Галина Виноградова создала ансамбль, участники которого теперь преподают искусство жеста по всему миру
«Вначале было Слово», если верить Библии, но музыканты могут настаивать на том, что звук слову предшествовал, а великая Майя Плисецкая утверждала, что первым был жест. Оспаривать каждое из утверждений не имеет смысла, но сказать о человеке, для которого движение стало первостепенным, хотелось бы.
Галина Дмитриевна Виноградова. Ее знают не только те, кто связан с педагогическим институтом или университетом имени Есенина. Она известна и за пределами области и страны. К сожалению, в рамках одной статьи не представляется возможным рассказать об этой женщине, «за кадром» окажется очень многое, а потому хотелось бы верить, что наши следующие встречи с ней обязательно состоятся.
Галина Виноградова
Все мы родом из детства. Не стала исключением и Галина, проявившая интерес к прекрасному очень рано. В четыре года девочка услышала пианино и влюбилась в инструмент. И еще начала рисовать, да так хорошо, что ее детские работы выставлялись. А потом и подавно случилось чудо: подруга, которая занималась балетом, отвела маленькую Галю в Дом пионеров, где преподавала высланная из Москвы и известная в культурном пространстве города Ида Александровна Милова – создатель балетной школы в Рязани. В 1941 году, накануне войны, начала работать ее студия, а 1 мая 1942 года уже состоялась премьера второго акта «Лебединого озера» Чайковского.
Ида Милова
Ида Милова родилась в один год с великим Игорем Моисеевым, училась с ним у одного педагога и прожила почти сто лет, уйдя из жизни в 2001-м. Она была очень красивой женщиной и нервировала многочисленных завистников умением одеваться, изысканными манерами и прекрасной речью. Ученицы обожали ее. Тогда не было понятия «икона стиля», но по сути именно ею и была Ида, растившая своих балерин, одной из которых и стала наша героиня.
Сегодня Галина Виноградова с благодарностью вспоминает первые шаги, сделанные под руководством талантливого балетмейстера.
– Навсегда в памяти отложилось понимание, что класс в балете – основа основ и ежедневный благодатный труд, который может привести к огромной творческой радости, – рассказывает Галина Дмитриевна.
Маленькая Галя училась держать спину и слушала много хорошей живой музыки. И так – изо дня в день: музыка – класс – станок. И сила воли, и упорство, и желание приходить на занятия снова и снова. Уже потом, когда она сама начнет обучать хореографии, секреты педагогики Иды Миловой, прочно усвоенные Галиной Виноградовой, станут ее профессиональным методическим багажом.
Галина танцевала самозабвенно, но после окончания школы поступила на французское отделение факультета иностранных языков Рязанского педагогического института, потому что там уже работал ФОП – факультет общественных профессий, на котором преподавала хореографию бывшая солистка прославленного танцевального ансамбля «ЖОК» Александра Николаевна Федорова. Таким образом, Галина выпускалась из вуза преподавателем немецкого и французского языков и еще получила свидетельство хореографа. Потом была учеба в прославленном ГИТИСе на хореографическом отделении у Тамары Степановны Ткаченко, которая, по счастливому стечению обстоятельств, была подругой Иды Миловой.
Галина разрывалась между Москвой и Рязанью, потому что училась без отрыва от работы и два раза в неделю приезжала в родной институт к своим студентам и семье.
В Москве удивлялись музыке, которую выбирала Галина для своих постановок. Например, на «Голубую рапсодию» Гершвина ее вдохновило общение со своим учителем по сценическому движению Сергеем Леонтьевым.
– Я не просто слышала эту музыку, которую очень любила. Я видела ее, понимала, что могу сказать посредством ее и наиболее полно выразить то, что меня на тот момент волновало. Воспитанная на классическом и народном танце и впитавшая с ранних лет все лучшие его образцы, я поняла, что хочу и могу делать что-то новое, благо, что за моими плечами была очень приличная хореографическая школа, – вспоминает Галина Дмитриевна.
После Москвы – возвращение в родную alma mater преподавателем хореографии на факультете общественных профессий, а чтобы не забыть язык, – на межфаке – часы французского.
Но самым главным в ее жизни оставался танец, которому она служит и по сей день, разрабатывая оригинальную методику – танцтерапию.
Тогда, в конце семидесятых, набирали обороты «Ритмы планеты», восхитительная Лилия Сабитоваа удивляла новаторскими постановками Дмитрия Брянцева, позднее появился «Тодес» Духовой. С телеэкранов выплескивалась на зрителей новая хореография, которой не было раньше. Все это очень отличалось от академической «Березки» и Ансамбля Игоря Моисеева, поклонницей которых Галина была с самого раннего детства.
– Хороводы никогда не исчезнут, они будут всегда, потому что это очень красиво, в них есть огромный философский смысл. Хоровод – это солнце, энергия, свет, единение. И я отдала дань этому прекрасному русскому танцу, поставив «Рассвет на Москва-реке». Но жизнь становилась другой, появлялись новые ритмы, музыка иная зазвучала. И я не смогла не отозваться на эту перемену, – говорит балетмейстер.
Она ставит «Песню не убить», посвященную памяти Виктора Хары, ее коллектив отбирают на Фестиваль народов СССР, о чем напишет «Огонек» – главный журнал советской страны. А вскоре им выпадает честь выступить в Зале имени Чайковского и во Дворце съездов столицы.
Москва по достоинству оценила «Ансамбль танца Галины Виноградовой», и коллектив получил почетное звание народного.
Еще один зигзаг судьбы: в 1979 году Галина Виноградова оказалась в Бордо – ассистентом русского языка. Учила школьников русской культуре через танец и песню. Сегодня трудно даже представить, чем для советского человека была возможность поработать в капстране, особенно – во Франции. Это и новые впечатления, и встречи с интересными людьми. Многие ей завидовали и злословили за спиной, а она вспоминает:
– В это счастливое для меня время я жила на две страны, летала домой на Новый год, чтобы быть с мужем и дочкой. Не копила на машину, как многие, а тратила все на перелеты, книги, пластинки и аппаратуру. Всего этого тогда в Союзе не было. И однажды, представьте себе, летела в самолете вместе с Владимиром Высоцким, которого, конечно же, обожала. Именно его творчество вдохновило меня на создание танца памяти Виктора Хары, – вспоминает Галина Дмитриевна.
Сегодня она в курсе хореографической жизни города.
– Какие сейчас роскошные костюмы у девочек! А мы танцевали в марлевых пачках. Это не может не радовать, хотя качество костюмов очень часто превосходит уровень хореографии и исполнения. Если я сама сочиняла свои танцы, была их автором, то сейчас все можно увидеть, подсмотреть, скопировать, взять за основу. Это, конечно, огорчает. Смотришь и не видишь авторского замысла, у постановщиков нет своего хореографического почерка. Девочкам предлагают главные партии в классических балетах, которые им не по силам, а можно было бы гораздо лучше раскрыть их сильные стороны на ролях второго плана. У многих в памяти исполнение выдающихся партий великими балеринами, поэтому всегда будет сравнение. Очень трудно соответствовать известным образцам, а смотреть низкого качества танец очень тяжело, – делится своими впечатлениями Галина Виноградова.
Рязанцы помнят ее сотрудничество с нашим драматическим театром: в спектакле «Есенин» Виноградова ставила танцы Галине Авдониной – Айседоре. Выпускница рязанской школы № 1, Галина Дмитриевна работала там над музыкальным и пластическим оформлением тетра-студии звучащего слова «Сказ».
Пропитанная живописью французских импрессионистов и очарованная шедеврами мировой архитектуры, плененная красотой поэтического слова и образцами классической музыки, маленькая хрупкая женщина Галина Виноградова на есенинской земле создала уникальный театр танца, на постановки которого старались попасть многие. Она преподавала французский язык у нас и русский – во Франции, поставила более двухсот танцевальных номеров в спектаклях рязанских театров – в драме, кукольном, ТЮЗе. В начале 80-х годов преподавала французский язык и сцендвижение в институте культуры, проводила занятия по хореографии со студентами во ВГИКе. Галина Дмитриевна награждена орденом «Знак Почета» и почетным знаком «За личный вклад в развитие фестиваля “Черный кот”». Ей посчастливилось поработать в Центре Александра Меня с детьми-инвалидами, и она абсолютно убеждена, что танец лечит не только тело, но и душу.
И, конечно же, не счесть учеников Галины Виноградовой. Многие участники ансамбля открыли свои студии в Рязани и области, стали преподавателями хореографии в США, Голландии, Ирландии, Италии, Франции. Например, Юра Горелов – танц-терапевт, а Марина Антохина (Белтов-Грасс) создала в Тель-Авиве свой Театр танца.
Галина Дмитриевна смогла передать своим ученикам все лучшее, что взяла у своих любимых педагогов – Иды Миловой, Сергея Леонтьева – артиста рязанского театра драмы, в студии которого Галина занималась, Александры Федоровой, преподававшей на ФОП в РГПИ, и Геннадия Абрамова – педагога балетмейстерского отделения ГИТИСа.
Ольга МИЩЕНКОВА