Идея возвращения прямых выборов главы администрации Рязани сейчас особенно актуальна
Конфликт губернатора Ковалева и главы Рязани Провоторова, разразившийся на прошлой неделе, в очередной раз привлекает внимание к сложившейся модели управления в нашем городе.
Не раз, и не два уже приходилось писать о том, что эта модель, внедренная в Устав города в 2004 году, отличается крайней неэффективностью, конфликтностью и отчужденностью от граждан. Множество раз это подтверждалось и при Шпаке, и при Ковалеве, и при прошлых и нынешних руководителях города. Приводить примеры здесь можно до бесконечности (конфликт Маматова и Шпака в 2004 году, конфликты Шпака с горсоветом в 2005 году, конфликты Сазонова и Провоторова в 2007–2008 гг., конфликт Ковалева и Шишова в 2010 году, конфликт Ковалева и Провоторова в 2012 году).
И это – только самые громкие конфликты, дестабилизирующие все городское управление. А сколько было других, менее громких, но не менее вредных для управления городом!? Практика убедительно показывает, что дело тут не только в личных особенностях и частных интересах тех или иных руководителей города и области, хотя и эти моменты, конечно, нельзя сбрасывать со счетов, о чем и писала «Новая», но и в порочности самой созданной в городе управленческой системы. О ней уже не раз говорилось.
Глава города избирается в ней узким кругом депутатов, а глава администрации – выдвигается конкурсной комиссией, фактически управляемой областными властями. В итоге – оба городских руководителя отчуждены от граждан и страдают слабой политической легитимностью, а в их отношения заложен конфликт, стимулируемый с областного уровня, что еще больше ослабляет обоих.
Эта система как с политической, так и с управленческой точки зрения крайне неэффективная и, по сути, блокирующая нормальное развитие города. Поэтому, как бы ни разрешился текущий конфликт губернатора и главы города (уйдет или не уйдет Провоторов или Ковалев), можно со стопроцентной уверенностью предсказать, что конфликты, столкновения и прочие неурядицы в городском управлении будут продолжаться, а для горожан ситуация не улучшится.
Выход из порочного тупика этой системы возможен на пути восстановления в Рязани прямых выборов главы администрации (мэра) города. В этом случае город получит сильного и легитимного руководителя, отвечающего за развитие и положение дел в городе, прежде всего, перед гражданами. Будет также устранена и нелепая «двухголовость» нынешней системы, провоцирующая конфликты главы города и главы администрации («сити-менеджера»). Важным фактором, диктующим ускорение перехода в Рязани к прямым выборам главы администрации города, является и уже практически готовый к принятию на федеральном уровне закон о переходе к прямым выборам губернаторов.
Связь здесь вполне очевидна. В свое время отказ от прямых выборов глав в городах объясняли, в том числе, и отказом от прямых выборов губернаторов. В частности, говорилось, что раз губернаторы приходят к власти не через прямые выборы, то и главы городов должны быть лишены этого способа избрания. Чтобы был «паритет». Но теперь прямые выборы губернаторов возвращаются. И тем более, необходимо быстрее восстанавливать прямые выборы глав городов.
С «сильным», избранным на прямых выборах губернатором, должен сотрудничать такой же «сильный», избранный народом «мэр». Тогда оба будут осуществлять свои полномочия, опираясь на волю граждан. Только в этом случае решение проблем и области, и города будет осуществляться с учетом взаимных интересов.
Владимир АВДОНИН, политолог