Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№03 от 26 января 2012 г.
Кому нужен техосмотр?
Как ударит креативность столичных законодателей по рязанским автолюбителям



Свой честный правительственный долг перед соотечественниками власти решили исполнить с боем курантов – с 1 января чиновничья лапа официально «взяла курс» в карман автовладельцев. Первые предположения о «цене» нового Федерального закона (ФЗ) «О техническом осмотре транспортных средств...» сформировались в районе 3 тысяч рублей, что вызвало у автолюбителей очередное возмущение.

(http://osago-peterburg.spb.ru/blog/texosmotr2012.html)
«Jonson, август 24, 2011 в 11:06
Ну как вам? Техосмотр раньше стоил 800 руб., а станет 3000 руб. Спасибо, господин президент (специально с маленькой буквы)!!! А по зомбоящику еще говорят о заботе о населении.
Итого:
Техосмотр – 3000 руб.
Транспортный налог – 4500 руб.
ОСАГО – 4500 руб.
+ бензин, который скоро станет дороже, чем в Европе.
Дороговато становится владеть автомобилем»

В Рязани дела, конечно, обстоят дешевле, тем не менее «рулевая» общественность опять вздыхает: «Всё против народа!» А как еще понять смысл надобности техосмотра в нашей стране? Фактически каждый водитель и без ТО следит за своей машиной – а как иначе? Ведь нельзя ездить, например, без колеса! Или, пройдя раз в год техосмотр, никто больше фары не проверяет? Абсурд, и только. Активные граждане связывают этот очередной ФЗ напрямую с интересами чиновников – кому как не им выгодно получать прибыль с этого бизнеса.

(http://osago-peterburg.spb.ru/blog/texosmotr2012.html)
«Валентин, 1 января 2012 в 21.55
…технический осмотр автомобилей – это самый прибыльный и самый безответственный бизнес для тех, кто его проводит, и самый бессмысленный для нас, для кого он обязательный… Технический осмотр – это фикция… Если ты остался живой при выезде с техцентра, то дальше ты отвечаешь за всё, а если погиб, ты всё равно виноват, т.к. это выгодно всем живым…»

Как оказалось, даже президентское мнение так и осталось без должной поддержки: не раз Дмитрий Медведев высказывался по поводу бессмысленности техосмотра. Видимо «система» и здесь сильнее своего правителя.

(http://ria.ru/society/20110508/372087634.html)
«Надоел техосмотр?» – спросил Медведев у ветеранов, когда автолюбители поблагодарили его за решение обеспечить их автомашинами. «На мой взгляд, это действительно довольно бесполезная вещь, – отметил президент. – Примем решение, которое будет необременительным для всех».

В итоге, необременительное решение для «легковушек» рязанцев остановилось на уровне 400 рублей, правда, как отметил в интервью газете «Коммерсантъ» замдиректора департамента госрегулирования Минэкономразвития Евгений Ковтун, к апрелю 2012 года произойдет корректировка цен: в регионах слишком низкие цены повысят, а высокие – понизят. Учитывая, что подмосковные расценки значительно выше остальных – 1040 рублей, смело можно предположить, что цена за техосмотр в Рязани будет расти.

С одной стороны, мы шагаем по пути глобализации: в России теперь, как в Германии, Швеции, Голландии и Японии, автомобили моложе трех лет техосмотру не подлежат. С другой стороны, существует и альтернатива такому подходу – в Испании, например, техосмотр проводят официальные дилеры и возвращают автомобиль с оформленными документами, а в ряде штатов США такая «забота государства» вообще отсутствует. Но наш «Матроскин» не отчаивается и со словами: «Не кисни, корову купим!» следует новым правилам, которые, несомненно, будут отражать демократичность российских законов.

«Никуда не денешься, влюбишься и женишься»

«Бизнес-план» таков: получить ставшую обязательной с 2003 года страховку ОСАГО, к которой, в итоге, привыкли так же, как и к бессменному правительству, теперь можно только при наличии ТО. Причем на момент получения страховки техосмотр должен заканчиваться не менее чем через полгода. Поэтому, купив подержанную машину в январе, гражданин Российской Федерации попадает в законодательно замкнутый круг: поставить на учет авто нельзя без ОСАГО, ОСАГО нельзя без ТО, а ТО нельзя оформить, потому что своими руками 3,5 тонны до пункта техосмотра не дотащишь, ведь по закону ездить без страховки не положено. Чтобы окончательно удостовериться, что все «делается для людей», остается вызвать эвакуатор, почасовая стоимость которого колеблется от 800 до 1500 рублей, и отправиться в очередь за безопасностью передвижения по российским дорогам.

Есть мнение, что новый закон сократит те самые очереди, которые вынуждали многих автовладельцев попросту покупать ТО. Более того, сократилось время техосмотра одного автомобиля – с 42-х минут до 30-ти.

Получается, что за один восьмичасовой рабочий день в одном пункте ТО может пройти 16 машин. В Рязани пока восемь организаций получили право предоставлять такие услуги, поэтому в месяц, а это примерно 22 рабочих дня, с учетом восьми пунктов ТО, техосмотр могут пройти 2816 авто; в год, соответственно, – 33792 автомобиля. По данным ГИБДД, на сегодняшний день в Рязанской области зарегистрировано 457 тысяч 149 автомобилей. К сожалению, точной цифрой по городу полиция не владеет, но предположительно, с их слов, в Рязани – более 200 тысяч машин. Конечно, теперь, по новому закону, прохождение техосмотра не связано с местом регистрации авто, но есть предположение, что вряд ли водители Рязани захотят проходить техосмотр, например, в Шилово.

По закону, кстати, до 1 января 2014 года россияне имеют право выбора! Смешно звучит, но все же: в некоторых регионах будут также помимо новых коммерческих пунктов ТО действовать и старые, под ведомством ГИБДД. Но, как отметили сотрудники нашей дорожной полиции, на территории Рязанской области с 1 января 2012 года подразделениями ГИБДД технический осмотр транспортных средств проводиться не будет, так что у рязанцев есть все шансы первыми испытать «свободу выбора».

С чиновничьих глаз «техосмотрительные полномочия» перешли в руки РСА – Российского союза автостраховщиков, которые должны препятствовать монополизации рынка по прохождению ТО. Ведь теперь страховой компании непременно выгодно заключить договор с коммерческим пунктом техобслуживания, чтобы без лишних проблем в одном месте и ТО пройти, и страховку оформить – без нее все равно далеко не уедешь. А работа пунктов ТО, в свою очередь, полностью зависит от союза страховщиков: на них возложили миссию по аккредитации желающих заниматься таким видом деятельности.

(http://www.1tv.ru/news/social/196636)
На встрече с представителями РСА Владимир Путин заявил: «Аккредитацию таким пунктам техобслуживания будут давать не чиновники из региональных, тем более федеральных каких-то властей, и даже не ГИБДД, а Российский союз автостраховщиков, что, на мой взгляд, является делом принципиального значения; в этой связи хотел бы обратить внимание на другую возможную «засаду» – на возможное стремление к монополизации этого рынка, чего допустить, на мой взгляд, нельзя в интересах потребителей этих услуг».

Также на встрече с премьер-министром затронули одну из насущных проблем первых недель работы новых пунктов ТО: отсутствие талонов, без которых невозможно получить страховку. На территории Рязани по всем аккредитованным пунктам распределили всего лишь по 200 талонов старого образца. Выход из положения был предложен следующий: к страховщику достаточно прийти с письменной характеристикой автомобиля (диагностической картой), заверенной подписью оператора пункта ТО. На основании этой «записки» владелец авто может получить ОСАГО. Как это будет происходить на практике – пока судить рано.

Регресс или прогресс?

Принципиальным вопросом, вставшим после принятия 170 Федерального закона, стало понятие регресса. В страховой практике существует так называемый «регрессный иск». Подразумевает он под собой отказ в выплате страхователю, т.е. пострадавшему, в случае ДТП, будет выплачена сумма ущерба, которую потом страховая компания взыщет регрессом с лица, виновного в ДТП.

Алексей, страховой агент: «Если техосмотр не продлен и человек попадает в ДТП при наличии страховки, то страховые компании за него платят, а потом регрессом с него взыскивают. В 170-м законе это написано очень мутно: там однозначно трактуется для коммерческих перевозок людей, а вот для обычных легковушек: то ли да, то ли нет – фраза очень туманная. В союз страховщиков звонили, они говорят: «Да, регресс будет однозначно». Поэтому смысл 6-и месяцев абсолютно абсурден, потому что если у человека техосмотр кончился, он сам побежит его делать, иначе страховка у него будет неполная – филькина грамота».

Но, к сожалению, те, кто должен был донести до простых смертных информацию о новой процедуре техосмотра, попросту несакцентировали на этом важном моменте (регрессе) внимания.

Власти, вместо того чтобы осветить принцип действия нового механизма, поступили проще: ограничили право оформить ОСАГО шестью месяцами ТО. По существу это можно расценить как нарушение морального права человека знать полную информацию. Ведь именно так и воспитывается юридическая неграмотность нашего общества: «кричащими запретами» у человека отбивается желание разбираться в мутных формулировках закона. Даже не все страховые агенты осведомлены по поводу регресса.

Отсюда, кстати, пошла неразбериха и с прошлогодним майским мораторием. Суть моратория заключалась в следующем: автовладельцы, у которых срок  действия технического осмотра истекает в 2011 году, могут в течение следующего года не проходить техосмотр, т.е. он автоматически продлевается на год. Но после принятия 170 ФЗ ситуация изменилась:

Алексей, страховой агент: «Если, к примеру, дырки в талоне стоят – ноябрь 2011, то по мораторию получалось, что до ноября 2012 года человек может ездить, и гаишники его не трогают. Теперь действие моратория, который продлевал срок действия талона ТО на год, заканчивается не сроком действия (продленного) талона техосмотра, а сроком окончания страховки ОСАГО».

На практике выходит, что у тех, у кого срок действия талона ТО закончился в 2011 году, этот талон уже считается просроченным, но, учитывая введенный мораторий, таких водителей не имеют права штрафовать. По новому закону с 1 января 2012-го страховку нельзя получить с просроченным талоном ТО, т.е. мораторий для автовладельцев не отменился, но фактически заканчивается одновременно со страховкой. Теперь же по закону штрафовать за отсутствие ТО легковушки, как раньше (от 500 до 800 рублей или снятием номеров) сотрудники ГИБДД не имеют права, поэтому многие решили, что ничего страшного не случится, если вовремя не пройти ТО. Под эту волну страховщики начали обзванивать своих клиентов перед Новым годом, дабы продлить страховку, не упоминая при этом специально (или по незнанию) про регресс.

Поэтому вы, не подразумевая, что можете «раскошелиться» в случае ДТП, доверчиво продлеваете страховку, например, до июля, в то время как техосмотр заканчивается в апреле, в результате чего  с апреля по июль рискуете «попасть под регресс».

Если посмотреть с положительной стороны на новый закон, то можно сказать, что он исключает возможность регрессного иска: в идеале вам не дадут страховку без ТО. Но «креативность» мышления и здесь берет свое: компания «Росгосстрах», например, внедрила свою собственную модель страхования. По их задумке страховой агент имеет право самостоятельно выдавать водителю талон ТО!

(На основании пресс-релиза): «Президент ГК Росгосстрах Данил Хачатуров рассказал о работе  компании в условиях вступившего в силу Закона о техосмотре:

«В рамках достигнутых с партнерами договоренностей Росгосстрах получает от операторов ТО бланки талонов и выполняет предварительную документарную работу, оформляя договоры, квитанцию на оплату, а также частично заполняя бланки ТО для тех клиентов, которые изъявили желание пройти диагностику у одного из партнеров компании. При этом клиент ставит свою подпись под обязательством пройти диагностику у аккредитованного в РСА оператора до указанного срока вступления в силу полиса ОСАГО. Таким образом, выдаваемый клиенту бланк талона ТО является предзаполненным бланком, что позволяет существенно сократить время прохождения осмотра для клиента, делает реальным норматив, определенный законом для эксперта (30 минут), и предотвращает образование очередей. За подобное предоформление до недавнего времени в ПИКах взималась дополнительная плата. Росгосстрах оказывает такую услугу своим клиентам на бесплатной основе».

«Я направил главе Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрию Панкину письмо с просьбой провести проверку нашей модели, чтобы подтвердить ее правомерность и выработать необходимые рекомендации для ее корректировки в случае необходимости», – сказал Данил Хачатуров.

Эта новая модель и послужила причиной недавнего скандала в РСА: президент автостраховщиков Павел Бунин подал в отставку.

(http://auto.vesti.ru/doc.html?id=435633&cid=1)
«Тут, как говорится, без комментариев. Еще более простой процедуры как все оформить без лишней головной боли и не придумать. В инструкции Росгосстраха по организации ТО при помощи агентов значится следующее: «МАГ (НСО), (т.е., по всей вероятности, страховой агент), действуя в качестве технического эксперта, осуществляет техническое диагностирование посредством визуального и органолептического контроля».

«Продегустировав» ваш автомобиль, страховой агент дает вам, по сути, свободу действий: вы, конечно, должны добросовестно до конца пройти процедуру ТО в пункте, с которым Росгосстрах заключил договор, но с другой стороны, уже оформленная (хоть и с «половинчатым» ТО) страховка на руках вряд ли прибавит вам желания поехать на технический осмотр.

Но как же регрессный иск?

В пресс-релизе написано: «Росгосстрах, перекладывая, по сути, ответственность за прохождение ТО на владельца транспортного средства (согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статья 16, часть 2 «…обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства…»), в свою очередь как страховая компания  берет на себя риски, связанные с недобросовестным выполнением автовладельцем своих обязательств».

Но, почему ни слова про регресс? Что за риски компания на себя берет? Очевидно, что, автовладельцу, не выполнившему перед страховой компанией обязательства, выплата по страховке не положена. Или, выдавая талон ТО без фактического техосмотра, страховая компания добровольно отказывает себе в праве на регрессный иск?

«Имеющий нужду утереть себе нос –
да утрет!»


Невольно вспоминается персонаж из повести Салтыкова-Щедрина. Персонаж этот отличался склонностью к бессмысленному законотворчеству, что перекликается с нынешней ситуацией вокруг техосмотра и страхования автомобилей.

По закону автовладелец обязан самостоятельно следить за техническим состоянием своего транспортного средства. С одной стороны,   принимается очередной закон о  процедуре обязательного технического осмотра, цель которого может быть только одна: выявить недобросовестных автовладельцев и заставить их устранить неисправность. С другой стороны, власти узаконивают действия страховщиков, которые, оказывается, имеют право выдавать талоны ТО «под честное слово». Возникает вопрос: если такая схема законна и безопасна для участников дорожного движения, не проще ли отменить процедуру техосмотра вообще?

А также для общего блага выдать инспекторам ГИБДД инструкции, согласно которым они будут верить всем на слово: «Пил? Нет? Счастливого пути!» Ведь в ПДД черным по белому написано, что садиться за руль пьяным – нельзя!

Мало припоминается, чтобы наши граждане постоянно твердили о том, что нужны новые правила техосмотра, больше все-таки жалуются на состояние дорожного покрытия… Видимо, законотворческому вдохновению нужна новая муза.
Наталья СУХОВА, Евгений КАПЫШИН