Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№45 от 26 ноября 2020 г.
Град увлеченный
 Внеклассные занятия вдохновляли детей позднесоветского поколения куда больше, чем рутинные обязательные уроки

Когда я общаюсь с родителями сверстников моего сына-подростка, одна из главных тем наших разговоров – перегруженность школьной программы сложными заданиями, которые очень часто отвращают ребят от изучения большинства предметов. Дети просто не успевают сделать «домашку», а ведь им еще вечером идти на танцы, бисероплетение, футбол или английский. 

В результате – двойки или тройки на уроках за наспех выполненные упражнения и разочарование в любимых хобби, на которые тратилось столько времени и сил. 

Лет тридцать назад, на заре моей туманной юности, увлеченных спортом, языками или каким-то полезным ремеслом парней и девчонок было, пожалуй, побольше, при этом учителя не обременяли нас обширными и трудновыполнимыми домашними заданиями. Иногда мы с удовольствием оставались в школе и после уроков, чтобы посетить интересные кружки, где можно было в игровой и доступной форме получить новые знания и умения. 

Некоторые мои друзья из 53-й рязанской школы ходили в технический кружок, где высокий как коломенская верста трудовик Александр Евгеньевич учил работать на станке с железяками и деревяшками. 



Логичным продолжением уроков русского языка и литературы был кружок «Родное слово», на котором мы подбирали синонимы к словам, делали вместе с нашей первой учительницей Марией Васильевной сложные задания по развитию речи. Потом эти знания здорово помогли писать сочинения. 

Очень познавательным был и географический кружок, где Татьяна Ивановна, по совместительству парторг школы, играла с нами в совершенно безыдейное лото. Вместо цифр на карточках портреты мореплавателей, очертания стран, фотографии городов, горных систем и различных чудес природы. 

Такое ненавязчивое открытие мира здорово подпитывало любовь к географии как минимум у трети класса. Причем все наши учителя, ведшие эти внеклассные занятия, не талдычили об исключительной значимости своего предмета, не пересказывали историй из личной жизни и не обзывали нарушителей дисциплины словами из казарменного обихода. 

Сменился век, за ним стиль и слог, непомерно расширились рамки приличия и одновременно съежилось чувство такта. Школьные кружки кое-где сохранились, но чаще всего они напоминают совсем другие геометрические фигуры с обилием острых углов.
Денис ПУПКОВ