Первый этап благоустройства микрорайона Шлаковый жестко раскритиковали те, кто не участвовал в обсуждении и сборе денег
В жизни Шлакового в ноябре произошло событие: впервые за 35 или 40 лет благоустроили сквер за остановкой «Теплоприбор», и не только. Вместо рытвин по щиколотку проложили новый асфальт и ливневку между магазином «Магнит» (находится на первом этаже дома № 14/1 по Куйбышевскому шоссе) и сквером, отремонтировали напрочь убитую дорогу, которая проходит мимо местного отделения Сбербанка, сделали новый тротуар вдоль Куйбышевки. Летом привели в порядок проездной двор дома № 14/1 – его состояние было таково, что грузовики в ямах застревали. Народ остался недоволен: «Не очень похоже на сквер: места маловато», «Положить плитку и установить кладбищенские заборчики – не значит благоустроить», «На лавках уже пьют сидят», – оценили работу рязанцы, которые, вероятнее всего, не живут на этой окраине и не участвовали в сборе средств по программе местных инициатив.
О скверном состоянии сквера и прилегающей территории заговорили лет семь назад, но – единицы. Три года назад начали публично возмущаться жильцы дома № 14/1 и активные жители поселка из других домов. На обезображенной временем и невниманием властей площадке начали появляться всевозможные комиссии, которые охали и разводили руками: на ремонт сквера денег нет, а площадка перед «Магнитом» и вовсе принадлежит в равных долях собственникам квартир и нежилого помещения на первом этаже – они и должны делать ремонт за свой счет. Тупик. Тупик, из которого все равно надо было найти выход, потому что по колдобинам на перекрестке Куйбышевского шоссе и Трудовой было страшно ходить даже летом.
Примерно с 2018 года инициативная группа жителей, депутат Рязгордумы Светлана Ворнакова вместе с помощницей Натальей Соболевой и представителями мэрии обсуждали варианты решения проблемы, и один все же нашелся. Даже два: областная программа поддержки местных инициатив и нацпроект «Жилье и городская среда». По второму проекту летом благоустроили двор, по первому – сквер. Не так трудно было попасть в эти программы, как «раскачать» жителей поселка. Сначала они вполне резонно заявили, что государство за несколько десятилетий не выделило ни копейки на ремонт асфальтового покрытия в поселке, потом долгое время разводило руками: «Денег нет». Потом и вовсе оказалось, что площадка с дырявым асфальтом принадлежит собственникам квартир и нежилого помещения дома № 14/1 – они должны ремонтировать собственность за свой счет. Таких средств у жильцов рядовой пятиэтажки, естественно, не нашлось. Но и жить в окружении адских рытвин уже не было возможности. Федеральный и областной проекты благоустройства городской среды оказались, хотя и вынужденным, выходом из ситуации.
По проекту поддержки местных инициатив нужно было собрать 10% от 2,5 млн руб. – в эту сумму оценили работы по благоустройству сквера. Сбор шел «со скрипом», далеко не все согласились пожертвовать даже малую сумму на благоустройство поселка. Подрядчику пришлось снизить стоимость услуг, но работы все же были завершены.
И тут появились критики.
До появления обновленного сквера они не знали о его существовании, не видели его состояние. Они не участвовали в обсуждении проектов и сборе средств. И вряд ли приедут на Шлаковый, чтобы обсудить, как быть с остальными проблемными участками. А обсуждения будут, предстоят и новые проекты – активные жители не махнули рукой на оставшиеся в поселке ямы и не отказались от дальнейшей борьбы за нормальную, человеческую инфраструктуру.
Жители поселка в ближайшем будущем собираются напомнить властям, что точечная застройка дворов недопустима, а обещанного несколько лет назад рынка до сих пор так и нет. Как нет ни одного тротуара поблизости от детского сада № 69, ведущие к нему пути – либо протоптанные в грязи тропинки, либо разбитая автодорога. Пешеходные и автодороги по улицам Рытикова и Трудовой, в районе улицы Пугачева, разбиты строительной техникой, которая подъезжала к новостройкам, и не отремонтированы.
Теперь активисты поселка точно знают, что благоустроить все это вполне возможно. Были бы желание, единомышленники и своевременная помощь. В первую очередь – от критиков.
Екатерина ВУЛИХ