В известном своей православной святыней поселке, при попустительстве властей, местных жителей пытаются выселить из их собственных домов
Чудны дела твои, Господи! Когда в 20-х годах прошлого века был закрыт Вышенский монастырь, когда гнали из него монахов, когда чекисты плевали и вытирали ноги об Вышенскую икону Божьей Матери, только простые деревенские бабы и старики заступились за святыню, поперли толпой навстречу пулеметному огню, на встречу со своей смертью. Чекисты косили их из пулемета, а они продолжали выкрикивать мольбы свои иконе. Люди. Рядовые жители. Долгие годы процветания советской власти тайком бегали на богослужения. Рыдали в 60-х годах, глядя, как взрывают колокольню. Теперь уже рыдают их дети и внуки. Потому что снова власть сменилась, установила свои порядки. Вернула земли монастырю. Вместе с теми, которым советская власть выделила жилье на территории обители. Люди, понятное дело, современному монастырю если и нужны, то только в качестве прихожан и жертвователей, но никак не в качестве полноправных хозяев клочков земли и собственных домов.
Недоверие к Вере
Если очень коротко, то события развивались таким образом: в 50-х годах прошлого века несколько десятков семей получили жилплощадь на территории бывшей Шацкой психбольницы, которая ранее принадлежала Вышенскому монастырю. В 2011 году лечебное заведение переехало в новое здание, а в 2014 году жители Выши внезапно узнали, что являются захватчиками земли, которая стала федеральной. Узнали и про межевание, при котором никто из местных жителей не присутствовал, своих подписей под согласием с межевым планом не ставил.
С 2014 года, с начала подготовки к празднованию 200-летия Феофана Затворника (некогда уединившимся в монастырских стенах), на надворные постройки местных жителей то и дело – в полном смысле слова – наезжают. Тракторами и экскаваторами. Без суда и уведомлений. Уже посносили заборы и сараи, пристройки и уличные туалеты местных жителей.
В некоторых случаях работами по уничтожению чужой собственности руководила сама матушка Вера – бывшая администратор концертной деятельности Иосифа Кобзона, уроженка Украины. Ее головокружительной карьере позавидовал бы любой сотрудник РПЦ: в 2007 году появляется в Вышенском монастыре обыкновенной трудницей, в 2008 году становится экономкой, в мае 2011 года – заместителем настоятельницы, в июле того же года – настоятельницей. В мирской жизни, по всей вероятности, таких чудес не случается: это как если бы ученик 1 курса ПТУ через 4 года внезапно стал директором всего учебного заведения. Ну да Бог с ней, с Верой, которой старожилы Выши сразу же не поверили. И большинство стариков, верующих всю жизнь, даже во времена атеистического коммунизма, перестали посещать службы в Вышенской обители.
Под дулами автоматов?
На какое-то время жителям показалось, что всевозможные ведомства, включая монастырь, оставят в покое их самих, их детей и дома с надворными постройками. Оказалось, что только показалось. 13 мая разразился новый скандал, связанный со сносом очередного сарая, пристроенного к дому многодетной семьи Николаевых. Сначала появились люди в бронежилетах и черных масках вместе с представителями Росимущества, потом стало понятно, что никто не хочет брать на себя столь небогоугодное дело – сносить строение. Но тут на помощь официальным лицам снова подоспела матушка игуменья, правда, не сама – своих рабочих прислала. Как водится, с экскаватором. Размахнулся ковшом матушкин рабочий, вдарил по крыше сарюшки, да начал рушиться сам дом, пласт штукатурки упал на голову испугавшейся грохота 11-летней девочки.
«Мы написали заявления в полицию и прокуратуру, но участковый на следующий день намекнул, что в травме, полученной ребенком, виноваты мы сами. То есть мой ребенок должен по дому в каске ходить? – эмоционально рассказывает Александр Николаев, отец девочки. – Шишка на голове – это, конечно, нехорошо, но куда хуже то, что старшие дети стали бояться ложиться спать. Но мы уже поняли, что наши дети никого не интересуют, их вообще как бы не замечают. Мне говорят: на тебе деньги, покупай другой дом и съезжай отсюда. На каких основаниях я могу взять в руки деньги на жилье, если часть дома принадлежит детям – он находится в долевой собственности! В общем, когда власти что-то надо, она старается добиться своего невзирая ни на что. Хотели к Павлу Астахову обращаться, да что толку? Он наше заявление сюда же, на региональный уровень вернет, а тут уже все предрешено».
Чудеса, да и только. Впрочем, игнорирование прав совершеннолетних и несовершеннолетних обитателей Выши – не единственное «чудо», произошедшее за последнее время на этой святой земле. Из местного отделения Росгосстраха внезапно пропали документы, которые хранились там более полувека. По словам местных жителей, в 60-х годах была произведена подробная опись имеющихся жилых строений и надворных построек. Но, как только старожилы кинулись за этими документами, чтобы предоставить данные суду, выяснилось, что целый том очень нужных официальных бумажек исчез. Сотрудники то ли действительно удивились, то ли умело разыграли удивление. Словом, в ход идут все методы выживания людей из собственных домов. И некоторые уже продали свое жилье за бесценок. Но – только те, у кого был «запасной аэродром». Остались лишь семьи, которым абсолютно некуда перебраться. Поблизости продаются дома по достаточно сходной цене: от 1 до 2 млн рублей. Это хибары, в которых по несколько лет никто не проживал, с печным отоплением и протекающей крышей. Переехать в подобное убожество из своих домов, в которые вложены немалые средства, можно только под дулами автоматов. Похоже, вскоре можно ожидать и этого.
Закон в бронежилете
Конфликт в Выше продолжается третий год. За это время о нем успели узнать все заинтересованные и незаинтересованные лица. Сюжет о выдворении из своих домов вышенцев показывали на НТВ. В курсе дела и руководство региона, и даже заместитель полномочного представителя президента в ЦФО Николай Овсиенко, который на минувшей неделе прилетел на вертолете, чтобы провести заседание по реставрации монастыря. В курсе министр культуры и туризма региона г-н Попов, который в недавней нашумевшей передаче с особым рвением защищал частную собственность, но только... владельцев особняков в есенинских местах. К собственникам домов поселка Выша применяется другой закон – закон джунглей. Закон силы. Как иначе назвать ситуацию, когда в Центральной России, в мирном поселке, на святой земле, дом многодетной семьи окружают люди в черных камуфляжах, бронежилетах, защитных касках и балаклавах? Здесь не только ребенок, но и взрослый потеряет покой и сон от столь мощной «православно-патриотической» акции. «Черные безликие человечки» – супротив деревянного сарая. Тут уж, знаете ли, никакая «пятая колонна» не нужна, все сами, все сами...
На главный вопрос, для чего затеяна вся эта канитель с выдворением людей с родных мест, пока нет ответа. То ли видится чиновникам отличный туристический кластер, то ли просто мирские жители плохо смотрятся на фоне священных монастырских стен. Или же некие вражьи силы украли миллионы, выделенные на мирное переселение вышенцев из ветхого жилья. Как говорится, Бог весть.
Сами жители понимают, что силы слишком не равны. Но продолжают верить. Если не в земные силы, то в высшие, небесные.
Нина ЛАВРОВА