В Рязанском театре драмы изучили законы небесной канцелярии
Прежде чем все культурные заведения закрыли свои двери в связи с карантином, Рязанский театр драмы успел выпустить премьерный спектакль и устроить зрителям встречу с... ангелами. «Добро пожаловать в Рай» – комедия, вышедшая в начале марта, продолжает экспансию европейских авторов на рязанской сцене: итальянец Карло Коллоди, немец Бертольд Брехт и вот, сейчас, француз Бернар Вербер. Постановщиком спектакля выступил режиссер из Санкт-Петербурга Дмитрий КРЕМИНСКИЙ, дополнивший галльскую многословность Вербера питерской иронией. Первые же минуты пребывания на небесах показывают, насколько обманчивой была «гостеприимность» в названии пьесы: оказаться в Раю легко, трудно в нем остаться.
Бернар Вербер – современный французский писатель, книги которого во всем мире расходятся миллионными тиражами. Есть в его творческом портфеле и пьесы, которые, впрочем, менее популярны чем прозаические произведения. Премьеру Рязанского театра драмы в этом смысле можно назвать первопроходческой: спектакль стал первой постановкой пьесы «Добро пожаловать в Рай» в России.
Главный герой пьесы Анатоль Пишон въезжает в Рай на больничной каталке: неудачная операция и пациент с печальным диагнозом «рак легких» оказывается в коме. И пока его тело еще продолжает маяться на Земле, душа оказывается на небесах.
Сочинения Вербера наполнены самым непредсказуемым эзотерическим содержанием. Миры ангелов, богов и людей в его книгах переплетаются настолько тесно, что начинают жить по одним законам. Поэтому Рай, в который попадает господин Пишон, имеет мало общего с укрепившимися религиозными представлениями. В этом Раю заваривают крепкий кофе, чертыхаются по поводу выбитых пробок и перебирают увесистые папки судебных дел. И в одной такой папке под номером 103-683 собраны все проступки, мысли и прегрешения господина Пишона: вместо благодатного покоя новоприбывшему предстоит держать ответ за свою земную жизнь. Причем не только перед собой.
В Раю Пишона встречают ангелы – такие же отжившие свое люди и трудящиеся сейчас на благо загробного мира. Дело рассматривает ангел-судья Габриель. Как и полагается, подсудимый имеет право на защиту: ее обеспечивает ангел-хранитель Каролина. Обвинение представляет еще один ангел – Бертран. Всех этих четверых персонажей драматург сталкивает между собой, для интриги добавляя еще и пикантные подробности. Адвокат и прокурор в прошлой земной жизни были супругами, причем не в самых лучших отношениях. Судья довольно безалаберна и часами может висеть на телефоне. А господин Пишон, как выясняется, на земле сам работал судьей и привык выносить вердикты, а не выслушивать приговоры.
Словом, всем им, оказывается, есть что сказать друг другу. Чем они, собственно, и занимаются все сценическое время. Пьеса Вербера по структуре представляет собой словесное пикирование, где есть и довольно внушительные монологи, и легкие дуэльные перепалки. «Добро пожаловать в Рай» – это не та комедия, где зал взрывается от хохота. Здесь юмор иного плана. И внимательный зритель наряду с общими местами и прописными истинами обнаружит в тексте парадоксальные выводы, неожиданные повороты и фразочки, которые хочется растащить на цитаты: «Все они предпочитают не искать счастье, а уменьшать дискомфорт».
Разматывая кармические клубки своих героев, Вербер «галопом проносится» по всем проблемам современного общества. Держится вся эта многословная конструкция на актерском мастерстве и обаянии. В спектакле заняты любимые зрителями артисты. Роль Анатоля Пишона исполняет засл. арт. России Александр Зайцев, Габриель – Наталья Паламожных. А вот в ролях Каролины и Бертрана выходят два состава артистов: Марианна Гордеева и засл. арт. РФ Олег Пичурин, а также Анна Демочкина и Валерий Рыжков. Два состава, как рассказал рязанским журналистам после премьеры режиссер, получились абсолютно непохожие. Но как бы по-разному ни расставлялись акценты, сложился настоящий актерский ансамбль, в центре которого главный подсудимый – Александр Зайцев.
Очнувшись в Раю, его герой обнаруживает себя в детской кроватке, словно ему даруют еще один шанс начать все сначала. Да и сам он словно ребенок капризничает, не желая признать собственную смерть. И с какой-то детской непосредственностью и веселостью выслушивает и парирует все предъявляемые ему обвинения. Та же самая кроватка с легкостью превращается в решетку, за которой сидят подсудимые в зале суда. Но выйти из-за нее и остаться в Раю не так-то просто. Согласно небесному кодексу, высшая мера наказания – это новая жизнь.
Реальная жизнь в спектакле представлена видео- и фоторядом. В их создании также заняты артисты театра драмы и даже сам режиссер. И эти стоп-кадры рисуют наше земное существование настолько гротескно, что становится понятно, почему бедняга Пишон не хочет перерождаться: «Я не хочу возвращаться на Землю. Вы правы – на Земле настоящий ад. Там никто ничего не знает и не понимает. И только здесь все становится ясно».
С изворотливостью настоящего судьи он начинает искать лазейки и идти на компромиссы. Обреченно пересматривает свое прошлое. С ужасом ожидает будущее. И постепенно понимает, что на самом деле лучший миг здесь, между прошлым и будущим. Именно он называется Рай.
Прямая речь
Дмитрий КРЕМИНСКИЙ (Санкт-Петербург), режиссер спектакля «Добро пожаловать в Рай»:
– Несмотря на достаточно большой профессиональный и жизненный опыт, после каждой премьеры меня не покидает ощущение, что я мальчик Бориска из фильма Тарковского «Андрей Рублев»: колокол отлили, но секрета его изготовления до сих пор не знаем. Впечатление от работы, конечно же, самое позитивное, радужное. За эти несколько дней была абсолютно разная публика. Вчера на поклоне от восторга даже свистели, как на футбольном стадионе! Зрители были настолько включены в действие, что, когда дело дошло до выбора перерождения, отвечали вместе с главным героем: «Да! Да! Да!» Большей радости режиссер, наверное, не может испытывать. Я вижу, это нравится и актерам: они заряжены, работают с полной отдачей, азартом. Для меня самое ценное, что в спектакле сложился ансамбль: и в одном составе, и во втором. Добиться этого очень тяжело, поверьте на слово, но это получилось. Разница между составами, безусловно, чувствуется. Это разные люди, а значит, и разные спектакли. Прежде всего, они различаются по темпераменту. Условно я один состав называю «злой», а другой «добрый». Так мы договорились в шутку. Но кто из них какой, я вам не скажу!..
Бернар Вербер – это наш современник, французский классик. Вербер пишет про Рай, перерождение душ, ангелов, бывших людей, и про перипетии, которые происходят с ними в этом фантазийном выдуманном мире. И вот несколько лет назад он написал «Добро пожаловать в Рай», текст довольно удачно перевели на русский язык, и он мне очень понравился. В новейшей драматургии трудно припомнить пьесу, которая соответствует знаменитому триединству: места, времени и действия. Это большое искусство – написать такую пьесу.
И кроме того, в комедийной, почти фарсовой форме она говорит о том, что касается любого человека, в независимости от возраста, пола, социального положения. Этим сочинение Вербера меня и привлекло. Если я выбираю какой-то материал для работы, то не могу не влюбиться в него. Более того, я обязан заразить этим чувством артистов. Тогда мы перекидываем это через рампу и в этот текст начинает влюбляться зритель.
Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА