Главный рокер Воронежа Денис МИХАЙЛОВ и его Обе-Рек» снова зажгут в Рязани
Есть целый ряд музыкантов, которых рязанская публика настолько любит, что они с охотой приезжают к нам в город каждый год, а то и чаще. Навскидку даже трудно подсчитать, сколько раз выступали в Рязани «Адо», «Аквариум», «Белая гвардия», «Пилот», «Король и Шут» и еще целый ряд групп.
Если и дальше так пойдет, то со временем к немалому списку завсегдатаев нашего города может добавиться еще одно имя – Денис Михайлов, лидер воронежской, а теперь московской группы «Обе-Рек». В воскресенье 6-го октября он в третий раз за последний год отыграет концерт в «Старом парке», причем, впервые приедет не один, а с акустическим составом своего коллектива. Что странно, поскольку главная рок-станция страны «Наше радио» в Рязани как не вещала, так и не вещает, а по другим частотам песен Дениса Михайлова особо не услышишь.
Виною всему, наверное, тексты песен Дениса, которые магическим образом «цепляют» людей самых разных возрастов – по моим наблюдениям, от вдумчивых старшеклассников до интересующихся современной музыкой людей предпенсионного возраста. А если еще добавить его немалое личное обаяние, то и вовсе все становится на свои места.
– Денис, на фоне биографий творцов простонародного панка, что во второй половине 1990-х сменил у нас достаточно интеллектуальный «русский рок» конца 80-х, то, что ты отучился на философском факультете Воронежского университета, а потом еще и преподавал в том же университете, выглядит экзотикой. А что слушали другие молодые философы Воронежа, учившиеся вместе с тобой? Тоже рок? И чертовски любопытно, кем же становятся выпускники этого факультета. Вот ты стал рок-музыкантом, а сокурсники – кем стали?
– Я уже не помню, что слушали молодые философы, которые учились вместе со мной. Участники группы, гитарист и басист, увлекались рок-музыкой. Правда, первый «тащился» от «прогрессива», а второй от панка. Вкусы остальных сокурсников интересовали меня постольку поскольку, поэтому как-то обобщить наблюдения сложно.
Профессия «философ» в современных социальных реалиях мне представляется какой-то неуместной. Если в «совке» философы обслуживали политическую идеологию, защищали доктрину, то теперь они, бедные, не знают, куда себя пристроить. Как правило, остаются преподавать в ВГУ после окончания аспирантуры.
– Тебе, кстати, опыт написания диссертации и преподавания в университете дал что-то как музыканту? Или это был просто заработок?
– Философское образование формирует картину мира, позволяет на многое вещи посмотреть совсем с другой стороны. Если бы я не окончил философского факультета, тексты песен, безусловно, были бы другими. С другой стороны, полагаю, что выбор проблем и смысловых ориентаций в пространстве философского знания сам по себе определяется личностным интересом. Так что, скорее всего, вопросы, которые поднимаются в творчестве группы «Обе-Рек», остались бы теми же, но выражались бы несколько иначе.
– Я правильно понимаю, что группа «Обе-Рек» собралась именно на философском факультете?
– У меня был опыт игры в школьном музыкальном коллективе. Мы собирались в актовом зале – классика жанра. Потом перебрались к бабушке одноклассника-драммера, что жила в частном секторе. Однажды мы ее «достали», и она пренебрежительно и раздраженно обозвала нас «музыкантишки!». А группа действительно собралась на ФИПСИ ВГУ, нас тогда было трое: я, Леша Аверин и Макс Литвинов. Потом присоединился Саша Калинин, но он с юрфака.
– Откуда взялось такое экзотическое название у группы? На слух вообще ловится как «оберег», многие именно так и воспринимают.
– Выбор названия – момент тонкий. Имя «Обе-Рек» появилось в результате коллективного мозгового штурма первого состава участников группы. Идея, которая заключается в неологизме, проста. Нам хотелось подчеркнуть философско-антропологическую проблематику в нашем творчестве, которая, прежде всего, определялась текстами песен. Так получилось, что мы как-то сразу осознали себя роком не социальным, а экзистенциальным. Таким образом, в центре внимания человек с его «потоком» жизни. Идея потока привела к образу реки, а двухуровневое измерение существования человека определило появление в названии приставки «обе». Что означает «две». Итак, «обе реки» и есть человек. Образ реки емко и содержательно отражает сущность антропологического «расположения» в мире. Так же, как и река, человек постоянно «течет», меняется, пребывает, ускользает от своего настоящего... В одну и ту же реку нельзя войти дважды. И одно и то же состояние пережить невозможно – ни физическое, ни ментальное. С другой стороны, у реки есть берега – определенность, какое-то фиксированное постоянство направления, и границы... И у человека есть эта константа, в пределах которой и осуществляется течение жизни, его «поток» экзистенциальных изменений – это наша личность, память. Они «подтягивают» прошлое к настоящему и видят перспективу будущего, определяя себя относительно этой перспективы. Мы все время меняемся в «потоке» жизни, но при этом что-то сущностное в нас всегда сохраняет свою определенность и постоянство. Кроме того, человек, как и река, существует в двух измерениях: поверхности и глубины. Поверхность – наши социальные роли и маски, что-то от рутины и обыденности. Но есть и глубина: творчество, жажда познания, иррациональная тоска по Абсолюту. Как-то так, если коротко.
– Как приятно иметь дело с философом... А вот зачем ты несколько лет назад переехал в Москву? Пришлось ведь, наверное, состав полностью менять. Решил, что надо быть ближе к «Нашему радио», где стали к тому моменту крутиться песни «Обе-Река», а набрать новый состав – и в столице не проблема? Или, может, сильно утомил провинциальный Воронеж, не слишком сильно отличающийся от, видимо, еще более провинциальной Рязани? Что подтолкнуло?
– У меня были причины личного характера. Однако и музыкальное развитие имелось в виду. О переезде не жалею: меня все устраивает.
– Когда я переехал жить из Рязани в Москву, было ощущение, что сам город заставляет жить и двигаться быстрее, чем в провинции. У тебя были похожие ощущения? И если попробовать сравнить, сколько сделано – например, написано песен, записано альбомов – сказался ли переезд на «производительности труда»? Стало ли у группы в Москве больше публики, чем было в Воронеже?
– Темп жизни в Москве действительно быстрее. Зато дышать тяжелее! В творческом плане не сказал бы, что есть существенное отличие от того, что происходило в Воронеже. Пишется примерно столько же, а что касается качества – не мне судить.
В Воронеже публика несколько обиделась, по-моему, за то, что «сменил гражданство», но родной город я люблю и часто приезжаю туда к родителям и друзьям. Публики в Москве стало больше, в Воронеже меньше, но, как мне кажется, не в количестве дело.
– А были в Воронеже интересные группы до «Обе-Река»? Есть ли что-то заслуживающее внимания сейчас? В Рязани, например, еще в 80-е группа «Город Глупов» «засветилась» в культовом на тот момент журнале «Аврора» с его «Музыкальным эпистолярием» Александра Житинского. Примерно тогда же появился «ДХ». Много интересных групп родилось в 90-е – «ОГП», «Зга», «Теплые окна», еще несколько. А как в Воронеже с «музыкальными традициями»?
– Я давно перестал следить за жизнью рока в Воронеже. Когда-то я был членом оргкомитета фестиваля «Шурф», сидел в жюри, отбиравшее участников, и хорошо был знаком с «ассортиментом». С тех пор остались теплые дружеские отношения с музыкантами групп «Театр Иллюзий» и «Грог», хотя последние, к сожалению, уже не играют. Я очень симпатизировал творчеству группы «Ловцы Снов», где поет очаровательная Юля Улыбкина, – сейчас проект иначе называется, даже не вспомню, как.
– Многие поклонники рока в городах, куда еще не доезжал или редко доезжал с концертами, знают тебя лишь по одной-двум композициям, находившимся в ротации «Нашего радио». А какие свои песни ты считаешь наиболее сильными или характерными? Вот, например, человек, увлекающийся отечественным роком, хочет познакомиться с творчеством группы «Обе-рек»: что бы ты ему посоветовал для начала послушать?
– Что касается моего отношения к песням, то я не хочу называть «любимчиков» публично. Ведь песни, как дети, могут заревновать, обидеться и потом плохо звучать на концертах. Насчет советов – смотря какой человек. Все зависит от глубины его мироощущения, образования и поэтической интуиции. Недавно получил сообщение в «личку», где пользователь ругается матом и негодует по поводу того, что в последних моих песнях ничего не понятно. Наверное, имеются в виду два новых трека, которые вышли синглом на «Яндекс-музыка» неделю назад. Некоторые друзья тоже считают, что одна из композиций сингла, «Полость», является довольно сложной для первичного восприятия, и кажется еще более непрозрачной на фоне заглавного трека «Золотая рыбка».
– На странице группы в соцсети «ВКонтакте» сказано, что «Обе-Рек» исполняет «вдумчивые глубокие интеллектуальные тексты, написанные в лучших традициях всегда актуальной русской рок-поэзии». После такой саморекламы сразу хочется спросить, много ли есть людей, чьи тексты песен тебе нравятся больше собственных.
– Дело в том, что в творчестве любого автора или группы есть более сильные и менее сильные вещи. Тут сложно сравнивать. Вот, например, если сопоставить песню «Нас двое» группы «Курара» и песню «Летняя» группы «Обе-Рек», то первая мне нравится гораздо больше. Так в каждом конкретном случае и нужно смотреть. Если сравнивать песню «Аквариума» «Этот поезд в огне» и наш трек «Поток», то второй мне нравится больше и в поэтическом, и в музыкальном плане. И так далее. А вообще, я не поклоняюсь «священным коровам» из мира музыки. Есть люди и коллективы, творчество которых я уважаю и ценю. А сравнивать свои стихи и песни на предмет «хуже-лучше» оставляю слушателям.
– Расскажи, чем будет отличаться следующий концерт в Рязани от уже прошедших.
– В Рязани полным составом мы выступали лет пять назад в клубе «Планетарий». С тех пор были только акустические сольные выступления. Теперь хотим попробовать «промежуточный» вариант – сыграем акустику в две гитары. Надеюсь, когда-нибудь подтянем наши концерты в Рязани до полного электрического состава.
Анатолий ОБЫДЁНКИН