Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№03 от 26 января 2017 г.
Совершенная планета Натальи Макаровой
 Талантливый дирижер, баянист и педагог не прекращает бороться за справедливость даже на фоне двойного юбилея

Баян знают все, потому что редкие свадьбы или праздники обходятся без этого инструмента. Заметелит в новогоднюю ночь у подъезда сосед-гармонист нехитрую мелодию, соберется народ, покинув обильные застолья под пошлые телеогоньки, затянет в диссонанс с баянистом песню… И пусть гармонист через раз попадает в ноты и редко осиливает играемое от начала до конца, пусть перескакивает с одной мелодии на другую, но создается у людей ощущение праздника даже при таком приблизительном исполнении. А между тем, инструмент этот в руках маэстро-виртуоза способен творить чудеса. А если баяны собираются в мощный по звучанию оркестр, понимаешь, какая пропасть лежит между подвыпившим исполнителем праздничного веселья на улице и музыкой, достигающей баховских органных высот при игре на народном инструменте, имеющем оркестровое звучание, имя которому «баян». Любую литературу на нем можно сыграть – от народных песен до переложений для баяна Шнитке: это и Паганини, и Рахманинов, и Чайковский. А что говорить о танго Астора Пьяццоллы, украсивших концертный репертуар баянистов!

Сегодня речь о таком музыканте – преподавателе РМК им. Пироговых, артистке рязанского академического оркестра русских народных инструментов под управлением А.Лаврухина Наталии Николаевне МАКАРОВОЙ, только что отметившей солидный юбилей.



Выросшая в интеллигентной семье, где все говорили по-французски, а дед знал три языка, включая эсперанто, маленькая Наташа, помимо французского языка, которым хорошо владеет и поныне, пленялась сказками Роу, где впервые и услышала звучание оркестра народных инструментов. Услышала и полюбила навсегда. И из Нижнего Новгорода (тогда это был Горький), от своей консерватории поехала в Казань, потому что там работал «народник» А.В.Тихонов – гениальный баянист и дирижер. И только у него Наташа хотела учиться, потому оказалась в Казани и по своей одаренности была зачислена в студентки сразу после первого тура, минуя второй и третий. Она окончила Казанскую консерваторию у выдающегося преподавателя В.П.Плетнева, сын которого – пианист Михаил Плетнев, теперь – главный дирижер Российского академического национального оркестра, созданного им в 1990 году.

Полюбив сказочное звучание русского народного оркестра, Наталия Николаевна получила еще одну специальность – дирижерскую. И теперь уже в ее власти оказывалось звучание целого коллектива, с которым они старались слушать и понимать друг друга с полуслова, полужеста, полутона. Стажироваться к ней приходят многие, причем не только народники, но и скрипачи стремятся попасть на ее факультативы. Мечтает она о том, чтобы часы по дирижированию включили обязательной программой в обучение струнников, потому что многие из них потом создают свои камерные коллективы, становясь за дирижерский пульт. 

Наталия Николаевна Макарова – автор развивающей Программы по дирижированию для детей старших классов ДМШ, и программа эта не только на бумаге значится. Задача автора программы – поставить ребенка к настоящему оркестру, чтобы он почувствовал, что это такое, когда тебе подчиняется (или не подчиняется) большой коллектив музыкантов и инструментов, готовых услышать тебя и откликнуться на твое движение. И если находится понимание между оркестром и дирижером, – это настоящее творческое счастье! Не о нем ли писал Оскар Уайльд: «А как это увлекательно – проверять силу своего влияния на другого человека! Ничто не может с этим сравниться. Перелить свою душу в другого, дать ей побыть в нем; слышать отзвуки собственных мыслей, усиленные музыкой юности и страсти, передавать другому свой темперамент, как тончайший флюид или своеобразный аромат, — это истинное наслаждение, самая большая радость, быть может, какая дана человеку в наш ограниченный и пошлый век с его грубо-чувственными утехами и грубо-примитивными стремлениями».

Оркестр, в котором и которому преданно служит наша героиня, – ее самая совершенная планета, хотя и на ней много несовершенств и проблем, о которых Наталия Николаевна с большой болью говорит накануне сорокалетнего юбилея оркестра, который будет отмечаться в этом концертном сезоне.

 – Не успел однажды наш замечательный коллектив получить поддержку губернатора, когда эту роль исполнял в Рязани генерал Шпак. Вы видели нашу комнатенку для репетиций, на сцену выйти получается один раз перед концертом. А летом, когда жара, а в репетитории нет кондиционера, и сидим мы, плотненько стиснув ряды, как сельди в бочке? Но ведь музыканты приходят и отдают и время свое, и душу. Обещали нам баян новый – нет его. И будет ли когда… А выцветшие безвкусные красные костюмы, в которых оркестр напоминает далеко не академический коллектив! И ведь это серьезные проблемы, о которых говорится из года в год и которые из года в год не решаются, – сетует Наталия Николаевна. – Наш оркестр работает как филармонический, играет очень много: скажут нам, что надо завтра играть, мы играем. Репертуар у нас огромный, 500 произведений, включая джаз. Спасибо В.В.Колчаеву, который старается нас поддерживать, но понятно, что коллективу требуется поддержка на другом, более серьезном уровне. Чего стоят зарплаты оркестрантов, подумайте: 3,5 тысячи! Вы скажите, это не издевательство над музыкантами? В Рязани очень много говорится о культуре и очень мало делается. Было время, что хотели наш оркестр совсем закрыть, дескать, не нужен он есенинской Руси, на которой стрижет купоны город! И опять… Колчаев отстоял коллектив! 

Наталья Николаевна из тех, кто не боится поднимать проблемы, озвучивая их на любом уровне. За это ее и любят, и ненавидят, и завидуют ей, такова уж природа человеческая, но «количество наших завистников лишь подтверждает наши способности» (О. Уайльд).

Не могу не вспомнить своего впечатления от Наталии Николаевны, которую я впервые увидела на юбилее теоретического отдела музыкального училища. На сцену вышла… леди. Даже если бы она не сказала ничего, этого было бы вполне достаточно, чтобы обозначить свою принадлежность к культуре. Появившись на сцене одного из лучших средних музыкальных учебных заведений России (это – статистика, а не частное мнение), Наталия Николаевна сразу обратила на себя внимание безупречным вкусом, который был виден в изысканности облика и очень продуманной искренней речи.

Я услышала много хорошего о ней: жесткая, если надо, но справедливая и добрая; прекрасный музыкант и преподаватель; красивая женщина и замечательная мать, дочь которой окончила консерваторию и стала музыкантом, продолжив мамино дело. Просто хороший человек… «Быть хорошим человеком, значит быть в согласии с самим собой. Разлад – необходимость быть в согласии с другими» (О. Уайльд). Это – про Макарову, давшую путевку в профессию не одному поколению музыкантов. Она гордится своими учениками: Заслуженный работник культуры РФ В.В.Ильин, Заслуженный артист РФ В.Колупаев, А.И.Рождествин, композитор и баянист В.Меркушин, концертмейстер оркестра Л.С.Рождествина.

А если назвать имя талантливейшего артиста и директора ДМШ №1 Сергея Алексеевича Ванькова, юбилей которого тоже не за горами, то станет ясно: скажи мне, кто твой ученик...

– Сережа Ваньков – это мой ангел-хранитель, – говорит Наталия Николаевна. – Он ведь удивительный человек, солнце наше. И такого дарования, и столько сделал в Рязани, а все никак не дадут ему звания поистине заслуженного. Я не рязанка, но с 1969 года в этом городе, приехала с мужем-десантником по его службе, и мне по сей день очень странно наблюдать наплевательское отношение местных чиновников к своим артистам, которые, к слову сказать, приносят славу городу. Был уже юбилей у Ванькова пять лет назад. Поговорили, поговорили, на том и дело кончилось. А он столько за пять лет сделал плюсом к тем годам – и в своей музыкальной школе, и на УКП, которое тоже он тащит, и в филармонии. Неужели в городе правда не считают, что он достоин звания Заслуженного артиста РФ? Такое карабас-барабасовское отношение к артистом пугает. Или кому-то страшно будет «руководить» столь признанными мастерами? Я бы назвала это местечковым произволом и наплевательством, когда кроме своих насиженных мест людей, занимающих кресла, больше ничего не интересует. Это грустно и страшно на самом деле. Хотелось бы, чтобы сдвинулось с мертвой точки это дело, чтобы стало, наконец, не стыдно Рязани отмечать тех людей, которые этого заслуживают самым честным образом. Я никогда этого не смогу понять: неужели город в этом не заинтересован? – с горечью подытоживает Наталия Николаевна.

Может быть, кто-то не знает, что природа не обделила Наталию Николаевну и литературным даром: она пишет стихи и прозу. Действительно, талантливый человек талантлив во многом, и главный среди ее талантов – талант человечности. Есть у нее одна задумка помимо улучшения жизнедеятельности любимого оркестра. Мечтает Наталия Николаевна еще раз, может быть, последний, свозить свою подругу и коллегу Нину Алексеевну Шарлыгину, которой сейчас идет 91-й год, в Братиславу на могилу ее отца. Может быть, кто-то откликнется на это доброе дело, и тогда оно станет реальностью. А мы пожелаем обеим здоровья и сил для исполнения желания и для жизни, которая у них не перестает быть интересной.
 
Ольга МИЩЕНКОВА