Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№37 от 26 сентября 2019 г.
Вечеринка в стиле ку
 Курьезы, кутежи и куклы, на XVII Международном фестивале «Рязанские смотрины»

Блестящей чешуей сверкали пайетки. В бокале мартини томно плавала оливка. Руки и ноги взлетали в озорном чарльстоне. И из громадного торта выпрыгивал – нет, не Мисс Февраль – а проказливый Петрушка!.. Да, эту вечеринку будут помнить. Еще два года как минимум. Международный фестиваль театров кукол «Рязанские смотрины» отметил 30-летие! 5 континентов, 20 театров, 16 стран мира. Более семи тысяч зрителей, которые за пять дней (с 14 по 18 сентября) посетили 37 показов. Никаких табу и дресс-кода. Все флаги – в гости. Всем возрастам – плюс. Взрослые – добро пожаловать. Юные и дерзкие – welcome. Пенсионеры – милости просим. И особый почет – детям.

Самым маленьким зрителям рассказал «Историю бабочки» Санкт-Петербургский государственный «Кукольный театр сказки». Спектакль в жанре пантомимы, где без единого слова, посредством пластики, мимики, кукол, света и музыки создается целый мир: уютный, радужный. И, главное, надежный. Потому что населен этот мир диковинными существами – духами «ками», ангелами-хранителями всего живого.



Питерские ангелы в мягких, объемных костюмах – нежные и «подушкообразные». В их заботливых руках тепло и безопасно. Ярко горит огонек зарождающей души. Крепнет, набирает силы дитя в тугом коконе. Чтобы однажды его разорвать. Разорвать тесный круг любви и опеки. И вырваться яркой бабочкой – на свободу!

Свободен, ловок и силен Маугли, верный сын Стаи. Но свобода никому не дается даром. И Маугли на собственной шкуре заучивает Закон Джунглей. Набивая шишки, познавая горький вкус предательства, обретая друзей, находит свой Путь. Вологодский областной театр кукол «Теремок» открыл рязанскому зрителю дорогу в настоящую Индию.



Развалины древнего города, огромные слоны, густо переплетенные лианы, традиционный индийский теневой театр с плоскими статичными куклами – старинное предание, рассказанное в дрожащем свете костра.

Еще одно – болезненное! – осознание своего пути в спектакле «Биография» Театра Karlsson Haus (Санкт-Петербург). Кто мы: лебеди или гадкие утята? Что ценней: проза жизни или поэзия духа? Спектакль выкрикивается, пропевается, выбивается из дырявых мехов старой раздолбанной гармошки. В конвульсиях рождается прямо на сцене: из крохотного яичка, из целлофановой оболочки зубами выгрызается тощий, облезлый утенок. Изгой. Урод. Не похожий, значит, не годный. «Яйца нести умеешь? А что ты вообще умеешь?»



Биография Андерсена, далеко не сказочная фабула «Гадкого утенка» разрезаются на смысловые пласты строками-лезвиями Ходасевича, Тарковского, Введенского, Олейникова... Подобно тому, как черный кабинет сцены разрезается пластинами прозрачного оргстекла. Мир, отражающийся в них, суров и непригляден.



Поношенные ватники, грубо сколоченные ящики, неказистые куклы-птицы из дерева, тряпья и резиновых перчаток. Скотный двор. Но: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце» © К. Бальмонт). И оно точно где-то есть. Надо лишь встать на крыло и на белом листе своей биографии оставить неповторимый след.

Обрести свое место под солнцем, когда кругом лишь тычки и затрещины, трудно. Гораздо легче, когда в твои паруса дует ветер любви. И в стократ легче, если это ветер материнской любви, безграничной, неистовой, не признающей преград. История такой любви в спектакле «Обещание на рассвете» Гродненского театра кукол.



Постановка основана на автобиографическом романе французского писателя Ромена Гари. Как мантру твердила его мать предсказание великого будущего: «Мой сын станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона, великим актером драмы, Ибсеном, Габриэле Д’Аннунцио!» И свою непоколебимую уверенность она выливает в десятках и сотнях писем.



Эти бесконечные листы заваливают всю сцену, шуршат под ногами, материализуются в черно-белых бумажных куклах – призраках еще ненаписанных романов. Конечно, мама оказалась права. Еще бы: разве с такой мамой (тем более в исполнении великолепной Ларисы Микулич!) можно спорить!..

«Обещание на рассвете» – работа молодого режиссера из Санкт-Петербурга Чакчи Фросноккерса. А сам худрук Гродненского театра кукол Олег Жюгжда принимал участие в «Смотринах – 2019» со спектаклем, который он выпустил в Мытищах. «Поминальная молитва» – постановка по мотивам Григория Горина и Шолом-Алейхема.



Текст популярный, разобранный на цитаты («Хорошо, где нас нет. А поскольку мы теперь везде – где хорошо?»). В исполнении театра кукол он становится еще смешней, еще легче и от этого глубже и мудрее. Обаятельные куклы выполнены с портретными подробностями.



Живущие на колесах: в мире сундуков, ящиков, чемоданов и коробок – они становятся символами вечно гонимого еврейского народа. Рушится привычный уклад мира, разваливаются семьи. Но именно в таких условиях важно сохранить достоинство и остаться человеком. Пусть даже и ощущаешь себя маленькой беззащитной куклой в руках Бога.

Еще один спектакль фестиваля относит зрителя в советское время, к началу ХХ века – «Уважаемые граждане!» Оренбургского театра кукол «Пьеро». В основе постановки произведения еще одного знаменитого сатирика – Михаила Зощенко. Камерный спектакль скрупулезно в деталях воссоздает атмосферу постреволюционного времени. Под бой барабана разворачивается эпоха «уважаемых граждан»: презабавных куколок, утрамбованных в «ящики» коммунальных квартир, попавших в клещи советской медицины, скитающихся по холодным улицам… И пока зритель с улыбкой наблюдает за их злоключениями, артисты вводят в действие самого Зощенко и рассуждают о природе сатиры: «Я подумал о смехе, который был в моих книгах, но которого не было в моем сердце».

Фестивальная площадка – это не только смотр избранных постановок, но и возможность увидеть необычные решения и экспериментальные формы. Спектакль «Алиса… Сны и фантазии» театра кукол «Карабаска» (Пермь) будто сходит со страниц детской книжки-раскладушки.



Прямоугольный ящик со скрытыми окошками, дверками, ставнями. И все это открывается, раскладывается, выпускает плоских кукол, подсвечивается и распадается на колоду карт. Многомерный мир настоящего зазеркалья.

В постановке Московского областного театра кукол «Мойры Петроградского района» куклы перчаточные. Вязаные, лайковые, меховые, в катышках, замшевые, кожаные, белые и пушистые... За каждой перчаткой – свой характер. Своя судьба. За каждую из которых отвечают богини мойры. В их власти все нити: могут сплести, отмерить, а могут и перерезать... Спектакль по-настоящему кукольный, где в главной роли – актерские руки.

Открытие «Смотрин-2019» – спектакль Белорусского государственного театра кукол (Минск). «Пансион «Belvedere»»: место действия – дом престарелых. Добро пожаловать в мир негнущихся коленей и трясущихся рук, отекших ног и морщинистых щек. Мир анализов и таблеток. Мир голых казенных стен, продавленных кресел и облезлых стульев. Думаете, грусть, печаль и слезы?



Отнюдь, вы будете хохотать до слез (правда, когда пройдет первое чувство неловкости). Потому что в этом мире не унывают, а разбавляют микстуру коньячком, смотрят «Санта-Барбару», танцуют, влюбляются и вырубают – к черту! – телефон (который звонит, возможно, по тебе). Фееричный спектакль поставлен в жанре театра масок. И это поражает: как застывшая в одной эмоции маска может показать десятки оттенков чувств и переживаний!?. Но самое интересное происходит на поклоне, когда под костюмами обнаруживаются артисты, возраст и пол которых ну никак не угадаешь!

Еще одна феерия от театра кукол из Люблян (Словения). «Сеанс Булгакова» перед рязанцами провели три харизматичных артиста. Мозговой штурм по мотивам «Мастера и Маргариты».



Приехали, ошеломили, собрали показания. В ход пошло все: печатные машинки, стаканы, телефоны, гитара, барабанная установка. Сигаретные пачки – ресторан «Грибоедов». Белый свиток бумаги с корявыми рисунками – крестный путь на Голгофу. Стремительно, эпатажно, с сумасшедшим напором. Театр кукол, рэп-баттл, рок-концерт или фрик-вечеринка? Даже Воланд бы не разобрался…

И постановка, которую можно ставить эпилогом ко всему фестивалю театров кукол: «Eh man he, La mecanica del alma» («Механика души») театра «Zero en Conducta» из Барселоны (Испания).



Одна кукла, пять актеров, пять душ, заключенных в одном существе. И великая тайна, которую разгадывает кукольный герой, – тайна жизни, тайна дыхания. Что первично: дух или материя? Каково это, осознать, что в твоей груди никогда не будет биться сердце? Спектакль-симфония, где пять артистов дирижируют одной куклой. А может, и наоборот... Спектакль-размышление о том, сколько искусственного в людях и сколько человеческого в кукле. Наконец, спектакль-осознание, как страшно остаться в этом мире одному. Без крепких нитей, без надежных рук, которые держат и направляют тебя по жизни.

Фото Андрея ПАВЛУШИНА

P.S. Случайно или нет, но «Рязанские смотрины – 2019» стали своеобразным бенефисом известного режиссера Бориса Константинова. На фестивале можно было увидеть три его работы.  Иркутский театр кукол привез «Утиную охоту». На рязанской сцене состоялась премьера «Пегого пса». И в рамках фестиваля Константинов осуществил международный проект «Луна для всех одна», в котором приняли участие гости из ЮАР, Португалии, Великобритании, Бразилии, Иран, Японии, Австралии, США, Монголии и России.

Подробности этих уникальных постановок, а также интервью с «золотомасочным» режиссером – в следующем номере «Новой». 
Вера НОВИКОВА