Покупатели квартир в Рязани сталкиваются с лукавством компаний
«Аптечные сети начали замораживать цены на жизненно важные лекарства», «крупнейшие торговые сети заморозят рост цен на товары первой необходимости» – подобными новостями кормят население с конца 2014 года. За это время подлежащие экстренной «заморозке» цены, успели вырасти на 15-40%, а где-то и вдвое.
Мы решили не ограничивать круг традиционного мониторинга лишь жизненно важной продукцией, а охватить своим вниманием и рынок банковских услуг (ставка потребительских кредитов, например, поднялась в среднем с 17 до 34 процентов), и ситуацию в строительстве.
Сразу стали открываться удивительные вещи – так, исследование рязанской «Новой газеты» показало: некоторые игроки на рязанском рынке недвижимости ведут нечестную политику. Видимо, теперь заняться недостоверной рекламой должна антимонопольная служба?
Всем известно, в условиях экономического кризиса снижается платежеспособность населения. Пользуясь ситуацией и стремлениями людей сохранить свои средства, некоторые строительные компании декларируют низкие цены на квартиры в строящихся домах. Вся Рязань, например, пестрит рекламой «Северной компании», заманивающей граждан ценой на «однушки» от 895 тысяч рублей. Все представленные снимки (см. фото) сделаны в Рязани в период с 20 по 23 февраля.
Журналисты «Новой» решили проверить, действительно ли можно стать счастливым обладателем квадратных метров по столь демократичной по нынешним временам цене. В качестве потенциальных покупателей мы обратились в офис компании по адресу ул.Соборная, д.14/2, строение 1. Специалист отдела продаж развеяла наши мечты: квартиру дешевле одного миллиона купить не получится – даже с учетом всех акций и скидок. Так, в жилом комплексе «Северный» (это в Дашково-Песочне за Ледовым дворцом) самая бюджетная «однушка» площадью 24,79 кв.м на 16 этаже еще не построенного дома стоит 1 миллион 90 тысяч рублей. Аналогичная ситуация и в ЖК «Юный» (микрорайон Семчино).
На вопрос «Новой», где обещанные рекламой квартиры по 895 тысяч, в «Северной компании» заявили, что они закончились еще в прошлом году. Сколько вообще таких квартир было, одна или две, ответить нам не смогли. Да и были ли они вообще? Даже если и так, очевидно, уже как минимум два месяца приласканные региональными властями строители привлекают клиентов недостоверной рекламой.
Стоит отметить, что на снимке рекламного плаката на пл.Театральной нам удалось рассмотреть набранное очень мелким шрифтом примечание: мол, акция действует до 30 ноября. На дворе, напомним, конец февраля. Но даже такой мелкий шрифт, согласно практике антимонопольщиков, не уберегает недобросовестных рекламодателей от наказания.
На днях Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Челябинской области возбудило дело в отношении компании «Бюджетный перевозчик». Поводом стало размещение рекламы перелетов в Москву за 999 рублей, но в реальности окончательная цена оказалась на уровне около 2500 руб. Сбоку, почти не видно, авиаперевозчик написал, что тариф указан без стоимости сбора. Но ФАСовцы решили: примечание набрано мелким шрифтом и все равно искажает впечатление потребителей.
На рязанских троллейбусах никаких временных рамок якобы низких цен «Северной компании» и вовсе разглядеть не удалось.
Естественное желание рекламодателя выделить свой продукт из массы других заставляет их и изготовителей рекламы искать пути обхода требований закона. Перед рекламщиками ставятся несовместимые цели: выделить товар, подчеркнув его превосходство и исключительность, но так, чтобы рекламодатель не нес ответственности. Справиться с данной задачей под силу единицам. В Рязани, судя по всему, подобным мастерством не обладают ни лидеры рынка недвижимости, ни криэйтеры. Или надеются, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области не обратит внимания на столь вопиющий обман жителей региона?
Данный материал является официальным обращением в рязанское УФАС. Просим провести проверку на основании нашего журналистского расследования.
Справка «Новой»
Согласно статье 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Статья 14.3. Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) за нарушение законодательства о рекламе предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 2,5 тысяч рублей; на должностных лиц – от 4 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.
Отдел экономики