Легенда судейского цеха – о демонстрации болельщиков, коронном ударе и просьбах решить исход матча
На прошлой неделе в кругу многочисленных друзей свое 85-летие отпраздновал уникальный человек из мира рязанского спорта, проявивший свой талант сразу в нескольких ипостасях. Более полувека Виктор ЯРКИН посвятил педагогической, судейской и тренерской деятельности. Среди его воспитанников немало состоявшихся личностей, в том числе и его дочери-волейболистки, а также внук, который готовится к дебюту в чемпионате России по волейболу.
– Виктор Иванович, давайте, как говорится, с самого начала.
– Мы жили в районе стадиона «Локомотив», отец-железнодорожник умер перед самой войной, и нас осталось у матери трое. Детство было очень тяжелое: приходилось и скот пасти, и по хозяйству помогать. Но никакие трудности не могли оторвать нас, мальчишек, от спорта. Летом – футбол улица на улицу, зимой – хоккей и лыжи. Лет в тринадцать я пришел на «Локомотив» и стал играть за детскую команду. Потом из юношеской меня взяли во взрослую: играли кочегары и машинисты плюс один школьник.
– Когда по стадиону объявляют: «На матче присутствует чемпион Рязанской области 1957 года Виктор Иванович Яркин», что всплывет в памяти?
– Как нашу команду любили железнодорожники, и в дни, когда мы играли на стадионе «Сельмаш», от Рязани-2 в его сторону двигалась целая демонстрация. В тот год я как раз окончил институт, и когда начались игры финальной пульки, был на военных сборах. Возвратился лишь к последней встрече группового этапа с футболистами Сасова, они как меня увидели, сразу пали духом: «Все, нам не выстоять». В матче за первое место мы встретились с клубом «Красное знамя», который победили в упорной борьбе со счетом 5:4. В обороне у нас был надежен Савельев, в нападении выделялись Сметанников и Максиков. Они хорошо подавали, а я, как центральный нападающий, лез вперед и много забивал. Коронным был удар внешней стороной стопы: размахиваешься, и мяч летит в одну сторону, а вратарь в другую.
(Областная пресса не скупилась на похвалу в адрес главного героя чемпионского матча, сделавшего хет-трик. «Душой нападающих «Локомотива» был, как всегда, неутомимый Яркин. Он на первых же минутах игры головою забил два мяча в ворота «Красного знамени». Это вдохновило всю команду «Локомотива» и обеспечило всю последующую их хорошую игру». После перерыва лидер железнодорожников провел свой третий гол, а затем за нарушение правил против него был назначен 11-метровый, – Ю. М.).
– Виктор Иванович, насколько знаю, вам везло в жизни на хороших людей.
– Да, выбрать жизненный путь мне помог тренер «Локомотива» Алексей Иванович Рожнов: по его совету я поступил в институт физкультуры, он же привлек меня к судейству. А в том, что удалось выйти на союзный уровень, заслуга принадлежит уже Сергею Сергеевичу Рычагову. С его легкой руки я начал обслуживать матчи юношеского первенства республики. Как-то он мне «подсунул» игру военных училищ – Рязанского автомобильного и Тамбовского артиллерийского. Страсти кипели такие, что несколько человек мне даже пришлось удалить, но проверку на прочность прошел. В 1965 году успешно провел сборы и получил назначение главным судьей на матчи первенства страны.
– Более пятнадцати сезонов вы судили матчи чемпионата СССР, наверняка за это время случались и неординарные ситуации.
– Оказывать на меня давление было бесполезно: я был уже преподавателем физвоспитания, солидный человек. Просьбы «помочь» бывали, особенно в южных регионах, но я на них не реагировал. Один год, помню, оценки за судейство выставляли тренеры. Этот эксперимент немало нервов попортил: хозяева, когда проигрывали, частенько придирались, ставили «двойки» и «тройки». Но мне удалось проскочить, ниже «четверки» не получал. Как-то довелось обслуживать матч в Батуми, где местное «Динамо» принимало калужский «Локомотив». Хозяева сразу дали понять, что им нужны два очка, но я их с ходу пресек. Игра была равна, потом динамовцы как-то умудрились забить и выиграли 1:0. Наставник батумцев сразу поставил «отлично», калужский долго думал, но сделал то же самое. Проходит несколько минут, и в судейскую заходит Вячеслав Моргунов, занимавший тогда в федерации футбола РСФСР должность ответственного секретаря. Обошел вокруг стола, бросил взгляд на наши оценки, и тут я у него спросил: «Вячеслав Николаевич, будут какие-нибудь замечания?» А он в ответ так недовольно: «Какие замечания, если даже тренеры вам пятерки ставят».
– Вы судили в основном матчи класса «Б», а пойти на повышение возможности не было?
– Видимо, была, но мне так и не дали толком попробовать. В конце 1960-х годов по итогам одного из сезонов меня включили в десятку лучших судей республики. После этого на сборах я попал в экспериментальную группу, с предложенными заданиями справился и уже летом получил назначение на матч класса «А» (по нынешней классификации – ФНЛ). Но вышло так, что в той встрече из-за положения «вне игры» мне пришлось отменить два или три гола. Никаких замечаний после этого не последовало, но больше назначений на вторую подгруппу я не получал…
– А какие соревнования наиболее запомнились?
Главный судья Виктор Яркин (в центре) перед очередной игрой чемпионата СССР
– В 1977 году я был назначен главным судьей финальных Всесоюзных соревнований «Кожаный мяч», проходивших в Рязани. Это был очень серьезный турнир, в котором принимали участие команды со всего Советского Союза. Мою кандидатуру предложил будущий председатель облспорткомитета Олег Викторов, затем она была согласована в облисполкоме и федерации футбола РСФСР, после чего утверждена ЦК ВЛКСМ. Тогда мне довелось познакомиться с президентом клуба «Кожаный мяч» Михаилом Сушковым, легендарным вратарем столичного «Спартака» Анатолием Акимовым. Ответственность была большая, но все прошло как по маслу.
– Жизнь у вас яркая, было немало интересных встреч. А как вы познакомились с главным тренером сборной СССР по биатлону Владимиром Иерусалимским?
– Мы с ним в одной группе четыре года учились в Государственном центральном ордена Ленина институте физической культуры имени Сталина. Дружили, он был хороший человек и прекрасный лыжник. По окончании вуза он становился призером чемпионатов СССР, а полностью раскрылся уже на тренерском поприще. Группа у нас была сильная, помню, в гонке на приз газеты «Советский спорт» я бежал первый этап за четвертую команду института. Норматив первого разряда выполнил в Москве, здесь такой возможности просто не было: в школе катался на валенках. По возвращении домой несколько лет входил в сборную области, принимал участие в республиканских соревнованиях.
На старте лыжной гонки студенты института физкультуры Виктор Яркин (справа) и Владимир Иерусалимский
– Получилось так, что рязанскому спорту вы посвятили всю свою жизнь. Ни о чем не жалеете?
– Ни в коем случае. Спорт стал моим настоящим призванием, в этой отрасли я отработал 51 год. Тренировал и преподавал физкультуру в железнодорожном техникуме, мединституте, но больше всего – 34 года – отработал в медицинском колледже. За это время появилось множество воспитанников, кому-то помог определиться в жизни, и это, не скрою, греет душу.
– Виктор Иванович, не знаю, когда вы успевали, но ко всему прочему еще и тесно сотрудничали с прессой: ваши заметки помогают восстанавливать историю футбола, лыжного спорта…
– Я бывал на многих соревнованиях, после чего в обязательном порядке составлял отчеты. Поэтому, когда журналист «Приокской правды» Виталий Панкратов попросил меня готовить обзоры для газеты, большого труда это не составило. Тогда я немало времени уделял общественной работе, за которую хоть и не платили, но она приносила удовлетворение. Шесть лет избирался председателем федерации лыжного спорта, проводил семинары и даже читал лекции. Был главным судьей чемпионатов области и города по футболу, многие годы возглавлял областную судейскую коллегию. Через мои руки прошло немало будущих арбитров, два Сергея – Абрашкин и Царапкин получили региональную категорию. И сейчас по возможности стараюсь участвовать в спортивной жизни региона, вхожу в актив Совета ветеранов, занимаюсь инспектированием футбольных матчей.
Юрий МАТЫЦИН