Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№41 от 26 октября 2017 г.
Маэстро и его оркестры
 Педагог, музыкант и гуманист Александр Грущин отметил свое 80-летие с дирижерской палочкой

21 октября 2017 года музыкальная Рязань ликовала, потому что в РМК им. Пироговых широко отмечался юбилей Заслуженного работника культуры РФ, прекрасного музыканта-исполнителя, дирижера и выдающегося педагога Александра Федоровича ГРУЩИНА, чьи именитые ученики приехали на торжество отовсюду (Бельгия, Москва, С.-Петербург). Семнадцать лет возглавлял Александр Грущин Alma Mater – музыкальное училище Рязани (1975–1992 гг.), стоял он и у истоков создания рязанского симфонического оркестра, проработав в нем со дня основания более сорока лет.

Юбилей юбилею рознь, потому что «не всякая птица долетит до»… восьмидесятилетия, сохранив при этом задор, бьющую через край энергию, энтузиазм, – все то, что не всякому человеку свойственно и под силу будет. Смотришь на Александра Федоровича во время репетиции – диву даешься, столько в нем силы и работоспособности! Среди студентов он – равный им, хотя, конечно, Мастер, маэстро, и сединами убелен, но все равно – молодой по духу человек, который общается с учениками без возрастного скрипа, поучительства и надрыва, к месту шутит, бойко делает профессиональные замечания, помогает, подсказывает, легко взлетает на сцену и снова спускается в зал, чтобы лучше услышать, скорректировать, исправить. И забываешь, что перед тобой учитель и ученики, потому что попадаешь в коллектив единомышленников, ведомый опытным наставником, посвятившим свою долгую жизнь служению музыке. Потому и зал полон, и цветов много, и подарков, и тех, кто рад был сказать добрые слова в адрес юбиляра. И не было ни одного равнодушного человека ни на сцене, ни в зале. Настоящий праздник подарил любителям музыки Александр Федорович Грущин в минувшую субботу. 



Именно в его честь играл духовой оркестр студентов и выпускников духового отделения РМК во главе с А.Анисимовым. Во славу юбиляра звучал академический хор, руководимый И.Антоновой. Торжественным маршем Чайковского и «Одой к радости» Бетховена приветствовали именинника музыканты Рязани: русский народный хор РМК (руководитель С.Сухова), квартет кларнетистов. Ученики Грущина играли для него в этот день: С.Мунинкин – выпускник Московской консерватории, окончивший и аспирантуру при ней, А.Оболонский, П.Кульчицкий, А.Шаров, нынешняя студентка РМК А.Дубоделова. Гости вечера с большой радостью снова услышали в стенах училища кларнетиста Д.Ильина, приехавшего из Питера, – там он служит в прославленной Мариинке у Валерия Гергиева, а П.Бахмутов сегодня работает в Москве в оркестре театра у Сергея Безрукова. Всех собрал под своим крылом маэстро Грущин.

В четыре руки сыграли для него Лариса Мазалова и Елена Островская – два блистательных концертмейстера колледжа, работающие в классе Александра Федоровича. Не остался в стороне и Дмитрий Климанов со своим Dixieliqht Band. 

Но самой большой радостью вечера стало родное детище Александра Федоровича – Эстрадный оркестр выпускников отделения духовых и ударных инструментов. Море музыки, радости, восторга и желание, чтобы праздник этот не заканчивался никогда, потому что играли профессионалы. Звучала мировая джазовая классика, дирижировал Александр Грущин. Настроение было прекрасным, а нота последняя – высокой и чистой. И уходить не хотелось.

– А как все начиналось, Александр Федорович?
 
– Я – коренной рязанец, родился на улице Полонского. В семье музыкантов не было, но музыку любили все. Мама занималась домом, отец работал на Сельмаше, играл на семиструнной гитаре. И я стал пробовать. Отец не пустил меня поступать в училище. Я год переждал и все равно пошел. Приняли меня на кларнет. Лишь к третьему курсу я понял, насколько правильно был сделан мой выбор и как мне нравится то, чем я занимаюсь. В детстве я играл на маленькой домбре, в составе народного оркестра выступал. Но деревянные духовые взяли надо мной верх. Потом, уже в училище, добавилась игра на фортепиано, играть я стал очень прилично, хотя в доме инструмента не было. Пианино я потом привез из Германии, где служил в армии три года в ансамбле песни и пляски. Так хорошо служил, что меня никак не демобилизовывали, пришлось обращаться в военсовет, чтобы отпустили.

– За что вас так?

– Я в Дрездене начал музыку писать, создал квартет, много работал с солистами. И мне настойчиво предлагали остаться в армии, но я хотел учиться дальше, соблазна пожить в Германии, обогатиться, что-то приобрести у меня не было. На все деньги, что заработал, я купил пианино. Вот с ним и вернулся в Рязань после службы. И поступил в Саратовскую консерваторию на дневное отделение. В то время там была сильнейшая кафедра духовых, лучше, чем в Москве. Консерваторию я окончил на полгода раньше, потому что уже работал в рязанском училище завучем по воспитательной работе. А потом семнадцать лет – директором училища. 

Даже от тех, кто не числится в друзьях Грущина, я не услышала ни одного дурного слова в его адрес. Все в один голос говорят, что был он прост в общении, без зазнайства и высокомерия, бессребреник и не стяжатель. Человек, могущий конструктивно решать самые сложные вопросы. Но ведь он еще и творческая личность, а потому именно при его правлении в училище родился и до сих пор радует публику всего мира легендарный «Парафраз». И «Радуница» появилась при нем, и, в лучших традициях мирового Биг-Бенда создал свой эстрадный коллектив Александр Федорович. А еще организовал он в училище отдел народных хормейстеров, – исключительно его заслуга.

– Когда я был директором, – вспоминает Александр Федорович, – училище переезжало в нынешнее здание. Вспомнить страшно: мы за три дня(!) перевезли 72 инструмента, подняли рояли и пианино на четыре этажа. Сейчас я бы этот трюк не повторил.

– Если говорить о том времени, чем оно вам запомнилось?

– Единомыслием. Хорошая творческая дружба в коллективе была, какая-то спайка, когда все заодно. Мы много ездили все вместе: то в Большой театр, то в Архангельское. Пели, общались. Сейчас у всех машины, но… «распалась связь времен».

В этом не трудно убедиться, посмотрев на публику в зале. Народу много, но как много и тех, кто, проработав с Александром Федоровичем бок о бок без малого полвека, не пришел на такое знаковое торжество. Не хватило времени, сил, желания? Не захотелось спуститься на первый этаж? Объяснений может быть много, но никакая причина никогда не сможет извинить невежливости и жестокосердия. Речь ведь не идет о подарке – обязательном атрибуте юбилеев. Иногда значимым может стать вещь очень дешевая по стоимости, но самая дорогая по значимости – простое человеческое внимание. И в этом – серьезный просчет тех, кто отвечает в колледже за воспитательную работу, потому что воспитание в студентах высокого нравственного начала должно стать неотъемлемой частью такого элитного учебного заведения, коим является училище музыкальное, потому что «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, и раз она обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в предмет воспитания молодежи» (Аристотель). И на примере бережного отношения к тем, кто творит Музыку, работает ради нее и для нее, тоже можно воспитывать молодое поколение. Хотелось бы, чтобы отвечающие за воспитание об этом помнили, потому что юбилеи коллег, особенно очень серьезные юбилеи, перестают быть только днем рождения педагога N, но становятся знаменательным событием того учебного заведения, которому посчастливилось быть причастным к столь неординарному значимому событию. 

А мы тоже поздравляем выдающегося музыканта и педагога Александра Грущина со знаменательной датой и желаем ему еще много славных творческих лет на благо учеников и благодарной публики, которая его искренне любит.
 
Ольга МИЩЕНКОВА