Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№34 от 26 августа 2010 г.
Свежие новости
"Место встречи": изменить нельзя, отменить - легко!
Рязань снова отметилась в федеральных новостях. Только уже не пожарами, а отменой  фестиваля «Место встречи. Широта 54», который сдулся еще в пятницу поздно вечером – его хватило чуть больше, чем на сутки, вместо заявленных четырех дней.

tereh.ru

Можно собою гордиться: я с самого начала подозревал, что эта затея на поверку окажется  мертворожденной. Я не пошел на пресс-конференцию по поводу меро-приятия, и даже в мыслях не было тратить время не поездку в Протасово – есть вещи, очевидные любому здравомыслящему человеку. Поэтому я ничуть не удивился, когда прямо ночью получил в «аське» сообщение от знакомого, только что вернувшегося с четвергового концерта, где он поведал о своих злоключениях.

Про то, что обещанные автобусы с «театралки» не ходили, и ему пришлось добираться на такси, а потом на территорию несколько часов как якобы начавшегося фестиваля его еще долго не пускали. Про то, как стоявшие рядом гастарбайтеры, которых силой выперли за периметр, рассказывали ему, что у них там остались вещи и документы, а денег им в итоге за работу по обустройству территории так и не заплатили. Про то, как после долгого ожидания все-таки удалось попасть внутрь, но вечерний концерт на главной сцене начался с трехчасовым опозданием, а народу было перед ней – человек 70, из которых как минимум половина – местные аниматоры. И т.д., и т.п.

Примерно этого я и ожидал, хотя возможные масштабы бедствия, как выяснилось, все-таки заметно недооценивал.

Уже следующий день показал, что мой приятель, вернувшийся ночью в Рязань сразу после выступления Горана Бреговича – один из наименее пострадавших, потому что программа первого дня все-таки состоялась. А в ночь с пятницы на субботу фестиваль попросту свернулся. Вечером поиграли русскоязычные «Tokio» и англоязычные немцы «De-Phazz», затем 2-часовой концерт на совесть отлабал Сергей Галанин с «Серьгой», приехавшие в Рязань, даже зная, что фестиваль накрылся, и на этом мероприятие закончилось. Заявленным музыкантам сказали, что все отменяется «по причине режима чрезвычайной ситуации в регионе». А вот публике ничего не сказали: на сайте, в ЖЖ, в социальных сетях и т.д. объявление вывесить забыли: десятки, если не сотни людей ехали в Протасово всю субботу, многие – из других городов.

На фоне такого абзаца легендарное «Нашествие-2006» в Рязани предстает едва ли не образцом хорошей организации массовых мероприятий. Ну а далее, по пунктам, причины столь сокрушительного провала – в порядке значимости.

1. Отсутствие четко обозначенной целевой аудитории

 Наивно было надеяться, что многие захотят посетить фестиваль, где на одной и той же – подчеркиваю красным: на одной и той же! – сцене в четверг играют Горан Брегович, «Биллис бэнд» и «Хоронько-оркестр», в пятницу – «Бумбокс», «Tokio», Меладзе и «Серьга», в субботу – фанерная попсня во главе с Томасом Андерсом, «Миражом» и «Руки вверх», в воскресенье – Пелагея, «Динамик», «Хор Турецкого» и Григорий Лепс.

Более-менее цельными выглядят программы четверга и субботы, а программы прочих дней совершенно очевидно рассчитаны на разные аудитории, которые не пересекаются даже внутри одного концерта. Программы разных дней тоже друг с другом никак не сопрягаются. И в целом такая дурно понятая «мультиформатность», дикое смешение ужа с ежом, по большому счету не нужна вообще никому. Ни любителям балканских мелодий, ни слушателям фанерной попсни, ни поклонникам рока, ни фанатам конкретных артистов, получающих «в нагрузку» к своим любимцам неудобоваримый винегрет. 


2. Перенесение мотиваций и моделей поведения одной социальной группы на мотивации и модели поведения другой


Слушатели Меладзе, Лепса, «Руки вверх» и прочих граждан, работающих для незамысловатых мозгом людей от 35 и выше – это не та публика, которая готова ехать за тридевять земель, чтобы пожить в палатке, не стоит путать ее с легкими на подъем аудиториями «Нашествия», «Пустых холмов» или Грушинского фестиваля. Этим мещанам и обывателям проще и престижней (в их головах понятия «престижа» и «что люди скажут» занимают не последнее место) скататься на модный курорт, чем потратить те же деньги на какой-то маловразумительный уик-энд под Рязанью, где на продуваемом всеми ветрами аэродроме пафосными вечерними нарядами никого не впечатлишь. Тех же самых любимых попсовиков они могут послушать летом хоть из магнитолы на пикнике где-нибудь поближе к дому – куда проще и дешевле выйдет. Однако фестивальные цены указывали на то, что если тут вообще уместно говорить хоть про какую-то «целевую аудиторию», то в первую очередь организаторы рассчитывали именно на возрастных и состоятельных поклонников отечественной попсы.

3. Природные факторы

Рязанская область стала одним из самых пострадавших регионов России во время летних пожаров, ко времени проведения фестиваля только там еще не был отменен режим ЧС. Плюс дополнительные выкрутасы погоды, когда после адской жары – резкое похолодание с дождями, и этот прогноз был известен как минимум за неделю до. В таком месте и при такой погоде с минимальными потерями мог устоять и собрать людей только фестиваль типа уже помянутых «Нашествия», «Пустых холмов», Грушинского, который проводится не впервые, пользуется культовой славой и давно имеет собственную публику. Проводить в ситуации форс-мажора новое масштабное мероприятие, вдобавок без четкой целевой аудитории – наивность, граничащая с идиотизмом. То есть фестиваль было проще отменить или хотя бы перенести, тем более что были известны результаты предварительной продажи билетов по тридцати (или сколько их было?) городам – судя по всему, билетов по 5–10 на город. Но, видимо, организаторы имели свои резоны. Теперь вот прошла информация, что их ищет рязанская милиция – досрочно свернув фестиваль, они не только сами «попали» на деньги, но и «кинули» многих причастных к инфраструктуре проекта. Кстати, обещанного возврата денег за билеты тоже пока не происходит.
Анатолий ОБЫДЁНКИН