Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№24 от 26 июня 2014 г.
Кого заденут «есенинские струны»?
Один из создателей главного бардовского фестиваля Рязанщины – об утраченной посещаемости, бойких спонсорах и заоблачных мечтах


 
История бардовских фестивалей на свежем воздухе, проходящих в окрестностях Рязани, имеет уже богатую историю. Когда-то был фестиваль «Голубые озера», придуманный Евгением Сапфировым и проходивший в живописном лесу под Луховицами. Теперь Евгений делает фестиваль «Бабье лето» в другом месте и совсем в другое время. А его «Голубые озера» сначала превратились в затеянные Сергеем Колотовым «Луховицкие озера», а затем, сменив место проведения, и вовсе обернулись «Есенинскими струнами». Обо всех этих многочисленных пертурбациях «старого-нового» бренда директор проекта Сергей КОЛОТОВ рассказал «Новой газете» после окончания фестиваля «Есенинские струны – 2014».
 
– Сергей, я правильно понимаю, что «Есенинские струны» – это прямой наследник фестиваля «Луховицкие озера»?
 
– Еще раньше он назывался «Голубые озера». И если бы «Голубые озера» продолжали свою историю, то в этом году проходил бы уже двадцатый фестиваль. Но пять лет назад история повернулась, и фестиваль «Голубые озера» в прежнем виде перестал существовать – вместо него появился такой же примерно фестиваль «Луховицкие озера». Потому что на месте проведения фестиваля пять лет назад сгорели леса и на старую фестивальную площадку доступ закрыт, туда не пускают никого, поскольку ни о каких кострах и больших скоплениях людей там теперь не может быть и речи. Начали искать новое место и нашли хорошую поляну с косогором, похожим на есенинские места в Константиново – практически такой же ландшафт, на берегу Оки, в районе деревни Ганькино. Там еще старый паром «Ганькино-Слемы» ходил в этом самом месте. И там уже пятый год проводим фестиваль. Конечно, визуально это уже не озера, поэтому недавно собрался костяк фестиваля и решил: давайте переименуем. Объявили конкурс и Ришат Гилязов, наш друг и член жюри из Казани, предложил название «Есенинские струны», потому что Константиново рядом, всего в 10 километрах по реке, ну и дух поэтический витает и над этими местами. Были и другие варианты названия – «Есенинская пристань», например, и другие, уже не привязанные к Есенину формулировки. Но остановились на «Есенинских струнах», приняли такое решение после голосования.
 
– Название очень банальное, не находите? Советским Союзом в худших его проявлениях отдает, да и к Есенину чего только в Рязани и окрестностях не привязывают.
 
– Скорее, «серебряным веком» отдает – меня оно не коробит. Когда приедете – этот дух, может быть, передастся.
 
– А в чем дух этого места? Можете сформулировать?
 
– Вот в этом самом просторе, когда поднимаешься на гору, смотришь вдаль и веет свободой и открытостью – обнажаются чувства.
 
– На какие средства происходит сейчас фестиваль?
 
– Ну, во-первых, он не может по определению существовать без поддержки ближайшего к месту проведения газопроводского поселения. Его глава Игорь Балахин – очень активный молодой человек, много сил и средств тратит на этот фестиваль, готовит нам площадку. Примерно 80% хозяйственных вопросов он с нас снимает – это помощь техникой, установка сцен, туалетов, устроение спортивных площадок и так далее. Все, что можно сделать, он делает. Появился интерес к фестивалю со стороны общероссийского общественного движения «Россия», которое организовало сразу несколько дополнительных мероприятий – экскурсию в Константиново, в ближайший храм, где есть написанные Васнецовым иконы, а также сделали пленер для художников и дополнительные спортивные мероприятия.
 
В этот раз было много детских мероприятий и соревнований от компании «Чудо-торт», премировавших победителей. Компания «Русский хлеб» приезжала презентовать свою продукцию – угощала желающих.
 
Ну, а на организаторах (помимо меня, это Алексей Фошин и Зулайхо Кадирова) лежит вся творческая часть – приглашение гостей, формирование концертов, организация творческого конкурса, от которого мы пока не отказываемся, как это делают сейчас на некоторых фестивалях – приезжают люди, поют. Все-таки я думаю, что конкурс стимулирует людей к тому, чтобы они что-то делали, как-то самовыражались.
 
Кстати, о самовыражении. На прошедшем фестивале мы вот что на конкурсе сделали. Обычно у нас гран-при – это гитара. Но гитару в этом году мы купили дорогую, за 20000 рублей. И предложили нашим конкурсантам побороться за нее. Это получило такой отклик, что лауреаты других фестивалей, в том числе Грушинского, решили пойти у нас в конкурс, побороться за эту гитару – например, Шухрат Хусаинов. Мы считаем, такие призы поднимают «планку» конкурса.
 
– Кто уже приезжал на фестиваль? Речь про «громкие» имена…
 
– За эти пять лет приезжали Михаил Кочетков, Рамиль Бадамшин, Вячеслав Ковалев, Александр Хегай, Марат Фахртдинов. Татьяна Визбор с Ларисой Нур были у нас в прошлом году, как и Александр Софронов, модный достаточно бард. Но в этом году он поехал на «Заокскую дубраву» – это фестиваль туристической авторской песни, который проходил в районе Коростово 20–22 июня, через неделю после нашего фестиваля – его делает Александр Ситников, лидер городского турклуба. А к нам в этом году приехал Владимир Туриянский, который был уже у нас два года назад, и как-то мы с ним подружились – теперь он стал у нас председателем жюри. Еще приехал Анатолий Киреев из Челябинска, опять же были Арцинович, Фахртдинов и мое открытие прошлого года – Анна Копейкина из Дзержинска Новгородской области, замечательный современный автор.
 
Были интересные авторы из Томска – М.Томилова, И.Абушаева, Л.Витина, из Красноярска – Е.Савельев и Л.Ялынская, из Москвы, других городов. Ну, и наши рязанцы, конечно, все были, кроме Ольги Чикиной. В общем, одних только поющих гостей, которые могут сольные концерты дать, было два десятка. И все – очень разноплановые.
 
– Да вы что, какая разноплановость? С моей точки зрения, человека, который все-таки хоть немного ориентируется в современной песенной культуре, большинство из перечисленных – это люди, исповедующие поэтику КСП, которые поют себе песни с неизменным ля-минором про палатки и костры либо анекдоты в песнях пересказывают. И целевая аудитория у них – это люди, которым нравится песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» и все, что вокруг нее намешано, средним возрастом, я думаю, лет 50. Как-то расширить спектр выступающих вы не пробовали?
 
– Появляется и молодежь. Но они как-то сами не приезжают, хотя у нас для всех открыты двери. Кроме того, у нас ведь не только барды выступают. Так, на открытие последнего фестиваля мы пригласили заслуженную артистку России Ольгу Чиркову – она поет русский народный репертуар. А на заключительном концерте выступала известная джазовая певица Элла Хрусталева. Пытаемся искать новые формы. В один из дней фестиваля сделали концерт классики авторской песни, сопроводив это мероприятие слайд-шоу.
 
– У вас одна сцена? И много ли публики приезжает на фестиваль?
 
– Да, сцена пока одна. Мы очень сильно потеряли в посещаемости после ухода с озер, потому что люди ехали туда не только послушать песни – это был хороший семейный отдых. В прошлом году к нам приехали около 1000 человек. Но в этом году было в два раза больше, потому что хорошую рекламу провели по Московской области, да и в Рязани тоже.
 
– Негусто. На «Голубые озера» и до 10 тысяч приезжали.
 
– Да, были такие времена. 10 тысяч, может, и не было, но 5–8 собиралось. Но тогда семейные приезжали, купались, отдыхали в этом месте, где неопасно ночевать. На новом месте нет того лесного комфорта. Но есть классный пляж. Да и службы все на месте – медики, МЧС, полиция, так что безопасно и места очень красивые.
 
– Недавно случилась трагедия на Ильменском фестивале авторской песни, где ветер повалил деревья, несколько человек погибли, многие пострадали. У вас такие происшествия возможны?
 
– Жаль людей! Соболезную. Но что тут скажешь? Чистый форс-мажор. Как говорится: не дай Бог никому…
 
– Давайте поговорим о мечтах. Представьте, что бюджет фестиваля резко поднялся и есть возможность пригласить практически кого угодно, если говорить, по крайней мере, об отечественных авторах. Кого хотели бы видеть на своем мероприятии?
 
– Лично я бы с удовольствием увидел Андрея Макаревича и Бориса Гребенщикова – я их считаю бардами, лично у меня рамки для этого слова довольно широкие. Юлия Кима я бы с удовольствием увидел, которого мы недавно лицезрели в «Старом парке». Александра Городницкого. Но мы еще маленькие, хотя, может, и до таких высот когда-нибудь доберемся.

– А какие-то профильные комитеты Рязани, Москвы и областей – по культуре, по туризму – помогают фестивалю?
 
– По культуре – пока нет, хотя и обещали, приезжала заместитель министра Московской области Светлана Николаевна Горушкина. Луховицкий комитет по работе с молодежью активно нам помогает, выступает в качестве наших соорганизаторов. А рязанские комитеты – совсем не участвуют.
 
Анатолий ОБЫДЁНКИН