Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№41 от 25 октября 2018 г.
Рязанская анаморфоза*
 У региона наконец-то появилась стратегия развития, в которой 100 страниц из 107 посвящены не тому, как заработать, а как потратить виртуальные миллиарды

Приходят мыши к филину и говорят: «Ты у нас в лесу самый умный, скажи, что нам делать? Нас все обижают! Лиса так вообще нас ест! Что нам делать?» Филин подумал: «Вам надо стать ежиками! Они колючие, их никто не обидит!» Спасибо – обрадовались мыши. Пришли домой и думают, как же стать ежиками. Опять к филину:

– Как же мы станем ежами?

– Уважаемые мыши, я вам дал стратегию, а тактика – это не ко мне.

Мысль про этих бедных мышей не давала мне покоя, пока я читал Стратегию социально-экономического развития Рязанской области. Ее наконец-то согласовали со всеми федеральными ведомствами и опубликовали на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации (все варианты трансформации Стратегии опубликованы на сайте рязанской «Деловой России»).

Обычно любая стратегия состоит из объяснения, чего мы хотим достигнуть и как мы это сделаем, а также с ответом на естественный вопрос «почему?» То есть как мы зарабатываем и куда тратим.



Сколько себя помню, в экономике Рязанщины стоит вопрос о том, что какая-то стратегия для региона нужна. Бизнес должен понимать (имеется в виду и частный, и государственный, ибо именно он приносит доход региону), какие отрасли надо развивать, потому что… И именно эта сфера деятельности будет всячески поддерживаться со стороны множества государственных структур. Но со стратегией как-то не получалось, причем никогда. Даже когда в 2012 году Агентство стратегических инициатив вынесло «Стратегию региона» в качестве обязательного пункта для исполнения правительствами субъектов федерации, Рязанская область умудрилась данный пункт не выполнить, получив в итоге самую низкую оценку инвестиционной привлекательности. Есть подозрение, что подписанием Стратегии первое лицо губернии должен взять на себя ответственность за достижение каких-то результатов, при этом – было бы неплохо на это надеяться – заранее намеченных.

В 2017 году, о чудо, пока еще исполняющий обязанности нового губернатора приглашает Академию народного хозяйства и госслужбы при президенте России для написания этой многострадальной и необходимой Стратегии. К выборам ее даже презентуют (в том же 2017 году). И вот, не проходит и двух лет, как Стратегия социально-экономического развития Рязанской области тихо появляется на свет, причем со всеми уже согласованная и вроде бы скоро должен подписать губернатор. В общем, теперь Стратегия вроде бы есть, и нам качественно объяснили, что такое хорошо жить на Рязанщине, но как это сделать пока непонятно.

В Стратегии приводится подробный анализ состояния Рязанской области, и в результатах за 2015 год мы видим самый большой рост налогов с населения – 24,2% и «безвозмездные поступления» – 34,2%. В расходах – самое крупное снижение на физическую культуру и спорт в 66,6%.

Впервые в документе такого уровня появилась цифра долгов предыдущих губернаторов. «Долг бюджета региона в 2016 году составил 26,36 млрд руб., то есть 81,8% от собственных доходов областного бюджета, что существенно выше среднероссийского показателя в 33,8%» (стр. 38). Я помню, что Вячеслав Любимов, передавая область Георгию Шпаку, делал это без долга. Шпак передал область Олегу Ковалеву с долгом 3 млрд руб. Пять лет назад мы вычислили, что долг бюджета Рязанщины составлял около 20 млрд руб. Вычислили по косвенным данным, когда область заплатила банкам 1300 млн руб. за год только процентов. Возникают вопросы, каков долг сегодня, а также кому мы должны, на каких условиях и какие активы заложены под эти кредиты? Если сумма долга осталась такой же, то Рязанская область на условиях даже Центробанка РФ должна выплатить в год 1977 млн руб. процентов. Однако есть подозрения, что долг с 2013 года только рос, а кредиты коммерческие банки давали под большие проценты, чем это мог сделать ЦБ РФ. Так что сумма в 26,36 млрд руб. на сегодня кажется весьма заниженной. В Стратегии на этот счет есть план, который сформулирован как «осуществление взвешенной долговой политики». Честно говоря, хотелось бы в цифрах.

Сама стратегия состоит из анализа существующей ситуации региона, восьми приоритетов и нескольких, в основном, косвенных цифр, которых хотелось бы достичь в регионе.

Вообще, Стратегия грешит модой последних лет на странные косвенные «экономические» показатели, которую ввел губернатор Ковалев и великолепно исполнял Олег Булеков. Увы, но мода продолжается и при новом губернаторе. Например, Стратегия ссылается на какие-то ведомственные целевые программы и приоритетные проекты, которые, видимо, где-то существуют, а может, и нет. Это вызывает недоумение, поскольку непонятно, что конкретно имеется в виду, отчего возникает подозрение, что положительного сказать нечего, а ругать себя не принято. 

Показательно, что о реализации Стратегии начинает говориться лишь в шестом разделе, который занимает семь страниц из 107. То есть о том, как потратить, говорится на протяжении ста страниц, а как заработать – семи. Я бы поверил, если у нас под ногами был никель с платиной, как в Норильске, или золото с алмазами, как в Якутии, или, на худой конец, какие-то банальные нефть и газ, – в таком случае доходы региона объясняются просто, и на это хватило бы и двух страниц. У нас же Рязанская область, где весь капитал – это люди и предприятия, которые сохранились (предприятия и частично люди) с советских времен.

Приоритет № 1. «Человеческий капитал». Разумеется, в предоставленной Стратегии сразу чувствуется «социальная» направленность. В разделе сразу же употребляется слово «демография». Авторы отмечают, что «рост численности населения является положительной оценкой результатов Стратегии». Так что с ростом? Рязанская область за последние 25 лет потеряла около 250 тысяч человек населения. При этом планово до 2025 года заложено уменьшение населения региона еще на 14300 человек. С увеличением продолжительности жизни в этот период на 3,3 года. «Число рождений на одну женщину» должно увеличиться с 1,703 до 1,9 к 2025 году. Значит, мы планируем естественный отток населения более 20 тысяч человек. Как-то не очень соответствует планам в целом по России и продолжительности жизни в регионе – 75,2 года к 2025 году (в РФ 78 лет к 2024 году). Правда, и строка плана называется не просто «продолжительность жизни», а «ожидаемая продолжительность жизни при рождении». Я правильно понимаю, что это ожидаемая продолжительность жизни рязанцев, родившихся в 2025 году? Впрочем, несмотря на дурные прогнозы, авторы Стратегии обнадеживают тем, что «в Рязанской области активно осуществляются мероприятия по повышению рождаемости». Можно только догадываться, что они имели в виду.

Рождаемость в Стратегии фиксируется странным показателем «Суммарный коэффициент рождаемости» как число рождений на одну женщину. К 2030 году их должно быть 2,3 (видимо, раза). Есть еще показатель обеспеченности врачами – на 10 тысяч человек к 2030 году их должно быть 52. Непонятно, это хорошо или плохо. Да и не может быть понятно, поскольку докторов можно считать штуками или в попугаях, но от этого меня лечить лучше не будут. Существуют же другие показатели оценки качества здравоохранения, например, дни на больничном у тех же 10 тысяч человек в год.

Главными показателями в области здравоохранения выделены показатели смертности, которые должны уменьшиться у трудоспособного населения на 234,6 человека из 100 тысяч, от болезней системы кровообращения на 138,4 человека, от новообразований – на 44,8 человека.

Образование в регионе начинается с того, что в результате реформы общего образования количество школ за последние восемь лет снизилось с 722 до 458. То есть за время правления прошлого губернатора в Рязанской области закрыли 264 школы. Посмотрим, что же заложено в программу развития Стратегии. К 2030 году планируется заново открыть 33300 мест для учащихся. Понимаете, да? Предыдущие восемь лет закрывали школы, следующие двенадцать будем открывать. Системе образования региона всегда будет чем заниматься. А вот число студентов, сократившееся за восемь прошлых лет с 56100 человек до 35500 человек (стр. 28), исправлять не планируется. Зачем региону лишние люди с высшим образованием? Хотя планируется увеличение «охвата детей в возрасте 5–18 лет программами дополнительного образования» с 71% до 75%.

Еще из интересного. Изучая документ, мне впервые попались данные о количестве «населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума». Оказывается, таковых на Рязанщине насчитывается 12,4% (139063 человек). Планируется снижение этого позорного показателя до 6,4%. Это благая задача, но почему не до 0%?

Приоритетом № 2 в Стратегии называются «высокие технологии, точки роста». Очень важно понять, как регион будет зарабатывать средства на реализацию своих социальных программ и что авторы Стратегии планируют в области экономики? Здесь мы видим настоящий прорыв. Предусмотрен рост «объема валового регионального продукта» с 330 млрд руб. до 987 млрд руб. к 2030 году. Почти втрое! При этом заработная плата увеличится в 2,33 раза, правда, тут в Стратегию закралась опечатка по Фрейду, что в 2016 году она составила 27261,2 тыс. руб. в среднем в месяц. Может быть, правительство Рязанской области действительно знает, кто и где у нас получает в среднем в месяц по 27 миллионов рублей? Я таких не знаю. Наверное, имеются в виду тысячи, поэтому не будем придираться. Авторы Стратегии обещают увеличение реальных доходов населения к 2030 году почти на 26%.

Что касается «точек роста», авторы, видимо, обозначают их в приложении как «отрасли перспективной эффективной экономической специализации». Это 17 видов производств, включая даже «туризм» и «деятельность в области информации и связи». То есть просто перечислены все производства в регионе и они названы «точками роста»?

Индекс физического «объема регионального продукта» планируется увеличить почти на 60%, а индекс промышленного производства – на 30%. Тогда, наверное, чтобы региональный продукт вырос втрое в деньгах, нам должна существенно помочь инфляция более чем в 200%. Бедная экономика Рязанской области!

В 1996 году зафиксирован самый низкий показатель отгруженной продукции из региона, однако Рязанская область в это время была донором. Над этим стоило задуматься авторам Стратегии: может, налоги ушли из региона через вступление местных предприятий в крупные корпорации?

Что касается инвестиций, то они по плану авторов увеличатся к 2030 году более чем в пять раз. Только непонятно, это в одном 2030 году будет в пять раз больше инвестиций или столько накопится за все эти годы?

В плане правительства РФ на 2024 год рост доли инновационной продукции у предприятий несырьевой промышленности в два раза. У нас доля «продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте» занимает сейчас 22,8%, а к 2030 году планируется 31,7%. 

Вот сельское хозяйство в цифрах плана прописано очень конкретно. Объем производства должен за 15 лет вырасти вдвое и составить 108 млрд руб.; расписаны даже сельхозкультуры в тоннах – сколько Рязанская область должна получить. Тут в отличие от промышленности установлен полный контроль.

Остальные пять приоритетов, видимо, объяснят специалисты в данных направлениях.

Не могу пройти мимо Приоритета № 8. «Пространственное развитие». Вызывает улыбку пункт 5.8.2. «Умная» специализация муниципальных образований. При этом слово «умная» авторами на всякий случай взята в кавычки. Это намек на то, что живут тут «глупые», а «умные» рассказывают, как жить дальше? На протяжении тринадцати страниц умные авторы с ошибками перечисляют то, что в городах и поселках Рязанской области уже есть. Впрочем, сразу оговаривается, что Рязанская область, которая состоит из муниципальных образований, будет реализовывать Стратегии муниципальных образований, и конкретика находится именно там. Было бы нелишним уточнить, что это не одна Стратегия, а также то, что район от района отличается. Сколько лет нам ждать этих Стратегий?

Итак, Стратегия, наконец, есть. Так мы можем понимать, куда идет регион? Оказывается, нет. Данная Стратегия в наукообразной форме доводит до нас общечеловеческие постулаты. О том, что экология – это хорошо, о том, что надо развивать образование и здравоохранение, а для этого необходимо развивать промышленность, причем даже перечислены предприятия, которые к приходу нового губернатора еще выжили. Хотел сказать «нового правительства», но в экономике и промышленности оно пока старое.

Пункт 6.3. Ожидаемые результаты реализации Стратегии состоят из двух абзацев, где нет ни одной цифры. То есть измерить результат не получилось или постеснялись. Вспоминая Михаила Жванецкого, «хотелось бы поконкретней, товарищи». По мнению авторов, «претворение в жизнь приоритетов и задач Стратегии обеспечит воспроизводство здорового населения». Звучит, будто крупного рогатого… ну, вы понимаете. А получим мы «лидерство в научно-техническом развитии, обеспечение защиты национальных интересов», а главное – «повышение удовлетворенности жизнью, уровня межличностного доверия и роста субъективного ощущения счастья». Даже интересно, курят ли авторы Стратегии, и если да, то что именно.

В пункте 6.4 оцениваются финансовые ресурсы, необходимые для реализации Стратегии. Стало понятно, что есть три этапа: на 1 этапе к нам в регион упадут 60 млрд руб., на 2-м – 75 млрд руб., а на 3-м – еще 90 млрд руб. (в ценах 2017 года). И ссылки на «государственные программы». Далее на двух страницах идет перечисление этих государственных программ с одинаковыми пометками «необходимость корректировки, возможна доработка новых программ».

Согласно Стратегии, первый этап начнется с 2019 года и продолжится до 2021-го. В нем запланировано «формирование основ для развития». Давайте все-таки поймем, что это за основы. На мой взгляд, было бы неплохо объявить, каким методом мы действуем и как достигнем поставленных результатов. 

Хотелось бы, чтобы и по другим приоритетам выступили рязанские специалисты. 

P.S. Я согласился опубликовать статью с некоторым анализом Стратегии только ради того, чтобы вовлечь авторов и правительство Рязанской области к публичному диалогу о развитии родного края. Я уверен, что чиновники (хоть их и много) не смогут изменить жизнь в регионе к лучшему, пока все жители сами не захотят это сделать.

Автор - председатель Рязанского регионального отделения Общероссийской Общественной организации «Деловая Россия»
___________
*Анаморфоза – это конструкция, созданная таким образом, что в результате оптического смещения некая форма, недоступная поначалу для восприятия как таковая, складывается в легко прочитываемый образ. (Википедия)
Владимир МОТОРЖИН