Областные ведомства не видят оснований для приостановки РНПК, рязанцам предлагают поверить в новые обещания о реконструкции на слово
20 марта состоялась очередная встреча давно забытой «рабочей группы по проблеме загрязнения воздуха», созданной весной прошлого года в ответ на народное недовольство. Ее активность сошла на нет еще прошлым летом. Если участники первых встреч, включая областного министра экологии, безоговорочно называли главным виновником вредных выбросов Рязанскую нефтеперерабатывающую компанию (РНПК), то затем проблему начали размывать, говоря, что этот факт еще не доказан. Новостей ни о каких реальных мерах предотвращения вредных выбросов с тех пор не было, хотя план реконструкции очистных сооружений обещали представить еще в июле.
Очевидно, что новая встреча – ничто иное как реакция на жесткие заявления, прозвучавшие 18 марта в Государственной думе РФ, где заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат ГИЗАТУЛИН сообщил, что у прокуратуры есть все необходимые доказательства вины РНПК и основания для приостановки деятельности. Какой же ответ получили рязанцы, которые продолжают дышать вредными выбросами?
Новые обещания
Генеральный директор РНПК Владимир АБРАМОВ рассказал на встрече рабочей группы, что инвестиционная программа предприятия на 2015 год включает в себя 13 миллиардов рублей на реконструкцию. На стадии завершения разработка трех проектов: биологических и механических очистных сооружений, а также узла утилизации биошлака. Проект биологической очистки уже проходит экспертизу и осенью планируется приступить к строительно-монтажным работам. Завершить реконструкцию очистных сооружений РНПК намерена в 2017 году.
Абрамов
Звучит вроде бы обнадеживающе, но рязанцам опять предлагают поверить обещаниям на слово, не демонстрируя им никаких планов и реального хода работ. Обязана ли РНПК объясняться не перед чиновниками, а перед простыми жителями Рязани? Когда речь идет о таком остром вопросе, который касается здоровья десятков тысяч людей – безусловно, да. Тем более что предыдущие обещания не исполнялись.
Очередные попытки уйти от ответственности
Сопредседатель регионального отделения ОНФ Игорь ТРУБИЦЫН, возглавляющий рабочую группу, также отметил, что без тщательной проверки других рязанских предприятий нельзя сделать достоверные выводы о загрязнении воздуха. В свою очередь, представители региональных отделений Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры и Росздравнадзора заявили, что никаких оснований для закрытия РНПК сегодня нет.
Трубицын
Эти слова напрямую противоречат заявлению заместителя федерального министра природных ресурсов и экологии РФ Рината Гизатулина. При этом его позиция подкреплена результатами проверки, которую провели те же областное управление Росприроднадзора и Рязанская межрайонная природоохранная прокуратура. То есть ситуация абсурдная — эти ведомства нашли нарушения, но считают, что за них не нужно наказывать в соответствии с российскими законами.
Еще более странным выглядит пресс-релиз, выпущенный РНПК 19 марта, согласно тексту которого с 2012 по 2014 год компания участвовала в шести судебных делах по вопросам загрязнения атмосферного воздуха в Южном промузле города Рязани и в поселке Турлатово и выиграла их все. Эта информация не соответствует действительности – летом 2014 года решения не в пользу РНПК выносили 20-й арбитражный апелляционный суд в Туле и Рязанский областной суд. Областная природоохранная прокуратура уже направила опровержение информации из пресс-релиза РНПК в вышестоящую инстанцию – Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру.
Признание в бессилии
Впрочем, самыми шокирующими на встрече рабочей группы оказались слова зампредседателя правительства Рязанской области Сергея САМОХИНА. «Самое главное – если завод остановить, это не решит, а, напротив, значительно прибавит Рязани экологических проблем». Он напомнил, что на очистные сооружения РНПК поступают стоки всех промышленных предприятий областного центра, и подчеркнул, что если компания прекратит работу, будет парализована и вся городская канализационная система.
Самохин
То есть рязанцы получили сразу четыре противоречащих друг другу ответа – на любой вкус:
– смутные обещания все исправить к 2017 году;
– сомнения в том, что виновата именно РНПК, хотя этот факт уже неоднократно доказан в судах;
– заверения о том, что РНПК не проигрывала в судах никаких дел о загрязнении воздуха;
– признание того, что даже если РНПК виновата, травит рязанцев и нарушает закон – сделать с ней ничего нельзя, потому что будет еще хуже.
Ситуация, когда закон можно не соблюдать, потому что «иначе будет еще хуже», является вопиющей и требующей срочных и решительных действий – иначе это положение будет сохраняться бесконечно, а любые попытки найти решение будут натыкаться на те же слова «лишь бы не было хуже». Платить за это своим здоровьем будут десятки или сотни тысяч рязанцев.
О мониторинге
На встрече рабочей группы прозвучало еще одно важное заявление генерального директора РНПК Владимира Абрамова – о том, что предприятие планирует к 2018 году установить в Рязани онлайн-лабораторию по мониторингу состояния воздуха. Однако едва ли рязанцы будут доверять информации из этого источника – ведь РНПК напрямую заинтересована в том, чтобы данные ее лабораторий подтверждали ее невиновность в загрязнении воздуха.
Куда важнее установка десяти дополнительных постов наблюдения за качеством воздуха силами местных властей. Изначально их обещали создать в рамках целевой программы «Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2013–2015 годах». Теперь и по этому вопросу речь идет лишь о 2017 годе. Чтобы контроль был по-настоящему эффективным, результаты измерений должны также публиковаться в интернете. Сделать это технически – не невыполнимая задача. Во всяком случае, в обещаниях РНПК фигурируют именно онлайн-лаборатории.
Пора действительно решать проблему, а не в очередной раз тянуть время.
Константин ФОМИН