Александр Горшков запомнился любителям спорта не только своими шайбами, но и успехами на футбольном поле и конькобежной дорожке
Редеет круг ветеранов рязанского хоккея.
В первом ряду в центре – Александр Горшков
В этом году свой 65-летний юбилей отметил один из самых популярных на Рязанщине видов спорта – хоккей с шайбой. Однако столь неординарное событие прошло как-то уж совсем тихо и незаметно. Практически так же, как зачастую покидают этот бренный мир люди, внесшие в его становление и развитие вклад более чем заметный, из последних – Александр ГОРШКОВ, Юрий БАРАНОВ, Олег ГАЛЯМИН… И лишь их именные майки колышутся под сводами Дворца спорта «Олимпийский», а вот зачем, почему – да кто ж про то ведает.
Благодаря высоким скоростным данным Александр Горшков частенько оказывался с глазу на глаз с вратарями соперника
– Очень обидно, что совсем как-то забытым оказалось наше поколение, – сокрушается ветеран рязанского хоккея Владимир Яковлевич МИШКИН. – Заслуженные люди один за другим уходят из жизни, а про них ни статьи памятной не напишут, ни хотя бы некролога. А сколько они приносили радости любителям хоккея, на играх нашей команды трибуны почти всегда заполнялись под завязку. Вот из нашей первой, ударной пятерки (Виктор Костин, Олег Объедков, Юрий Баранов, Александр Горшков) уже почти не осталось никого… Горшков из нас был самым старшим, он еще в первый состав рязанской команды мастеров входил, да и у нас потом капитаном постоянно выбирался. Был нам как батя, как старший брат: и в игре подскажет, и советом поможет. А как он в футбол играл на первенство РСФСР! А ведь Александр еще и конькобежцем был прекрасным, его рекорд на 500 метров лет десять, наверное, в области держался. И на хоккейной площадке догнать его было делом не из простых, и сам забить мог, а сколько еще раз помог это сделать своим партнерам по атаке – Баранову с Костиным – и не сосчитать.
Как вспоминал сам Александр Андреевич Горшков, первые шаги в спорте он делал в районе завода «Рязсельмаш», где прошло его детство, так что 3-я Пролетарская улица и «Горбатый» мост служили его сверстникам чем-то вроде ледяной площадки.
Никакого инвентаря надлежащего качества не было и в помине, поэтому все необходимое, начиная от клюшек и заканчивая чем-то напоминающим коньки, приходилось изготавливать из подручных средств, а хоккейный мяч заменял смерзшийся конский помет.
Что же касается настоящих коньков, то ценились они не иначе как на вес золота, поэтому, когда у Саши появились настоящие беговые, берег он их пуще глаза. Однако как-то едва не лишился своих драгоценностей, когда проезжавший на грузовике «залетный» водитель чуть не отобрал их у подростка. На помощь вовремя подоспели сбежавшиеся на крик местные бабы, возвращавшиеся с рынка.
В конце 30–40-х годов прошлого века принадлежность к «своим» спортобществам была настолько сильна, что для перехода из одного в другое, даже в одном городе, необходимо было пройти достаточно серьезную процедуру. Горшков уже успел побывать динамовцем пока не получил приглашение от Сергея Сергеевича Рычагова, тогдашнего тренера «Спартака». Именно там постигал он азы футбола, «русского» хоккея и конькобежного спорта, в котором вскорости стал показывать высокие результаты не только для областного, но даже республиканского масштаба. В связи с этим несколько лет кряду его даже включали в сборную команду РСФСР.
Благодаря превосходному владению коньками Александр выделялся своей игрой в русском хоккее и уже в 16-летнем возрасте был включен во взрослую команду «Спартака», что в те времена практиковалось лишь в виде исключения. Однако с первых шагов его буквально покорил «канадский» хоккей, который на Рязанщине начали культивировать в конце 1948 года, в результате чего его русская разновидность со временем как-то отошла на второй план. Впрочем, в сборную «шайбистов» первого созыва, которой выпала честь представлять регион в первенстве ЦС ДСО «Спартак», Горшков не попал, скорее всего, в силу юного возраста.
Хотя существует и другая версия, будто играть ему попросту запретили из-за его конькобежных достижений: тогда вполне могло быть и такое. А уже год спустя на аналогичных соревнованиях Александр фигурировал в числе лучших бомбардиров своей команды.
А ведь был в его жизни еще и футбол, без увлечения которым вообще невозможно себе даже представить выходца из послевоенного поколения. Удивительно, но и здесь Александр Горшков пребывать на вторых ролях не собирался: еще до призыва в ряды Вооруженных Сил успел выиграть кубок области в составе «Спартака» и получить бесценный опыт выступления в первенстве РСФСР за команду «Динамо».
Впрочем, и с армейской службой Горшкову, можно сказать, повезло. Попал он в Ленинградский военный округ, так что когда руководство прознало о его спортивных «подвигах» на гражданке, рязанский рекрут сразу же был включен в местную команду ОДО, за которую выступал до самого дембеля в первенстве Вооруженных Сил. А едва уволившись в запас, попал, что называется, с корабля на бал. В Рязани тогда только создавалась команда мастеров и если учесть, что далеко не все приглашенные твердо стояли на коньках, то такой «джокер» как Горшков сразу пришелся ко двору.
Дебют новоиспеченной сборной Рязани в первенстве СССР был намечен на 2 января 1956 года, но как это у нас нередко случается, первый блин вышел комом. Из-за болезни в Иваново не смог поехать играющий тренер и основной страж ворот Юрий Степанович Никитин. А после встречи Нового года далеко не все его подопечные оказались в состоянии отправиться в дорогу. Команду пришлось буквально собирать по городу, в итоге набралось не больше десятка игроков, но главная проблема возникла с голкипером. Отыскали его в ресторане вокзала «Рязань-1», и было ему уже за сорок лет, да и вратарские навыки он уже успел основательно растерять, по этой причине чуть ли не после каждого броска шайба оказывалась в воротах, что и привело к поражению гостей с неприличным счетом – 0:7.
Но, получая чувствительные удары по самолюбию, набивая шишки, команда набиралась опыта, постепенно росло мастерство ее игроков. Не заставил себя долго ждать и первый выигрыш, да не где-нибудь, а в Минске, где перед напором гостей не устоял местный «Буревестник» (6:5). Одним из главных забойщиков того исторического успеха, первого на Всесоюзной арене стал Александр Горшков, которому пришлось взвалить на себя нелегкую ношу главного голеадора рязанской сборной. Неделю спустя уже на своей площадке наша команда взяла верх над владимирским «Торпедо» (6:3) и дублем, скорее всего первым в биографии клуба, отметился шустрый нападающий хозяев. На финише рязанцы одержали и свою третью победу над бронзовым призером зонального турнира ивановским «Спартаком» (3:2), и вновь главную лепту внес Горшков, забросивший свои очередные две шайбы. Партнеры по команде, впрочем, как и пресса, именно его называли в числе ведущих игроков той команды.
Неудивительно, что вскоре именно Александр стал выводить своих партнеров на матчи первенства страны в качестве капитана, а по тем временам это был второй человек после тренера.
В дальнейшем из года в год состав рязанской команды мастеров усиливался, в него вливались будущие звезды, такие как Юрий Баранов, Вячеслав Воронин, Виктор Костин, Владимир Трецин, не выдержавшим конкуренции со стороны талантливой молодежи, приходилось понижать уровень до областного. Незыблемым оставалось лишь положение капитана, который по-прежнему был столпом коллектива. Возможно, что лучшим для Горшкова стал сезон 1959/1960 годов, по итогам которого на его счету оказалось 16 заброшенных шайб. Очень неплохой результат даже для нынешнего времени, когда участники соревнований проводят матчей как минимум в два раза больше.
В команде мастеров Александр Андреевич выступал до 1964 года, хотя с его здоровьем мог, наверное, и дольше. Но, как это у нас зачастую бывает, с приходом нового наставника крен был сделан в направлении привозных кадров, и Горшкову, который уже считался ветераном, пришлось отправиться на «хоккейную пенсию». Покидал родной клуб он не без обиды и, признаться, не без оснований. Впрочем, связи со спортом не утерял – продолжал выступления в областных соревнованиях, в том числе и в футбольных.
Как уже было сказано выше, из жизни Александр Андреевич Горшков ушел во многом незаметно для своих бывших поклонников, любителей хоккея, и даже для спортивной общественности. Однако мы забывать таких людей просто не имеем права, ведь они и есть самая настоящая история нашего хоккея…
Юрий МАТЫЦИН