Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№47 от 25 ноября 2010 г.
Для Рязани сойдет
Лет 20 назад я впервые услышал анекдот о том, чем отличаются рязанские рок-музыканты от питерских. Питерские сначала отстраиваются, потом выпивают сто грамм коньяка и на этом «заводе» выходят на сцену. Рязанские делают не так. Сначала выпивают поллитра водки, потом пьяные лезут на сцену отстраиваться и на «отходняке» выходят играть. Чем дальше я наблюдаю за рязанцами, тем больше мне кажется, что если не реальные факты, то уж городскую ментальность этот анекдот вполне себе отражает.



Собственно, этот анекдот вспомнился, когда 19 ноября меня занесло во Дворец молодежи, где проходил финальный гала-концерт (или галла-концерта, как по рабоче-крестьянски написали на сайте) рязанской части многострадального конкурса «Музыка нашего города», который «Мегафон» второй год проводит по городам центра России. Лично у меня это действо вызвало стойкие ассоциации с рядовым концертом в деревенском ДК – слишком уныло все выглядело. «Аппарат» – то свистит, то пукает, то хрюкает, даже когда люди под гитару со сцены поют. Публика – сотня с чем-то случайных людей, которых собирали СМС-ками, заманивая бесплатным входом, потому что даже за символические 100 рублей мало кто решился купить билеты на эпическое мероприятие. Если добавить попсовый конферанс, когда ведущий за неумением лучшего обсуждает со сцены, у кого какие сережки и сколько они стоят, мозаика складывается полностью, и красивой ее не назовешь. Даже те музыканты, которые были готовы показать нечто не рядовое, при такой специфике звука и атмосферы прозвучали блекло. Больше всех досталось победителям конкурса от Рязани – группе «Кактус» – они открывали концерт и на них «аппарат» свистел и пукал особенно яростно. Остальным было легче, зато по мере улучшения звука уменьшалось количество публики в зале: выступавшая последней Тиана Меланж пела, дай бог, если для 50 человек. 

Собственно, к этому все и шло с самого начала, когда летом на http://ryazan.mycitymusic.ru были загружены первые треки. С одной стороны, экспертами проекта заявили братьев Кристовских и Артемия Троицкого – громкие, «звездные» имена, один из Кристовских даже сподобился доехать на пресс-конференцию по поводу старта рязанской части проекта. С другой – существовало еще некое «жюри» конкурса, состоящее из музыкантов других городов, ставших победителями в прошлом году. Какой конкурс – такие у него и победители. Как только это самое «региональное жюри» стало выставлять оценки трекам, появившимся на рязанской части проекта, начались казусы. Например, «пятерки» от этого «жюри» стали получать то какие-то совсем уж начинающие местные группы, то вообще бессмысленный бред, записанный по принципу «мы с друзьями не умеем играть, но было полчаса свободного времени и хреновая музыкальная «карточка», вот мы и решили поучаствовать». Вскоре те же оценки, почти без корректировки, продублировали на сайте уже как оценки «экспертов».

Удивленный голосованием, я даже позвонил Троицкому, и получил от него предсказуемый ответ, что про конкурс он знает, но пока никаких записей не получал, следовательно, никого и не думал оценивать. Кто были люди, взявшиеся выставлять оценки от его имени, стало ясно. когда на сайте вывесили-таки поименный список остальных «экспертов», но случилось это чуть ли не через полгода после старта проекта, а на http://ryazan.mycitymusic.ru к тому времени мало кто заходил, дорога ложка к обеду. Плюс наблюдалась чехарда с тем, кто вообще «эксперты», а кто «жюри» (в один прекрасный день плашки поменяли местами и к чему была рокировка – неясно), плюс к концу голосования оценки снова корректировались – экстренно добавляли баллов тем, чьи треки попали в итоговый сборник, плюс еще была куча других мелких и не очень мелких несуразностей…

В общем, несмотря на заявленных для понта «свадебных генералов», которые, как и ожидалось, слушали лишь записи, попавшие на итоговый диск, с лихвой хватало чисто провинциальной дурости. Поэтому проект особого интереса не вызвал – на участие в конкурсе 2010 года подали примерно столько же заявок, сколько годом раньше.  Ну и как итог вышесказанного – финальный концерт для немногочисленной случайной публики на свистящем, пукающем и хрюкающем звуке.

Этот не то чтобы провал, но как минимум отсутствие успеха рязанским организаторам проекта «Музыка нашего города» принесли две системные ошибки.

Во-первых, они пытались объять необъятное. Заявления на пресс-конференциях про то, что, дескать, мы пытаемся представить все стили и направления современной музыки – это, конечно, красиво звучит. Но в реальности «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»: наивно думать, что множества поклонников рока, попсы и рэпа сколько-нибудь заметно пересекаются. В итоге получается нечто аморфное вроде бы для всех, но на самом деле – ни для кого. И на сайте проекта, и на итоговом диске, и на финальном концерте. Интерес к проекту – соответствующий. Впрочем, это косяк всего конкурса, а не только его рязанской части: во многом он, наверное, продиктован тем, что придумывали конкурс люди из Орла, города, в котором музыкальной жизни по сравнению с Рязанью практически нет.

Во-вторых, отсутствуют сколько-нибудь внятные критерии оценки поступивших треков. Очень разные по музыкальным вкусам и по интеллекту люди, причастные к «жюри» и «экспертам», движимые лишь субъективностью, оценивают кто в лес, кто по дрова. Как следствие – чехарда на сайте с постоянными исправлениями, корректировкой оценок и тому подобным. Выбранная организаторами система голосования для посетителей сайта – тоже полный финиш. Когда половину голосов составляют «единицы», выставленные поклонниками одних музыкантов в пику другим, чтобы «опустить» конкурентов – это не дело, надо что-то менять. Например, взять на вооружение систему голосования проекта «Рок из подворотен», затеянного группой «Пилот» (там можно голосовать только за, но не против), или чуть более сложную систему оценок литературного конкурса «Грелка».

Что в «сухом остатке»?

1. Тиражом в 1000 экземпляров вышел диск с 20 треками рязанских авторов и групп, где-то треть из которых и впрямь достойна внимания (на обложке почему-то указан 21 трек – вглядевшись, можно заметить, что верстальщик второпях пропустил цифру 13).

2. Группа «Кактус» съездила на финальный концерт в Орел. Наивно было полагать, что она там как-то сможет выделиться, ребята в самом начале своего пути и победителями стали лишь потому, что играют модную молодежную музыку, которая востребована именно здесь и сейчас. Еще они получили возможность записать на деньги «Мегафона» полноценный студийный альбом – дай бог, чтоб он вышел удачным.

3. Артемий Троицкий сказал пару слов про три рязанские группы, песни которых выделил на итоговом диске – Галатея и «Зга», «Кактус», «Р-Град» – и еще про электронный проект «The Toxic Toad», а доброе слово и кошке приятно, тем более, это вывесили на «рутубе» и народ активно смотрит. 

4. Группа «Саламандра» получила от городского комитета по культуре и искусству некий  «сертификат, дающий право участвовать в мероприятиях, проводимых администрацией г. Рязань». Конечно, вряд ли Сергей Филатов захочет играть на каком-нибудь «Дне ВДВ» за компанию с местными пикаловыми, но все равно спасибо «министру культуры» города Андрею Кашаеву за хороший вкус: если я когда-нибудь соберусь делать в «Старом парке» песенный конкурс – обязательно позову его в жюри.

Как ни странно, даже этот «сухой остаток» дает основания утверждать, что при всех его многочисленных несуразностях и глупостях, конкурс «Музыка нашего города» имеет вполне удовлетворительный КПД – во всяком случае, на фоне многого прочего, что происходит в Рязани. Так что и на том спасибо «Мегафону». Хорошо хоть так: обычно бывает еще хуже.
Анатолий ОБЫДЁНКИН