«Культура отмены» – в современном мире так обычно называют забвение политиков, актеров, деятелей искусства, натворивших или сказавших что-нибудь особо осуждаемое обществом. Вжух! – и человека словно больше нет: о нем не пишут в СМИ, не приглашают на значимые события и даже не подают руки.
Иллюстрация: Георгий Титов / «Новая»
Боязнь глобальных перемен
В Рязани уже можно говорить о сложившейся культуре отмены транспортной реформы. Как только очередной проект представляют, через некоторое время раздаются голоса, мол, он далек от совершенства, что надо что-то там доработать. А потом о документе забывают. Словно и не было такого. Ездят по городу автобусы с троллейбусами – и хорошо. Не надо нам глобальных перемен.
24 октября стало известно, что рязанский губернатор Павел Малков приостановил реализацию новой транспортной модели в областном центре.
– Здесь нам важно еще и не напортачить. Я вижу в соцсетях много обращений граждан, люди высказывают определенные опасения и замечания, – сказал он.
Вроде бы никакой конкретики, но проект поставлен на паузу. Тот самый перечень реформ, о котором рассказали в рязанской мэрии всего за пять дней до этого, 19 октября.
Но ведь что-то очень похожее уже происходило в 2018-19 годах. Тогда разработку транспортной концепции поручили санкт-петербургской компании, которая представила свои предложения – в довольно толстой папке с текстами, план-схемами и диаграммами – горадминистрации и гордуме. Прошло всего несколько дней, и депутаты на заседании стали говорить: «Это очень сыро», «Это требует доработки», «Мы это отклоняем».
Папку вернули, и никакой доработки не последовало. Произошла классическая отмена: забыли и замолчали.
Во что вылились 25 миллионов?
Еще в 2022 году Павел Малков назвал реформу транспорта в Рязани одним из приоритетов своей работы. Вскоре после этого областной центр посетил бывший министр, а теперь помощник президента Максим Орешкин, который пообещал помощь в развитии городского транспорта.
Разработкой последнего на сегодняшний день варианта транспортной модели за 25 миллионов рублей занималось ООО «СтройИнвестПроект». Городские власти летом объявили, что итоги работы покажут общественности только в 2024 году, но в сентябре вдруг анонсировали скорую презентацию.
Наконец 19 октября перед журналистами выступила руководитель проектов «СтройИнвестПроекта» Елизавета Игнотенко. По ее словам, опрос двух тысяч рязанцев определил цели, направления, частоту их поездок и виды используемого транспорта. Недостатки выявили давно известные: недостаточное количество и вместимость автобусов, постоянное дублирование маршрутов, несоблюдение перевозчиками обязательств по договорам.
Было придумано, как оптимизировать маршруты. Разработчики предложили шесть из них – 32, 33, 45, 53, 66 и 88 – отменить совсем. В принципе, 88-й действительно практически повторяет 7-й, а 45-й уже фактически скончался без чиновных распоряжений.
На восьми маршрутах – 20, 21, 30, 42, 58, 68, 85 и 90 – задумали внести корректировки. И это тоже совершенно понятно: 58-й сейчас петляет, как заяц, а 42-й то ездит, то не ездит, в зависимости от потребностей промузла в Недостоеве.
В городе планируется сделать основными диагональные маршруты – 99, 95, 90, 77, 73, 50, 49, 47, 46, 75, 30, 20, 8 и 7, а также магистральные – 17, 16, 13 и 6. На них установят интервал движения в час пик не более десяти минут, а в остальные часы – не более двадцати.
Что ж, жители трех рязанских окраин – Ситников, Соколовки и Никуличей – авторы наибольшего количества жалоб в мэрию в начале 2023 года, – услышав это, вполне могли бить в ладоши.
«Посмотреть и углубить»
Но почему через пять дней после презентации вроде бы разумные идеи были «отправлены на доработку»? Здесь есть несколько вариантов ответа.
1. Быть может, «СтройИнвестПроект» вызвал раздражение у чиновников – запланировал серьезно увеличить число муниципальных машин, направить транспорт на новые отрезки улиц, которые из-за этого теперь придется чаще ремонтировать.
2. Возможно, включилось «лобби перевозчиков», которые год за годом тяжкими трудами кроили для своих машин путаные и петляющие маршруты, пользующиеся спросом у большого количества пассажиров. С другой стороны, сегодня многие частные микроавтобусы специально дублируют муниципальные маршруты, отнимая пассажиров у МУП «УРТ» и вгоняя его в убытки – и что же, согласиться с революцией в пользу муниципалов?
3. Можно предположить, что сыграла роль близость президентских выборов в марте 2024 года, когда любые нововведения – хоть хорошие, хоть плохие – вызовут у народа недовольство то ли прежними, то ли нынешними действиями властей. А может быть, просто пробудят нежелательные мысли о простоте перемен.
Губернатор 24 октября озвучил некоторые аргументы, доведенные до него.
В соцсетях сквозило возмущение планами отмены отдельных маршрутов. Что ж, действительно, именно так думает немалая часть пассажироперевозчиков.
Владельцы личного автотранспорта выражали негодование по поводу выделенных полос для общественного транспорта. И тут тоже понятно, кто недоволен – жертвы пробок на Московском шоссе и Первомайке, завидующие народу в общественном транспорте.
– Я прошу взять определенную паузу для более глубокого осмысления с учетом всех вопросов, на которые надо дать ответ, – сказал Павел Малков градоначальнику (пока еще в статусе и.о.) Виталию Артемову. – Еще раз на предлагаемые решения посмотреть и их углубить…
Сколько времени на это уйдет, пока неизвестно.
Тарифный галоп
С 1, 5 и 10 ноября несколько перевозчиков-маршрутчиков объявили о повышении цены билетов. Это противоречит заявленной год назад государственной концепции: повысим тарифы за ЖКХ и транспорт, но далее до президентских выборов ничего повышать не будем. Стоимость проезда вырастет на большинстве коммерческих маршрутов с 30 до 33 рублей – на 10%. Кое-где, правда, останется и по 30 рублей. А МУП «УРТ», взимающее по карточкам всего 25 рублей за поездку, пока ничего о своих новых планах не заявляло.
Елизавета Игнотенко 19 октября сообщила, что во время обсуждения новой транспортной модели поднимался вопрос об удорожании проезда. По ее мнению, «тарифы сейчас занижены». И это после прошлогоднего подорожания с 27 до 30 рублей.
Идеалом же провозглашен так называемый «регулированный тариф», предусматривающий субсидии из городского и областного бюджетов, которые должны покрывать расходы перевозчиков.
Ведь это позволит чиновникам вступать в различного рода отношения с «более приближенными» и «менее приближенными» компаниями перевозчиков, не правда ли? Как это было несколько лет назад. С некоторыми тогдашними «подвигами» до сих пор ФАС разбирается. В 2023 году закончился суд о действиях муниципалов, заключавших с иногородними перевозчиками типа «Вест Лайна» без всякого конкурса по 120 договоров в месяц – по одному документу подписывалось чуть ли не каждые 4-5 часов.
Если системных правил как не было, так и нет, а работать надо, чиновник потрудится и в ручном режиме. Были бы желание и выгода.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ