Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№28 от 26 июля 2018 г.
Грим и аккорды звонного лета
 Актёр, бард и продюсер Антон Свиркин – о башлачевском перезвоне, ДрФесте, Вертинском и грядущей «Подбелке»

Антон Свиркин хорошо знаком рязанцам как один из самых узнаваемых актёров Рязанского музыкального театра, как лидер довольно известной рок-группы «Складень», а в последние несколько лет – ещё и как продюсер ежегодного фестиваля «Подбелка». Тем более, он и сам на этом «рязанском Арбате» уже не первый год регулярно появляется в качестве уличного музыканта. 



Недавно Антон вернулся с очередных своих гастролей, более чем необычных. О недавних гастрольных поездках мы и поговорили. Ну и про грядущую вскоре очередную «Подбелку» не могли не вспомнить. 

– Антон, я знаю, что недавно ты вернулся из гастрольной поездки по Вологодской области, причём, весьма необычной поездки. Можешь поделиться впечатлениями?

– Это был фестиваль колокольного звона «Звонное лето». Поездка оказалась интересно организована в том плане, что прошло несколько концертов в самых разных населенных пунктах – от городов до деревень. Например, в первый же день, 15-го июля, мы посетили с выступлениями сразу три места – Кичменгский городок, Косково и Кобыльск, причём везде выступали без всякой звукоусилительной аппаратуры. Программа была выстроена таким образом, что я перемежал выступления звонарей своими песнями (кстати, не я один был из Рязани, одна девушка-звонарь приехала на фестиваль из Солотчинского монастыря). Выступать приходилось частенько возле храмов и там, где была своя колокольня, ребята ставили не только переносную звонницу, но и пользовались колоколами с колоколен. В городах, конечно, уже были выступления с аппаратурой, опять же, где-то на городской площадке, где-то возле церкви. В основном, я играл свои песни, более-менее подходящие по тематике, разбавляя песнями другого рязанца, барда Дмитрия Лорина. И надо сказать, что местный народ очень хорошо принимал, казалось бы, совсем  незнакомые песни. А в конце каждого концерта исполнялись песня группы «Мифы» «Бей, колокол» и «Время колокольчиков» Александра Башлачёва, причём я играл их под перезвон колоколов. Это уже была придумка московского звонаря Алексея Пугачева, и получилось, на мой взгляд, весьма оригинально – по крайней мере, впервые я играл вот с таким аккомпанирующим инструментом. К сожалению, не смог остаться до конца фестиваля, пришлось уехать пораньше, тем не менее, позитивных впечатлений осталось много. За что, конечно, спасибо организатору этого действа Антониде Смолиной. Довольно удивительна сама история того, как мы познакомились.



У нас, как выяснилось, довольно много общих знакомых, и я сначала думал, что она через кого-то из них на меня вышла. Но потом выяснилось, что нет: просто нашла мои записи в интернете. А окончательно приняла решение пригласить на фестиваль после того, как увидела видео, где я в костюме и гриме Кота в сапогах пою песню Вени Дркина «Кошка». Это у нас в музыкальном театре шли новогодние спектакли и однажды в перерыве между ними, даже не разгримировываясь, я сел у ёлочки в фойе театра и в качестве новогоднего поздравления для ДрФестовцев записал эту песню. И даже образ придумывать не пришлось, всё получилось легко и естественно.

– Смотрел видео с последнего ДрФеста, где ты здорово вошёл в образ Александра Вертинского. А вообще нравится перевоплощаться в кого-то из сочинителей прошлого?

– Дело не в том, в кого интересно перевоплощаться. Дело в том, какой образ и куда может оригинально подойти. С «Кошкой» Дркина всё понятно – грех было не воспользоваться ситуацией. В случае с Вертинским – эта идея пришла мне сразу после ноябрьской «Беседки», где я использовал тот же образ. И буквально тем же вечером задумался: а вот было бы интересно попробовать спеть некоторые песни Вени Дркина именно в таком образе и, конечно же, под фортепиано. Предложил сделать аранжировку замечательному рязанскому музыканту и композитору Андрею Синецкому. Несмотря на то, что Андрей до того момента ни Вени, ни Вертинского не знал, он очень быстро уловил все тонкости стилей и сделал всё в лучшем виде. Поэтому на ДрФесте всё получилось легко, оригинально и изящно. Народ оценил, особенно благодарил нас родоначальник фестиваля Володя Кожекин – сказал, что это очень оригинально и такого еще за всё время проведения ДрФестов не было.

Мне нравится перевоплощаться, если того требует ситуация, если это происходит не нарочито, а играет на руку исполняемому произведению. Перевоплощение в данном случае – это ни в коем случае не самоцель и не подражательство, это просто вспомогательный инструмент, позволяющий максимально хорошо донести до слушателя ту или иную песню. Я всё-таки не пытаюсь кому-то сознательно подражать, я стараюсь, чтобы зритель или слушатель уловил некоторые знакомые интонации, а дальше уже зрительское воображение дорисовало бы всё остальное. Естественно, это касается только концертов. Записи – уже другая история.

– Ты славишься тем, что можешь часами играть чужие песни, самые разные, которых знаешь огромное количество. Никогда не считал, скольких авторов уже перепел со сцены и в дружеских компаниях? Счёт идёт на десятки или уже на сотни?

– Не считал. Но по ощущениям за сотню перевалило давным-давно. В общем-то, не вижу смысла считать. Самое главное – прекрасно, что в мире существует так много авторов, творчеством которых очень хочется поделиться с окружающими. Это дорогого стоит.

– Кроме Вологодской области и ДрФеста приходилось в последнее время играть за пределами Рязани?

– В этом году довольно много поездок было – в январе два сольных концерта в Ростовской области, собственно в Ростове-на-Дону и в Новочеркасске. В феврале – сразу несколько выступлений в Москве, помимо выступления на ДрФесте «Полчаса до весны». Потом было ещё несколько поездок в Москву, а совсем недавно – в Подмосковье на фестиваль «Платформа». Не так давно предложили ещё пару поездок на небольшие фестивали, но я уже отказался, потому что действительно многовато выездов получается. Была ещё в марте поездка с театром в Минск, но это вообще отдельная тема для разговора.

– Что, белорусские зрители чем-то отличаются от рязанских?

– Дело не в отличии, просто туда я ездил с гастролями Рязанского музыкального театра, как актёр, а не с сольными концертами. Хотя если говорить о зрителях, на мой взгляд, зрители в каждом городе так или иначе различаются. В Белоруссии была очень гостеприимная публика, очень теплый прием. Мне известно, что на спектакль «Приключения Тома Сойера» были за месяц раскуплены билеты. Тут, правда, надо сказать, это из-за того, что там в репертуарах театров нехватка детских спектаклей, что меня удивило. Дети, конечно, принимали на ура, играли мы и спектакли для взрослых, которые тоже хорошо принимали. Как-то специально с публикой пообщаться не довелось, но хорошая отдача от зала чувствовалась, а это всегда приятно. 

– В Рязани теперь, наверное, совсем скоро можно будет услышать тебя на фестивале «Подбелка», одним из продюсеров которого являешься. Где и с кем намерен там выступать? И что нового ждать от ставшего традиционным фестиваля в этом году?

– Я буду выступать со «Складнем» на сцене, которая расположится на Лыбедском бульваре. Кстати от группы «Складень» будет премьера – мы сыграем новую песню «Ремесло». 

Если говорить о фестивале в целом, во-первых, в этом году он начнется раньше, чем обычно, –  в 17 часов. Соответственно групп и исполнителей ожидается побольше, слегка увеличится время выступлений. Будут как хорошо известные группы, неоднократно выступавшие на «Подбелке», так и новые имена. Интересный штрих: в этом году значительное количество выступающих на фестивале приедет с Рязанской области. Будут и столичные гости, но пока раскрывать все секреты не буду, потому что кое с кем ещё идут переговоры.  Думаю, фестиваль снова окажется ярким событием во время празднования Дня Города.
Анатолий Обыдёнкин