При каких условиях возможна организация платных муниципальных парковок в Рязани?
У Великой французской революции 1789г. был лозунг: «Большая дорога принадлежит всем!», а одним из первых декретов революция отменила право привилегированного проезда для королевских экипажей. Рязань наших дней имеет все шансы повторить этот европейский опыт XVIII века.
Рязанские муниципальные власти реанимировали вопрос об организации платных парковок. Конечно, город необходимо избавлять от автомобилей – их слишком много, транспортная инфраструктура для такого количества железных коней не предназначена. Но есть несколько очевидных аргументов против введения денежных сборов за право приезжать в центр Рязани на личном транспорте.
Во-первых, отсутствие нормальной альтернативы. Если люди начнут пользоваться общественным перевозчиком – это безусловное благо, во многих городах мира идут по этому пути и стимулируют муниципальный транспорт. Но у нас он находится в предынфарктном состоянии: автопарк старый, неудобный. Или, может, автомобилистам предложить пропихиваться в тесные маршрутки? Выходит, платные парковки либо окажутся неспособны заставить людей отказаться от поездок на своих машинах (и таким образом станут просто дополнительным видом поборов с граждан), либо приведут к расслоению на основе финансовых возможностей. По дорогам смогут ездить только богатые, а малосостоятельные и даже представители среднего класса будут вынуждены терпеть серьезные неудобства.
Согласно недавнему исследованию Финансового университета при правительстве РФ, число бедных рязанцев за последний год выросло на четыре процентных пункта и составило 57% жителей. Доходы более чем половины горожан позволяют им купить только предметы первой необходимости. При этом лишь 12% рязанцев имеют деньги для покупки нового автомобиля. По факту внедрение платных парковок грозит еще большей дискриминацией граждан по имущественному признаку. Махатма Ганди во время работы в Южной Африке сталкивался с тем, что «цветной» не имел права передвигаться по тротуарам в Трансваале – полицейские грубо выталкивали его на дорогу. В Рязани хотят запустить обратный процесс – спихнуть людей с дороги на тротуар.
Во-вторых, платные парковки могут привести лишь к тому, что на этой теме нагреют руки частные дельцы. Как на дополнительном налоге для дальнобойщиков еще больше собрался обогатиться близкий к Кремлю клан Ротенбергов, так и в Рязани, безусловно, найдутся желающие собирать деньги с автовладельцев на пустом месте. В кризис крупный бизнес старается компенсировать свои потери – за счет низов, естественно. Мы видим, что так называемое государственно-частное партнерство в монопольных сферах приводит лишь к росту несправедливости и необоснованным поборам. Так будет продолжаться до тех пор, пока не будет пересмотрено отношение к собственности.
Эту несправедливость нельзя устранить ни изменением поведения власти, ни даже ее сменой. Все это бессмысленно, если нетронутыми остаются экономические рычаги, стоящие за системой власти. Перспектива несколько видоизменить политический расклад и даже ввести в органы власти горстку радикальных оппозиционеров никак не угрожает принципам извлечения ренты. У нас нередко за политическую борьбу выдается борьба с волнами, а не с ветром. А за «внесистемность» – просто нежелание договариваться с властью о процентах на выборах, тогда как экономические основы существования системы остаются в неприкосновенности. Борьба с коррупцией, за честные выборы и прочее – это всего лишь пенка капучино.
Ну и, наконец, в третьих. Проблема в пропасти недоверия между обществом и властью. Граждане изначально критично настроены по отношению к чиновникам. И почти любое решение, которое выйдет из-под пера не обладающей легитимностью гордумы, с высокой долей вероятности будет встречено в штыки.
С другой стороны, власти тоже не доверяют людям. На самом деле, в необходимости организации платных парковок при должном подходе можно было бы убедить большинство населения. Я выше перечислил аргументы против, но есть и очевидные «за». Можно было бы, например, вынести этот вопрос на местный референдум и таким образом разделить ответственность за решение со всеми рязанцами. Но власть боится непредсказуемости, не верит в мудрость народа.
Вот формально приглашают, к примеру, людей «с улицы» принять участие в публичном обсуждении бюджета на будущий год, но при этом не оставляют пространство для маневра. Фактически эти слушания бессмысленны, повлиять на что-либо невозможно. Хотя можно было бы выделить пусть 15 миллионов рублей (это десятые доли процента от общего «пирога») на свободное распределение. Механизмы известны: горожане из числа выбранных жребием добровольцев решают сами, на что пустить эти деньги. Поставить ли спортивную площадку в каком-либо дворе, благоустроить ли парк, отремонтировать ли центр детского творчества. Подобные проекты партисипаторного бюджетирования реализуются не только на Западе, но даже в некоторых российских муниципалитетах. Таким образом, совместная работа горожан и чиновников позволяет настроить диалог на конструктивное решение поставленных вопросов, повышает ответственность граждан, непосредственно вовлекает их в процесс управления.
Но что-то мне подсказывает, что в Рязани к подобным экспериментам не готовы. Чиновники симулируют работу общественников через ТОСы и всевозможные палаты и советы – тщательно отобранные, конечно. За два года существования общественной палаты Рязани вся ее работа свелась только к тому, чтобы собраться даже не на обсуждение, а на принятие к сведению информации о передаче «Водоканала» в концессию. Желавших принять участие в мероприятии авторитетных гражданских активистов и независимую прессу на заседание не пустили.
Обычная рязанка Светлана ЕГОРОВА, не ангажированная никакими политическими силами, на прошлой неделе по собственной инициативе организовала сбор подписей против передачи «Водоканала» в частное управление. Воспользовалась информацией «Новой газеты» и составила простенькую петицию. Когда ее поддержали более сотни человек (на момент написания материала уже 400, – ред.), Егорова решила отнести подписи губернатору. Как ответственный гражданин позвонила по телефону, указанному для обращения жителей, объяснила проблему, сказала, что от лица этой сотни человек хотела бы попасть на прием к главе региона. Однако ей ответили, что Олег КОВАЛЕВ в этом году вообще закончил прием рязанцев. Предложили отправить подписи по интернету и тогда о них, возможно, и доложат первому лицу.
Другой обратной связи у них для нас нет. Хотя, вопреки распространенному заблуждению, даже не бизнес формирует региональные бюджеты – основное налоговое бремя несут физические лица. Но граждан не подпускают к процессу принятия решений. Кто платит, тот у нас музыку не заказывает.
Сергей ЕЖОВ