Рязанская область — не только родина «слонов»
Сразу несколько тематических экспозиций, в той или иной мере посвященных не только России, но и Рязанщине, проходят в нашем городе. Благодаря им, мы не только познакомимся с историей производства платков и шалей, но и узнаем, что на просторах региона когда-то водились... нет, не слоны – носороги.
Подобные неоднозначные выводы посетители сделают для себя, посетив выставку «Тайны Вожских берегов» в историко-архитектурном музее-заповеднике «Рязанский кремль» во Дворце Олега. Здесь впервые представлены находки, сделанные в ходе археологических раскопок в бассейне реки Вожи, а именно в окрестностях сёл Алешня и Глебово-Городище Рыбновского района.
Бассейн реки Вожи знаменит своей этнической историей. Неоднократные обнаружения остатков ископаемых животных, среди которых мамонты и шерстистые носороги, предполагают заселение данной территории, начиная с эпохи верхнего палеолита (40-12 тыс. л. т. н.). В VIII-X веках сюда проникают ранние славяне. Затем в XI-XIV веках начинается новая волна славянской колонизации, в ходе которой возникают многочисленные сельские поселения и возникает город Глебов. В 1378 году на берегах реки состоялась Вожская битва. И в XVI – XVII веках вдоль этой реки создается мощная засечная черта.
На экспозиции пришедшие увидят кости того самого шерстистого носорога, находки из раскопок древнерусского города Глебов, Дураковского III поселения и Успенской церкви, возведенной в 1694 году. Здесь преимущественно демонстрируются предметы домашнего обихода: перстни, пряжки, гадальные кости, пряслица, грузила, лампады, накладные пластины напрестольных крестов, серпы, ключи, ножи, нательные кресты, игральные кости и многое другое. К тому же представлена реконструкция головы селянки, восстановленная по найденному черепу.
А в большом зале Дворца Олега продолжается выставка «Платков и шалей яркий хоровод», где собрано около 50-ти предметов конца XVIII – начала XX веков из фондов РИАМЗ. Все они являются продукцией ведущих центров текстильного производства Москвы, Московской и Владимирской губерний. Начало же данной уникальной коллекции положил платок из собрания купцов А.В. и И.А. Антоновых, который также можно увидеть на экспозиции.
Большую часть экспонатов представляют собой тканые, вышитые, набивные платки, шали, полушалки, головные полотенца и ширинки, а также различные костюмные комплексы. Среди них, например, встречаются раритеты вроде платка в память войны 1812 года с изображением Александра I, русских полководцев и сюжетными сценами. Или платок, посвященный Александру II и его реформе 1861-го года. Кроме того, демонстрируются фотографии той поры и акварельные этюды рязанской художницы и этнографа Любови Милеевой.
График работы Дворца Олега: ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10.00 до 18.00, санитарный день – последняя среда месяца. Телефоны для справок: 21-72-71, 27-21-11, 27-60-71, 27-60-66.
Вместе с тем, в картинной галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» (Первомайский проспект, д. 14) в рамках 10-летия фонда «Творческое достояние», руководимого рязанским скульптором Раисой Лысениной, продолжается выставка Маргариты Воскресенской (1931–2012). В 1946-54 годах Маргарита Михайловна проходила обучение в Московском высшем художественно-промышленном училище у Гаврилы Шульца и Георгия Мотовилова, далее в аспирантуре в 1954-57 годах. После чего работала в Москве в бригаде скульпторов под руководством Сергея Коненкова, у которого переняла и продолжила принцип отношения к работе в дереве, идущий от народных традиций. Пробовала себя и в камне, и в бронзе.
На вернисаже показано порядка сорока произведений, львиную долю которых составляет скульптура малых форм. Здесь и работы в стиле «ню», и философские, вроде триптиха «Утро. День. Вечер», и шутливые статуэтки, и вещи, отображающие народные традиции. Но главной объединяющей темой экспозиции и творений Воскресенской стала женщина.
Выставка работает до 19 июля. Время работы галереи с 11.00 до 19.00, вход до 18.00. Выходной день – понедельник, первая пятница месяца – санитарный день.
Георгий ТИТОВ