артистов из других городов, решать жилищные вопросы. Сейчас оркестр находится на подъеме. На хорошей крейсерской скорости. Идет практически безостановочный поток концертов.
– Да, количество просто удивляет.
– Понимаете, дело не в том, что их много. А в том, что они абсолютно разные по стилям. Несколько дней назад мы отыграли 15-ю симфонию Шостаковича. И тут же концерт из эстрадных песен. Дальше приезжают солисты на фестиваль «Кремлевские вечера», где прозвучит опера «Князь Игорь». Это как мельница, которая не останавливается. Оркестр находится в этом непрекращающемся движении и хорошо, что выдерживаем! График на самом деле очень плотный.
– На будущий год появится еще и рок-музыка?
– Да, планируется программа под названием «Рок-хиты». «Deep Purple», «Scorpions», «Metallica» – все самое лучшее и известное.
– Последние годы оркестр можно услышать в самых необычных местах, в парках, в торговом центре. Не понижает ли это некую планку элитарности? Если она вообще должна быть…
– Планка, безусловно, быть должна. Но касаться она должна, в первую очередь, качества. Не жанра исполняемой музыки. Разумеется, должны быть некие ограничения, грубо говоря, не скатываться в «Радио Шансон». Но что касается эстрадной музыки советского периода, она в большинстве своем написана для симфонического оркестра. Или же Джо Дассен, «ABBA», «The Beatles» – это очень качественная музыка, ставшая уже классикой в своем жанре. А поп-музыку, которая звучит сейчас, даже трудно напеть – нет мелодии.
Рассуждая о том, как развивается сейчас общество, как люди общаются, понимаешь, что эти процессы не могут не влиять на восприятие музыки. Скорость жизни, объем информации, способы коммуникации – благодаря интернету изменилось все. И порой кто-то или что-то кажутся далеким от классической музыки, а на самом деле все иначе. Простой пример – использование классических мелодий в поп- и рок-музыке. Время диктует свои правила. Хороши они или нет, покажет время. И здесь надо полагаться на интуицию, профессионализм руководителей коллективов, которые берутся за такие проекты. Нужно четко понимать, что можно, а что нельзя. Мне кажется, мы это выдерживаем.
– Согласна абсолютно. А «выходя в люди», играя в том же «М5Молл», вы чувствуете, как после этого меняется слушатель в зале? Может быть, приходят новые лица, появляется особая энергетика?
– Так оно и есть. Хочется, чтобы этих лиц было как можно больше. После таких концертов в торговых центрах многие подходят сразу же, благодарят, признаются, что они любители, фанаты оркестра. В «М5Молл» мы играем уже год. И, как показатель, могу привести тот факт, что лично ко мне на улице подходят люди и благодарят именно за концерт в этом центре. Надеюсь, что они с таким же энтузиазмом придут и в филармонию.
– У любого артиста в планах всегда есть некая роль, о которой он мечтает, но пока – в силу разных причин – нет возможности осуществить. Для оркестра можно назвать такое произведение, композитора?
– Огромное количество! В мире столько прекрасной музыки! Даже если взять только симфонии, жизни не хватит переиграть все!.. Безусловно, есть названия, которые мы сейчас не можем сыграть по объективным причинам, например, где требуется очень большой состав оркестра. Мы не занимаемся мечтаниями. Мы ставим цели. Два года назад сыграли все симфонии Чайковского. В этом году Шостакович, но пришлось ограничиться четырьмя симфониями. В следующем году будет много романтической музыки, великой классики.
– Седьмого июня заявлен очень интересный концерт «Посвящение Гершвину», где оркестр впервые будет играть с приглашенным иностранным дирижером – Марком Мандарано. Как в этом случае выстраивается работа коллектива?
– Оркестр готовится самостоятельно, потом приезжает гастролер и репетирует. В данном случае будут две репетиции, больше у наших гостей не получается из-за графика гастролей.
На встречу с Бетховеном – без опозданий!
– У вас есть любимый фильм про оркестр?
– Конечно, «Репетиция оркестра». Это энциклопедия оркестровой жизни. Все показано абсолютно так, как оно и происходит в реальной жизни, хоть и несколько в гротескной форме. Феллини сделал совершенно гениальный срез оркестровой жизни. Ведь как выглядит симфонический оркестр в представлении обывателя? Красивые дамы, мужчины в костюмах играют красивую музыку на красивых инструментах. Но что происходит внутри, никто не знает!.. А он показал эту жизнь изнутри.
– Тоже придерживаетесь такого авторитарного стиля управления?
– Надо сказать, что для многих людей слово «авторитарный» зачастую ассоциируется с неограниченной властью. С моей же стороны авторитарность управления касается только одной вещи – дисциплины.
В коллективе должна соблюдаться определенная творческая дисциплина, включающая приход на работу без опозданий, поведение на репетиции, этику общения друг с другом. Ответственность перед музыкой, как бы громко это ни звучало. Например, музыкант опоздал на репетицию, а мы играем симфонию Бетховена. По сути, для меня этот человек опоздал на встречу с Бетховеном! Разве это допустимо?.. Конечно, я утрирую, но стараюсь декларировать именно такое отношение к работе. В этом плане у нас порядок, люди меня понимают: на репетицию надо прийти заранее, разыграться, подготовиться. Но это касается только дисциплины. Во всем остальном я приветствую свободу.
– С творческими людьми по-другому и нельзя.
– Да, конечно. Хотя творческие люди тоже разные. Есть ветренные, мечтательные, витающие в облаках. Есть высокомерные. А есть профессионалы, для которых самое главное – это их работа. Для них гастроли – это не повод провести приятно время, командуя, как и что принести в артистическую комнату.
Они приезжают работать и делают это без всяких «заморочек». Недавно мы выступали с Даниилом Спиваковским – прекрасный артист с ощущением внутренней профессиональной дисциплины.
– Оркестр собирается вне репетиций и концертов? По праздничным поводам в свободное время?
– Всем коллективом собраться трудно, если только по случаю Нового года. А так, я знаю, музыканты дружат между собой, общаются, но это уже группками.
– В интернете можно найти целые подборки высказываний дирижеров, срывающихся во время репетиций. У вас бывают такие фразы, ставшие крылатыми?
– Не замечал. Я довольно часто употребляю цитаты из кинофильмов, например, Гайдая. И лишний раз убеждаюсь в их гениальности!
– И в завершение мне бы хотелось вспомнить самое первое наше интервью, записанное в 2010 году еще в самом начале вашей работы в Рязани. Тогда вы говорили, как важно для оркестра найти «свой звук». Удалось?
– В поиске. Конечно, звук, его качество – это главное. Но еще важней – не останавливаться на достигнутом. Надо найти культуру звука: как должна звучать струнная группа, медная и т.д. Найти определенные стандарты. А дальше все зависит от стиля исполняемого произведения. Нельзя, например, музыку Моцарта играть звуком, которым играешь Чайковского… Причем надо не просто найти характер и стиль звучания, надо достичь того, чтобы музыканты это понимали и воплощали без объяснений. Поэтому поиск не прекращается.
Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА