Кто торпедировал усилия президента по спасению есенинских мест от незаконной застройки
До сего момента ни о чем подобном в Рязани не только не слышали, но и не могли даже предполагать. Ситуация настолько нетипична и даже вопиюща, что возглавляет топ тем для обсуждения представителями рязанских элит. Речь идет о загадочной череде смертей фигурантов так называемого Есенин-гейта – затянувшегося на пять лет расследования о том, как и кем распродавались и застраивались земли вокруг Государственного музея-заповедника в Константинове и окрестностях.
6 июля (это была суббота) сводит счеты с жизнью главный федеральный инспектор по региону Сергей Яковлев. Незадолго до этого ему дают понять, что скоро он будет уволен. Накануне от него уходит жена и забирает малолетних детей. В пятницу он выпивает с товарищем, а в субботу его находят мертвым в подземном гараже элитной охраняемой восьмиэтажки на улице Щедрина, где помимо Яковлевых проживают от силы еще двадцать семей. Рядом валяется гладкоствол МР-153, годный как для охоты, так и для спортивной стрельбы. Яковлев оставляет пулю в сердце и не то одну, не то две записки, содержание которых не разглашается. Родственниками предпринимается неудачная попытка вбросить в СМИ версию о смертельном заболевании покойного, но им никто не верит. Семейные неурядицы и неудовлетворенное твоей работой начальство – вовсе не повод стреляться для прошедшего Чернобыль и Чечню 55-летнего подполковника запаса, – сходятся в едином мнении друзья Сергея Петровича. Значит, делают они вывод, причиной самоубийства могло стать как попадание в оперативную разработку, так и неприглядные подробности личной жизни. А могло и то, и другое. (Подробный разбор версий – в №26 Р от 11 июля 2019 г.)
23 июля, во вторник, на семнадцатый день после гибели Яковлева, трагическая весть пришла из села Новоселки. Скоропостижно скончался Владимир Зюба, на протяжении десятилетия возглавлявший Рыбновский район. До этого выпускник сельхозинститута Зюба двадцать лет проработал в колхозе «Приокский», на базе которого в 1998 году был создан СПК «Новоселки». Неоднократно избирался депутатом, в 2008 году становится заместителем председателя Рыбновской райдумы. По протекции губернатора Олега Ковалева с октября 2009-го – глава муниципального образования, а с апреля 2012 г. – глава администрации Рыбновского района. 21 мая Владимир Валентинович отметил свое 60-летие, а уже 18 июня вынужден был подать в отставку. Причина – в очередной раз поднятый на федеральный уровень скандал вокруг музея С.А. Есенина и застройки заповедной территории.
Мы уже писали, что Рязанский областной суд 23 мая отменил постановление областного правительства. То самое постановление № 41 от 26 февраля 2019 г. за подписью губернатора Любимова, которым были наконец-то утверждены границы зон охраны достопримечательного места «Есенинская Русь» (в виде перечня так называемых координат характерных точек). Когда объект поставлен на охрану и его границы четко прописаны, «включить задний ход» уже невозможно. Но Рязоблсуд попытался.
Отсюда можно сделать вывод, что против правительства Рязанской области, исполняющего прямое поручение президента Российской Федерации, повели успешную игру (или борьбу) не просто опытные, но и влиятельные противники.
Кто же это мог быть? В рязанских элитах звучит несколько разных версий.
Кто-то называет Андрея Ярина, занимающего в настоящее время должность начальника Управления внутренней политики администрации президента. Якобы именно его поручения выполнял преждевременно покинувший этот мир главный федеральный инспектор по Рязанской области Сергей Яковлев. На наш взгляд, данная версия слабо выдерживает детальный анализ. Уровень влияния Андрея Вениаминовича сегодня настолько высок, что ему не было смысла городить огород с вынесением втайне от губернатора и рязанского правительства судебного решения. Ему достаточно было сделать один звонок Николаю Любимову, и тот сам бы отменил свое постановление или внес бы в него те изменения, которые от него потребовали бы. Если этого не произошло, то главный игрок тут другой.
Звучала версия о том, что основной игрок против областного правительства в данном случае – Владимир Зюба. Экс-глава Рыбновского района, кум Сергея Яковлева и самый крупный владелец земельных участков на той территории. Но и данная версия не кажется нам основной. Безусловно, свою роль Зюба и его соратники в данном деле сыграли. Иначе и быть не могло – материальный интерес налицо. Но эта роль точно не была лидерской. Во-первых, мало кто верит в то, что оформленные на Зюбу земельные участки являлись его личной собственностью. Учитывая их потенциальную стоимость при переводе в категорию индивидуального жилищного строительства, кто бы позволил простому главе небольшого района владеть активами на миллионы долларов? Считается, что львиная доля участков только номинально числится за ним, но фактически принадлежит более статусным лицам, не желающим светиться. Кроме этого, состязаться с командой губернатора, да еще и победить может только равный по статусу и возможностям. Данная ситуация подкосила Зюбу, который сильно переживал и прожил совсем немного после судебного скандала и своей отставки. Теперь возникнет вопрос с легитимизацией оформленных на него земельных участков реальными собственниками.
Итак, главным демиургом данного проекта не мог быть Андрей Ярин, как заведомо более сильный. Но не мог быть и Владимир Зюба, как заведомо более слабый. Даже при былой поддержке кума, которая, к слову, не спасла его от отставки по итогам данного конфликта.
Часто в контексте «есенинской» истории звучит фамилия Игоря Коськина, проживающего и имеющего обширные интересы в Рыбновском районе. Это с его легкой руки в июне 2018-го сход недовольных запретом любого строительства жителей Пощупова посетила съемочная группа, записавшая видеообращение к президенту. (Кстати, огульный запрет, принятый Минкультом России и мешавший не только застройке заповедника, но и нормальной жизни проживающих в деревнях людей, мог тоже организовать он.) В эфир «прямой линии» видео не попало, но его распространие через СМИ в итоге оказало большее влияние, чем просто встреча пары десятков деревенских жителей под предводительством рыбновской юристки Олеси Мокиной. Несомненно, Коськин не мог не поучаствовать в данной операции как организационно, так и финансово. Но мы склоняемся к тому, что он принимал участие наряду с другими статусными интересантами. Такими же земле- и домовладельцами как сенатор Игорь Морозов, экс-заместитель губернатора Виталий Артемов, председатель рязанской контрольно-счетной палаты Сергей Филимонов, экс-прокурор Рязанской области Олег Черныш…
Что касается мозгового центра всей данной групповой операции, мы склонны согласиться с теми, кто называет имя сенатора Олега Ковалева. 70-летний экс-губернатор достаточно сильная фигура, чтобы не опасаться выступать против 48-летнего губернатора действующего. Но в то же время не настолько сильная, чтобы управлять Николаем Любимовым. В составе правительства Рязанской области осталось достаточно ковалевских ставленников, что делает его сверхосведомленным в любых вопросах работы главного органа исполнительной власти. При наличии личного интереса в данном проекте и возможностей для противодействия своему преемнику Ковалев находится в центре сплетенной им паутины.
Из всех звучащих схем реализации операции противодействия, итогом которой стала отмена судом постановления губернатора Любимова, нам самой реалистичной представляется следующая. Преданная лично Ковалеву Мария Антонюк, работавшая при нем представителем губернатора в Рязанской областной Думе, ранее являлась судьей. Ей принадлежит один из участков в Константинове. У нее могла быть возможность отнести некий портфель аргументов, наполненный Коськиным, судье. При этом аргументы именно от нее могли принять, не опасаясь подставы. К тому же главный федеральный инспектор Сергей Яковлев вместе с бывшими или действующими работниками прокуратуры могли договариваться о том, чтобы судье не мешали принять именно это решение.
Как обстояло дело в реальности, знают только непосредственные участники. А их ряды стремительно редеют с каждым днем. Мы не придерживаемся конспирологической версии о том, что кто-то может зачищать свидетелей. Достаточно просто констатировать тот факт, что удалось подвести решение данного вопроса практически к финальному разрешению. И, если вновь не вмешаются какие-то темные силы, вскоре заповедные земли Константинова могут быть окончательно спасены от застройки и уничтожения. Чего и требовали небезразличная общественность, журналисты и президент долгих пять лет.
Дословно
Андрей ПЕТРУЦКИЙ, руководитель рязанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК):
– В 2007–2010 гг. Сергей Яковлев работал начальником Росреестра Рыбновского района. Именно тогда был нанесен смертельный удар в самое сердце людей, любящих Есенина. Рыбновский Росреестр зарегистрировал подозрительное изменение границ Константинова в сторону села Федякино. Под индивидуальное жилищное строительство в зоне охраняемого природного ландшафта, где любил гулять поэт и все им дышит, были отданы 11 га сельхозземель. Руководитель Росреестра имел все основания не регистрировать эти изменения и в суде с помощью прокуратуры доказать свою правоту.
P.S. Защита «Есенинской Руси» продолжается. Решение Рязоблсуда, отменяющее постановление облправительства о координатах охранных зон, проверит на законность Верховный суд с участием Генеральной прокуратуры России.
Отдел расследований